Страх и агрессия неразделимы

Дмитрий Туэло
        Недавно обратил внимание, что практически все политологи, экономисты, социологи, правоведы, историки, философы и другие специалисты в интеллектуальных сферах деятельности, активно пропагандирующие свои взгляды на жизнь и прогнозы на будущее, основываясь на знаниях, присущих их профессии - в большинстве своем, не обращают внимание на суть человека, на программы, заложенные в физическое тело, выражаемые в виде инстинктов и эмоций, играющих важнейшую роль в массовых, тем более, исторически значимых явлениях.

        Например, как мне кажется, довольно легко объяснить волнения в Беларуси происками врагов и тлетворным влиянием Запада, хотя в республике созданы все условия для стабильности, тихой бытовой радости, главные возмутители спокойствия либо сидят по тюрьмам, либо просто исчезли без следа, многие эмигрировали. Казалось бы, что надо человеку, как выразился один из героев картины «Белое солнце пустыни»: «…хорошая жена, хороший дом, что еще надо человеку, чтобы встретить старость…».

Но намного труднее объяснить массовое «сумасшествие» сотен тысяч людей, особенно тех, кто не задействован в активной физической деятельности, к кому можно отнести домохозяек, студентов, независимо от профессии и рода занятий оппозиционеров, националистов, служащих, представителей интеллигенции, в меньшей степени рабочих.

В какой-то мере можно объяснить лавинообразное развитие протестных действий «эффектом сотой обезьяны», отвергаемой ортодоксальной «наукой», это явление имеет место повсеместно в мире и не только среди обезьян. Если коротко – на одном из островов Японии обезьяны научились чистить овощ батат перед употреблением. Как только количество обученных приматов на этом острове достигла условно сотни особей, на других островах, в зоопарках и лесах Японии все обезьяны, не проходя обучения и не имея контактов с обученными, сами, самостоятельно стали также очищать клубни.

Так и люди, особенно женщины и женоподобные мужчины, не обучаясь специально, бросились поголовно напяливать на себя драные джинсы и покрывать тела татуировками. В Интернете каждый может найти фото сына одной знаменитой актрисы, разрисованного до такой степени, что его смело можно внести в состав тех, которые на островах Японии.

Также, эффект эмоционального заражения людей друг от друга, когда они имеют примерно одни и те же резонирующие вибрации, можно наблюдать на стадионах и других зрелищных мероприятиях. В данном случае, если не принимать сложно выражаемые звуки, извлекаемые физическими телами болельщиков, чем они отличаются от других представителей класса приматов?

Так что, эффект сотой обезьяны в Беларуси просматривается, но и он однозначно не объясняет причины появления массового безумия толпы, по-другому это назвать и язык не поворачивается. Нет же видимых предпосылок, с чего это вдруг именно часть населения, имеющая избыток времени и, судя по фотоснимкам и видео, не изможденная непосильным физическим трудом, вдруг воспылала обостренной жаждой справедливых выборов президента?

Попробуем объяснить причину стихийных массовых явлений, куда можно отнести революции, перевороты, захваты, войны, протесты, как правило, сопровождаемые злобой, ненавистью, агрессией одних групп населения по отношению к другим, научными фактами, полученными специалистами в области этологии.
Ниже приведены выдержки из работы В.Р. Дольника «Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев», опубликованной в журнале «Природа» в 1993 г и книги автора «Короткий путь домой», 2010.
 
        Работа специалиста этолога настолько интересная, можно сказать, фундаментальная для изменения сознания при взгляде на животный мир и человека, что пересказать своим словами получится только хуже. Поэтому привожу практически без изменений содержание работы В.Р. Дольника, с незначительными комментариями и дополнениями.

