Великий дар Байкала

Игорь Щербаков
- «Байкал научил меня мир воспринимать всей «шкурой». Объяснить это сложно. Чтобы понять это надо хотя бы одну навигацию пройти на Байкале». Так начал свой рассказ Алекс, главный механик бывшего БЦБК*. После стаканчика новогоднего шампанского, погрузив свой взгляд будто в морскую глубину (вниз и влево), он продолжил повествование: - «Родился я на Байкале, учился здесь же. На перемене зимой на спор успевали с пацанами без пальто и шапок добежать до Байкала и обратно. В армию пошел служить, на прощанье «окрестился» водою Байкала. «Окрестился» - значит в воду в сапогах и одежде.  В армии всем говорил, что мы берем воду для питья из Байкала. Много раз сослуживцам (оп праздникам) рассказывал о старой традиции праздничного (или ритуального) питья на Байкале. Когда мужики пикник устраивают на берегу, каждую стопку байкальской водой запивают. Тогда похмелья тяжелого не бывает. Мужики верят, фарт – обязательно будет.
После армии, ко мне на Байкал приехал один сослуживец Федор. Армейское погоняло у него было «Сковорода» от фамилии Сковородов, да еще потому, что у него руки были длинные, как ручка у сковороды,-  ниже колен. Вышли мы с ним на берег Байкала. Я ему: - «Ну, что прочистись водичкой Байкала! А он: «Это как?» Я ему показываю. Беру стакан, черпаю воду из байкальской волны, выпиваю. Потом руки в Байкал опускаю, объясняю: «Поздоровайся с Батюшкой! Так поддержку его в делах добрых получишь». Сковорода выпил водички из Байкала, опустил свои длиннющие руки в воду и сидит как идол не шелохнувшись. Сидит и смотрит с вытаращенными глазищами на свои кисти и пальцы... Я его-то понимаю, как это заводит... А вода - прозрачная-прозрачного! Говорят: "Как слеза!" Я бы добавил: "Как слеза ангела!". Пять минут, прошло, десять, двадцать… Полчаса прошло, я ему говорю: «Слышь Сковорода, смотри руки перестудишь!" - «Смотрю, а у него по лицу слеза текут. А я скажу, по службе, это крутой боец. Мастер спорта по рукопашке.   В горячих точках бывал. Скольких от смерти спас. Многого повидал!  А тут сидит, со слезами. Я понимаю, что это не бабьи слезы – самопотокания. Это особые слезы очищения. Это слезы души. Отошел в сторону с мыслью, дать человеку пройти этот процесс без помех. Прошел час, Сковорода поднялся, и всю обратную дорогу молчал, пить спиртное больше отказался. На следующий день, он утром, уже сам без меня на Байкал сбегал, пятилитровую бутылку байкальской воды набрал. Сказал: «Родным частичку Байкала отвезу». Когда в поезд садился, обнял меня и говорит: «Спасибо за Байкал! Я думал это самое большое озеро пресной воды. А тут почувствовал, что-то такое, что можно бы назвать Богом, но это все слова! Главное все равно не высказать…»
Алекс еще налил себе бокал шампанского, поскольку чокаться было не с кем, (его собеседник пил только чай) обернувшись к северной стене произнес тост: «За Байкал!». «Я начал про «восприятие мира шкурой» - с новым приливом энтузиазма начал Алекс. Одним летом, после закрытия БЦБК, устроился я механиком на туристическое судно. Капитаном на нем был мой сын-пасынок – Василий. Его все по за глаза звали «Коршун» (фамилия Коршунов). Однажды ночью, мы возвращались с Бухты песчаной*.  Коршун спал в рубке, я стоял у штурвала. Коршун доверял мне штурвал, только на «детских площадках», т.е. при полной безопасности. Стою, веду судно по навигатору. Справа огни «Большие Коты»*, слева, черный как непроглядный космос – Байкал. Чтобы взбодриться: покуриваю, успеваю в электронные нарды играть. Слышу сзади, Коршун мне командует: «Бери влево!». Я ему: «Куда влево?! Я по карте-навигатору иду!». Он без слов вскакивает, босиком бежит ко мне. Отталкивает меня от руля, и круто крутит руль влево. В следующее мгновение, большая волна нас бьет в корму. Тут до меня доходит, что если бы он опоздал, то эта волна ударила бы нас в борт. И тогда неизвестно выстоял ли бы наш корабль этот одновременный натиск волны и шквального ветра или нет? Тут до меня как током прошило, вот оно «видеть шкурой!». Коршун стоял у штурвала, маневрируя судном. Направлял его то к скалистым берегам, то отступал к морю. С него ручьем лилась вода. Я ему постоянно подносил стакан с водою. Глядя на него я понял, что сейчас мы идем по «лезвию ножа». Когда вошли в исток Ангары, Коршун как будто сдулся. Изнеможденный он ушел на ватных ногах в кубрик и там целый час пил и пил свой «малиновый чай». Это его секретный фирменный травяной чай, состав которого ему передался от прапрадеда. После этого случая у меня как будто что-то включилось! Я стал понимать многие вещи без слов. Коршун по этому случаю просто сказал: «Байкал тебя принял!». Потом помолчав добавил: «Это еще называют «Видеть мир шкурой». Это великий дар Байкала».


*БЦБК – Байкальский Бумажно-Картонный Комбинат. Расположен в Байкальске. Окончательно закрыт в 2013 году.
**«Бухта Песчаная»— живописный залив на юго-западном берегу озера Байкал.
* Большие Коты - поселок на берегу Байкала, 18 км. от истока Ангары., от пос. Листвянка. Своим названием обязан древней ловушке для рыбы "котцы", по другой версии - деревянной обуви для каторжников - "котки или коты".