Эпизод из счастливого детства

Анатолий Емельяшин
                Эпизод из «счастливого детства»
                Фото: "Ю-87 Штука"

          Что самолёты обстреливали не только нас мы узнали  уже в деревне. Стрелял самолёт и по землянкам в поле и даже сбросил небольшую бомбу. Ребятня уже обследовала неглубокую воронку и подобрала несколько осколков.
          После обстрела землянок на конопляном поле некоторые семьи уже ушли в пещерки в яру реки, другие ещё гадали куда прятаться? Наша бабушка решила вернуться в деревенскую избу, «От антихриста не спрячешься!» – таков был её довод.

          А попали под обстрел мы совершенно случайно, по любознательности. Кто-то из старших ребят сказал, что по рогнединской дорогой идёт много беженцев. Что такое беженцы мы уже знали – это народ, уходящий от фронта гремящего на западе. Как и мы, две недели назад, уехавшие сюда в деревню в эвакуацию. Деревенские ребята нас тоже называли беженцами. Вот мы и решили посмотреть как они уходят. Мы-то ехали на полуторке.

          По мосту перешли Габью и вышли на тракт. А здесь полное столпотворение: друг за другом тянуться телеги с чемоданами и узлами. Малыши сидят на узлах, ребята постарше, взрослые тётки и бородатые мужики идут пешком.
          Не знаю зачем мы пошли вместе со всеми к броду и дальше в гору через ржаное поле.
          Вот в этот момент из-за леса показался самолёт. Но не такой, какие мы видели уже много раз – с кургузым тупым носом. У этого был заострённый нос, под крыльями были не колёса, а что-то вроде лаптей, да и гудел он непривычным гулом.
Самолёт пересёк дорогу, и видимо заметив вереницу телег и толпы народа стал разворачиваться.
          Мужики что-то закричали и люди начали соскакивать с телег и ложиться в канавы - водосточные кюветы по обочинам тракта. Другие бежали в рожь. Зачем они это делают мы не понимали и продолжали стоять задрав головы в сторону приближающегося самолёта. Затем сквозь визг мотора прорвалось какое-то татаканье и над дорогой возникли фонтанчики пыли. Как нам объяснили позже, пыль взвилась там где пули попали в песчаную часть дороги.

          В людей на этот раз лётчик не попал. А  этот обоз самолёты обстреливали уже не единожды, были и убитые и люди привыкли разбегаться и прятаться в канавах.
          Вот только мы были ничего не понимающая мелкота.  Да и что могли мы соображать, шести и семилетние? А потому стояли скучившись и смотрели на самолёт, а у наших ног взлетали  в воздух кусочки земли. Что это получалось от ударов пуль нам объяснили поднявшиеся из канав дядьки когда самолёт улетел. Они даже удивлялись, – как это нас не зацепило?