        Этология – это наука об инстинктивном, врожденном на основе генетических программ, поведении животных. Этологи научились распознавать эти программы и прослеживать их изменение, модификации, преобразования в процессе эволюции.  У каждого животного существует значительный набор программ, созданных для выживания в условиях его обитания, в основе программ заложен принцип соответствия реакции тела на определенный вид внешнего воздействия на него. Не обязательно на каждый вид воздействия имеется определенная программа реакции животного, нередко для даже несхожих внешне форм поведения существует одна и та же программа. Программа поведения срабатывает в ответ на определенный сигнальный стимул, признаки которого заложены в программу, а иногда в нее заложен ряд признаков.

        Для достижения цели, у животных имеется несколько программ («не мытьем, так катанием»), причем они возникли в разное время, в течение сотен, тысяч и сотен тысяч лет. Некоторые работают всегда, а некоторые сохранились как атавизм, т.е. имеются в наличии, но приспособить их некуда, поэтому они теряют свою способность проявляться, так как взамен их появилась другая способность реагировать на то, либо другое воздействие. Например, тело человека умеет шевелить ушами, как у собаки. Но программа движения уха атрофирована и не у всякого человека она проявляется. Но может каждый и, если потренироваться, то обязательно получится, если очень хочется.

        Задача распознавания стимула к реализации программы сложна, нередко программа включается только по некоторым признакам стимула, поэтому именно набор программ и стимулов создает систему врожденных знаний об окружающем мире и правилах поведения в нем. То, что мы называем инстинктами.

        В своей повседневной жизни, если на то нет особой причины, человек обычно не обращает внимания на врожденную мотивацию своего поведения, он ее не чувствует. Многие не задумываются, что они также являются в некоторой и даже значительной степени одним из видов животного мира, а некоторые просто это отрицают, выделяя себя в особое существо, не подчиняющееся законам природы. Посмотрим, что же представляет из себя животная составляющая человека на примере поведения животных.

        Тело дано нам в качестве инструмента для жизни и познания, программы которого существенно влияют на наше сознание, наше представление об окружающем мире. На определенном этапе эволюции наше сознание, наши привычки, обеспечивающие существование на Земле, переходят в сдерживающий фактор для приобретения сознания Высшего «Я», иными словами, высокого сознания. От этого фактора рано или поздно придется избавляться, хотим мы этого или нет.

        Практически, во всех восточных учениях страх считается одним из главных сдерживающих факторов развития человека. Об этом же говорится и в Агни-йоге, и в работах теософов, и многих других, посвященных эволюции человека. А вот то, что страх и агрессия неразделимы, доказали именно специалисты этологи.

        В быту агрессия обычно ассоциируется с нападением. В этологии же эти понятия разделимы, агрессия – это действия, сопровождаемые злобой, яростью, ненавистью. Нападение же без злобы не является актом агрессии.  Например, волк ловит зайца просто потому, что есть хочется. Трудно представить, чтобы охотник злобно напал на утку, рыбак не просто с радостью, а со злобной радостью выудил рыбку… Факт нападения имеется, но агрессии нет, одно удовольствие и даже радость – попал, поймал, не убил, так отдохнул. Главное, нет неприязни, злобы к жертве. А вот агрессивное поведение вызывается именно злобными эмоциями.

        Примеров возникновения агрессии из-за страха множество, конфликтуют особи как разных, так и одного видов по самым разным причинам. Можно не поделить самку, территорию, пищу и т.д. Самое главное и неотъемлемое при этом то, что вступая в конфликт, животное всегда испытывает страх и агрессивность одновременно! Но в разной степени, в зависимости от ранга противника.

        Этологами замечено, что при отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить ее накапливается и бывает достаточно мелкого повода, чтобы она вырвалась наружу. Опыты такие проводились на рыбках, обезьянах, наблюдения на множестве сообществ разных видов и это явление оказалось присуще всем, без исключения, животным. Но и людям тоже. Это хорошо видно на примере замкнутых коллективов людей, временно оторванных от общества и, как правило, при отсутствии напряженной, требующей значительных физических усилий работы.

        Дело в том, что в обычной жизни агрессивность снимается через массу незначительных конфликтов, порой даже не замечаемых. Выругался и пошел дальше, на работе постучал молотком по пальцам вместо гвоздей, и домой пришел счастливым. Наверное, многие нередко могли видеть странную картину – после скандала человек поет. Пусть не как оперный певец, пусть мурлычет что-то себе под нос, но ему неким образом все-таки «радостно». Потому, что с актом агрессии ушел и страх – самое тягостное состояние живого существа на Земле. Биологи-этологи утверждают: управлять агрессивностью мы можем, но полностью устранить ее – нет! Также они утверждают: ограждая агрессивную личность от раздражителей, мы не снижаем ее агрессивность, а только накапливаем!

        Изучая повадки животных и поведение человека в сходных ситуациях, найдя соответствующие «встроенные» программы, биологи сделали вывод, что человек, хотя и находится на вершине творения природы, все же остается на 100% животным, так как устранить программу мы не можем, только регулировать степень ее проявления.
Примечание. В данном случае можно простить биологов, тем более советских атеистов, что под понятием «человек» они представляют только человеческое физическое тело, не беря в голову наличие души и прочих тонких тел. И даже здесь просматривается вредное влияние западной науки, которое метко охарактеризовал в свое время Михаил Задорнов: «… В комнате нет никого, заглядывает иностранец и говорит «nobody», т.е., нет тела. Заглядывает русский – «ни души»…».

        Этим (100%-ным) утверждением ученые подтверждают, что программы поведения, как реакции на воздействие окружающего мира, настолько устойчивы, что никакие эволюции, изменения в среде обитания, модификации не устраняют саму программу. То есть, это непреложный Закон Природы, Творца! По аналогии с миром животных, этологи утверждают, что рано или поздно программа сработает (на примере агрессивности) и мы, как животные, ничего с этим поделать не можем и лучшего придумать нельзя, как дать нам возможность в приемлемом для всех варианте прожить на 100% животную жизнь. А как же душа, сознание, чувство долга, разум, мудрость, любовь? Эти качества имеют подчиненное значение, т.к. инстинкт (программа) все-равно возьмет верх?

        Не будем углубляться в размышления, мы же знаем, что это так только отчасти, на определенном этапе эволюции человека. Условно, на первом этапе он ведет себя как стопроцентное животное, получающее опыт существа на вершине пищевой цепочки, не более. На втором этапе усиливается роль Закона притяжения к Высшему «Я», при полном блокировании информации об этом Законе, что раскрывает творческие способности уже личности, а не только животного. На третьем этапе, программы выживания в животном мире становятся, как мы уже говорили ранее, мешающим фактором для дальнейшей эволюции, творческой эволюции при полном осознании ее путей.

        Агрессия не только может накапливаться, но и переадресуется. Переадресованная агрессия более слабому и не виноватому играет важную роль в поддержании иерархии. И это явление непреложно, как воздухом дышать. Абсолютно все мы и не раз могли наблюдать, как сильный унижает слабого потому, что сам слаб… И на примере животных, и на примере людей.Очень ярко явление переадресованной агрессии представлено в кинофильме «Ночные забавы», где обманутый муж-рогоносец набрасывается не на любовника жены, являющегося непосредственным его начальником, а на случайного свидетеля безобразной сцены…, тяжелое впечатление.

        Агрессия и страх неразделимы. Эту фразу мы будем повторять неоднократно, как мантру, так как, от четкого осознания этого факта зависит объективная оценка очень многих поведенческих реакций как отдельного человека, так и больших масс и даже государств.

        Изначально агрессия предполагает нападение, нанесение ущерба, лишение жизни… Но, по мере эволюции, так как программа выживания самообучающаяся, т.е., способная срабатывать  с учетом вновь встречаемых стимулов, а страх в данном случае является реакцией, направленной на сохранение способности выживать и вновь проявлять агрессию в необходимых случаях, то у большинства животных нападение сменилось демонстрацией угрозы нападения.
 
        Иными словами, страх не выиграть в схватке, потерять жизнь и тем самым, утратить способность проявлять жизнь, пусть агрессивную, заставил выработать особую форму поведения, когда себе же лучше попробовать напугать, но не более. Эта реакция на раздражение оказалась очень полезной для сохранения вида, а значит, и энергетического баланса в круговороте пищевых цепочек. У человека эта модифицированная программа агрессии-страха стала спасением для человечества.

        Как проявляется демонстрация угрозы? Очень просто. Это соответствующие позы, намекающие на намерения нанести поражение и демонстрация оружия - плавников, рогов, шипов, хвоста, зубов, кулаков, крепких мышц, дубины, камня в руках, лома, ножа, пистолета, автомата, пулемета, артиллерийского орудия, ракет малой, средней, большой дальности с начинкой простой, не простой, ядерной и т.д., по мере развития нашей цивилизации. Вот вам еще информация для размышления об эволюции человечества…

        Обезьяна при демонстрации угрозы скалит зубы, противник тоже и не уходит, силы равны. Если одной пасти мало, тогда вступают в «битву» мышцы морды лица, то бишь, физиономии. Сужаются глаза, появляются морщинки на лбу, верхняя губа прижимается к носу… Если и это не срабатывает, недостатки мимики компенсируются устрашающими звуками, затем в ход идут угрожающие жесты и демонстрация «наступательного» вооружения. Надо ли говорить, что может скорчить из себя человек при угрозе нападения? В отличие от обезьян, кроме всего прочего, он может устрашить противника боевой раскраской лица, а звуки издавать в такой форме, что они могут показаться речью, а по мере развития речи эффективным стало поношение! На расстоянии, для сохранения человечества как вида!

        У всех, без исключения, животных сообществ имеется еще одна врожденная программа устрашения: кто больше, тот сильнее! Практически, так оно и есть. А если есть такая программа, то ее можно попробовать обмануть из-за страха быть съеденным. Вот оно, проявление саморазвития программы при доминировании фактора страха. Например:
1) Мраморная лягушка может надуваться до умопомрачительных размеров. 2) Люди от важности (или от страха, что кресло отнимут, например) надувают грудь. 3) Военные шьют кители с приличным слоем ваты. 4) У некоторых племен вожди толстые. 5) У многих животных угрожающе поднимается шерсть, птицы распушают перья, раскрывают крылья. 6) У человека с пониженным самообладанием волосы встают дыбом. 7) Четвероногие животные встают на задние лапы, ноги, копыта. 8) Змеи в противостоянии тянутся вверх, пока одна из них буквально не унизит себя падением от усталости. 9) Воины напяливают на себя высокие шапки, украшают перьями, офицеры – соответствующие фуражки. 10) Птицы стараются на деревьях занять ветку повыше. 11) Властитель обязательно придумает себе трон на возвышении - атрибут власти. Заставить смотреть снизу вверх – значит дать почувствовать превосходство над собой. 12) Медведь на своей территории встает на задние лапы и царапает кору дерева как можно выше, с целью показать свой значительный рост. Интересное наблюдение при этом: периодически медведь обходит свои владения и проверяет, не появились ли царапины на деревьях выше его меток? Приходилось наблюдать в горах, где нет высоких деревьев, как медведь пытался оставить свои царапины даже на опорах высоковольтной ЛЭП.

        Цель всех этих манипуляций – «унизить противника». В прямом смысле унизить – значит повалить, бросить на землю, положить ниже, это поражение. Этого, в принципе, достаточно, чтобы доказать свое превосходство над противником и вынудить его уйти со своей территории или не зариться на чужое. Так устроено у животных. У людей такое «унижение» приемлемо в спорте, например, но никак не в драке. В драке, к сожалению, за «унижением» нередко следует продолжение, которое ставит человека «превосходящего» на уровень ниже, если не плинтуса, то самого «примитивного» животного.

        У животных много видов вооружений, которые в стычке могут привести к максимально плачевным результатам. Это, например, яд у насекомых, змей, зубы некоторых земноводных, копыта у лосей, сила, зубы и когти у медведя и т.д. Поэтому, естественный отбор вырабатывает, либо Творец изначально ввел, программу запрета на применение «оружия» внутри вида.

        Система запретов и составляет естественную мораль. Она тем сильнее, чем мощнее вооружение животного. Змеи при дележе территории вытягиваются друг перед другом, но не кусают никогда и даже отворачиваются. Сильно вооруженное животное, ослабев от усталости, может подставить самое незащищенное место противнику, которому мораль диктует мгновенно убрать свое оружие, это действует автоматически. Еще Лоренц вывел в свое время: у сильного животного сильная мораль, у слабого – слабая! Человек - слабо вооруженное животное (в интерпретации биологов), поэтому у него слабая мораль.
 
        Примеров проявления его слабой морали приводить не хочется, все и так знают. Специфика современности состоит в том, что, усовершенствовав оружие, человек оставил свою мораль на прежнем уровне и поэтому только страх является действенной мерой сдерживания в его применении. С сильной моралью, характеризуемой отчасти такими понятиями, как не убий, не кради, не трогай детей, не лезь на чужую территорию, не бей в спину и т.д., можно прожить в идеальной среде, где главенствуют законы морали. Там же, где эти законы имеют второстепенное значение, жить с сильной моралью либо очень тяжело, либо невозможно. Поэтому, для достижения цели имеются обходные пути, которые для очень многих представителей человечества стали основными, главными.

        У человека имеется наиболее ярко выраженная программа на условия, когда запрет можно нарушить. Эта программа называется так: «Нельзя, но если очень хочется, то можно». А для реализации программы существует еще одна, направленная на формирование необходимых для этого условий, специфика которой – разделение общества на своих и чужих. Сильные запреты, при этом, действуют на «своих», слабые – на «чужих». Кто же это, «свои» и «чужие»? А все. В детском садике группы, в школе классы, в быту соседи, сослуживцы, единоверцы и неверные, богатые-бедные и т.д. Наблюдательный человек может заметить, как определенные заинтересованные отдельные лица, либо организованные группы людей, в том числе и под флагом государства, нередко «включают» указанную программу, натравливая невежественных граждан или сограждан друг на друга, разделяя их на «наших» и «не наших». Для чего – догадайтесь с двух раз…
        Пожалуй, сказанного выше достаточно для того, чтобы анализируя причины массовых протестных явлений, военных действий и других резких движений не объяснять их лишь экономическими факторами, ошибками управленческого характера, историческим наследием или вибрациями Вселенной. Во многом, если не в большинстве случаев, причины социальных катаклизмов лежат в генетической сути животного мира, неотъемлемой частью которого является человечество.

        Вместо эпилога.
        Весьма показательна фотография из Интернета: полностью разрушенный дом в результате торнадо в одном из южных штатов Америки, автомобиль в кучу металлолома, груда кирпичей, остатков деревянных конструкций и имущества. Разрушения сильны настолько, что даже различить бывшие жилой дом от собачьей будки не представляется возможным. Среди обломков потерянно ходит хозяин, жена и дети, накрывшись тряпкой дрожат от холода и пережитого, сбились в углу участка в ожидании смутного будущего.

        И конфетка - на фоне всей этой вновь образованной кучи мусора торжественно торчит флаг Американских Соединенных Штатов! Как описывает А. Богданов, для каждого американца флаг — это не просто кусок ткани или картинка в интернете. Исследователи считают, что флаг стал символом победы над политикой в США. Для американцев флаг — один из главных способов доказать свое единство.
Что это за явление? Исходя из стойкого убеждения А. Богданова, представим себе картину: Страшнейший ураган, смерч, торнадо, семья забивается в угол, ветер срывает крышу, выбивает все стекла, дом трещит, качается, перекрытия начинают валиться, стена выпала в мглу…, а в это время хозяин судорожно мечется по комнатам, уворачиваясь от летающих в вихре предметов, в поисках американского флага, а в голове у него одна лишь мысль: «Да пропади ты пропадом дом, семья, дети…, главное – это чтоб несмотря на стихию, в стране сохранилось единство и мы должны все сплотиться и укрепиться выше всей политики и сильнее всех!». А домочадцы срочно одевают шорты и нижнее белье с символикой великой страны.

        Кто-нибудь из читателей может себе представить, как при землетрясении российский народ выбегает, например, из подъездов многоэтажного дома на мороз полуодетый, но все с флагами Российской Федерации?

        Мэр американского города плашмя рыдает на крышке гроба афроамериканца, полицейские униженно преклоняют колени перед толпой негров, кто-то в экстазе вылизывает им ботинки, а белая женщина становится на колени перед негром просто потому, что он ей предложил унизиться.

        Во время войны во Вьетнаме, пока еще не получили по зубам, какое объединение и против кого вызвало дикий патриотизм американцев с флагопадом по всей стране, кто на них напал и потребовалось объединение?

        Бывшие советские молодые люди, эмигрировавшие в США, не успев ассимилироваться в общество, уже через год на нашем КВН с блеском в глазах поют гимн Америке и воодушевленно машут флагами где надо и не надо, это что за внезапно возникший патриотизм?

        А улыбка американского прохожего, уловившего взгляд постороннего человека? Он, прохожий что, радуется от того, что кто-то смотрит на него с интересом? Или мысленно желает счастья постороннему? Или инстинктивно чувствуют, что направленный взгляд может, прежде всего, выражать агрессию и своей улыбкой стараются выразить свою расположенность и нейтральность?

        Когда равные по силе животные или сильное животное с человеком встречаются, свое нейтральное поведение они выражают тем, что не смотрят друг другу в глаза. Специалисты, охотоведы, охотники, зоологи, биологи и многие другие знают, что перед актом агрессии животные пристально смотрят на свою потенциальную жертву, тогда улыбка американца в сторону пристального взгляда, скорее всего, выражает страх и свою благожелательность в упреждение акта агрессии, инстинктивно, в подсознании?

        Самая цинично злобная страна в мире – это Соединенные Штаты Америки, все ее акты агрессии, будь то Ирак, Вьетнам, Афганистан, Югославия… сопровождаются торжеством ее флага, вплоть до нижнего белья, практически в каждом американском доме, рядом с оружейным набором (в среднем, 1,2 ствола на каждого жителя, включая грудных младенцев) висит звездно-полосатый флаг. Кто-то из пользователей всемирной паутины объясняет особую приверженность американцев к оружию их особым менталитетом, эдакие детские радости – подержать в руках пулемет, пистолет, автомат, для красоты или просто почувствовать себя крутым мальчиком.

        Да нет. Страх каждого перед каждым, готовность применить оружие в любой момент, даже улыбаясь на все 32, также из-за страха, что оружие может и не остановить нападавшего. И не маньяки-детишки жители штатов, а реально ожидающие агрессии со стороны земляков. А это значит, что каждый реально может выступить в качестве агрессора. Американец, покупая оружие готов убивать, так как ожидает готовность убивать от подобного себе. И не от вселенской любви, а от ненависти.

        В США страх и агрессия не только неразделимы, но и тотальны, мировая политическая ситуация ограничила агрессивные аппетиты этой страны, поэтому накопленная агрессия обязательно должна вырваться наружу и, если не будет возможности развязать мировую или серьезную локальную войну за пределами своей страны, она вырвется на своей территории. Поэтому там весьма вероятна в недалекое время гражданская война типа все против всех, неважно под какими лозунгами.
И американский флаг, как атрибут страха перед государством - им в руки.

        В России, к сожалению, страх генерирует правящая «элита», что доказывается ужесточением по отношению к элементарным свободам населения, принятием законов, направленных против любой даже не оппозиции. Значит, имеется и агрессия по отношению к жителям нашей страны. В конце концов, при сохранении этих тенденций, нас может ожидать ситуация как в республике Беларусь, но более масштабная и непредсказуемая.