У костра -1

Иван Малюшицкий
                Пролог

         В небольшой провинциальный городок, что красиво расположился по обеим сторонам «Уссури», наконец-то пришла долгожданная весна: освободилась ото льда река, распустились почки на деревьях, а на опушках уже начала зеленеть трава; в осиротевшие за зиму скворечники, опять вселились грачи; пришло время весенних гроз. Каждый день, как только солнце растапливало тонкие корочки льда, непонятно откуда, появившиеся воробьи шумной ватагой копошились в придорожной грязи... По утрам уже на луга потянулись бурёнки, сопровождаемые заботливыми хозяевами...
    
     Не дожидаясь, когда просохнет земля, на частных подворьях, многие занялись уборкой своих участков, обрезкой и побелкой плодовых деревьев... Дорожные службы, как обычно, стали латать дыры на дорогах... Пчеловоды, также активно включились в бурлящий водоворот повседневных забот: кто-то ещё только начал делать ревизию своих пасек, а более расторопные пчеловоды уже выехали на весеннее развитие поближе к зарослям ивняка. Закипела повседневная, вся в трудах и заботах, жизнь.               
     За майскими праздниками месяц пролетел незаметно. Наконец-то для детей наступила пора, когда можно отдохнуть от школы. К своему дедушке, копавшемуся в моторе старенького «Газика» в белой парадной форме подошла кареглазая девочка лет десяти. Русые косы, украшенные снизу алыми бантами, словно две ёлочные гирлянды, спускались почти до пояса её худенькой фигурки. Тронув деда слегка рукой, спросила:
 - Дедушка, ты на пасеку собираешься? – и, не дожидаясь ответа, продолжила:
- Возьми меня с собой!?               
         
    Отложив в сторону гаечные ключи, Василий Иванович ласково посмотрел на внучку и подумал: уже подросла, раньше никогда не обращалась с подобной просьбой.
- Как школу-то окончила, надеюсь, без троек?..
- Дедушка, можешь не сомневаться, у меня только хорошо и отлично.
- Ну, что же, в таком случае, придётся взять, заслужила!  Одно меня беспокоит:  ты там не заскучаешь? - я ведь еду почти на неделю, - может, лучше, с бабушкой останешься?!               
- Дедушка, - пожалуйста, - возьми!  Я ещё никогда не была в лесу на пасеке.
- Ну ладно, так и быть..., только, чур, потом не жаловаться!..
   
    В этот раз взять с собой внучку не получилось, нужно было срочно завезти пустые ульи для формирования отводков, но Василий Иванович твёрдо пообещал, что в следующий раз возьмёт непременно. Но, как всегда, неожиданно, пришла пора воробьиных ночей: на горизонте заиграли зарницы и почти каждую ночь шёл грозовой дождь; дороги развезло и на пасеку они смогли выбраться не раньше чем через неделю после того как установилась хорошая погода. Целыми днями, с утра до вечера, Василий Иванович работал в ульях. Внучка, тоже, старалась не сидеть без дела либо собирала растения для гербария, либо ловила бабочек, а то, облачившись в пасечные атрибуты, подходила к своему деду и подолгу наблюдала за его работой... А как только наступал вечер, и солнце пряталось за дымчатую синеву гор, они вдвоём разжигали большой костёр!..
               
                1            

           Вечер. Ярко горит костёр. На лавочке, удобно расположились пасечник и его внучка Вика.  Языки пламени, то и дело, высвечивали из быстро сгустившихся сумерек ульи, стоявшие ровными рядами, словно солдаты на параде. Чуть в стороне, под высоким дубом, в отблесках костра, переливаясь всевозможными  красками, словно из сказки стояла избушка (домик на колёсах); а рядом под большим шатром: обеденный стол с лавками, медогонка и другой мелкий пчеловодный инвентарь. Пламя костра завораживало!.. Ни Василию Ивановичу, ни его внучке не хотелось ни о чём говорить, а лишь смотреть и любоваться на чарующие языки пламени, и в своём воображении пытаться увидеть как "Огневушка-Поскакушка" из сказки Бажова лихо отплясывает на углях...
-  Дедушка, почему ты стал пчеловодом? За что ты полюбил пчёл? Они, же больно кусаются! – первой нарушив тишину, спросила внучка.
- Вначале, я полюбил природу, её волшебную  красоту! – а затем... впрочем, давай всё по порядку...               
    
          В годы моей юности, мне часто приходилось бывать на пасеке у твоего прадедушки. Там я воочию увидел и в полной мере ощутил всю прелесть летнего пейзажа: нежные анютины глазки, шалфей, дикая герань, белый клевер, фиолетовые сплетения мышиного горошка, и много-много других ослепительно красивых цветов, которые сплошным ковром покрывали лощины, овражки и плоскогорья. В дополнение ко всему, пьянящий аромат миллионов соцветий, поднимающийся вверх при лёгком дуновении ветра. В эту пору вся растительность свежа, цветиста и душиста. А сколько медоносов на лесных полянах!..  Ещё в начале лета зацветает на вырубках, "гарях" и вдоль дорог дикая малина, лилово-красные кусты иван-чая, - важные источники поступления меда в ульи. Недаром говорят: «С лесного цвету – лучше мёда нету».  И наконец, в первых числах июля зацветает липа: основной медонос нашего края. Бесчисленные вереницы пчёл непрерывным потоком устремляются на неё: набрав полные зобики нектара, они быстро возвращаются домой, чтобы выгрузиться и опять лететь за новой порцией этого божественного напитка.               
    
        Ты наверно уже обращала внимание, как работают пчёлы? - присмотрись к их виртуозной работе на цветках: их порхающий танец напоминает изящные движения балерины. Вслушайся в звуки леса, и ты поймёшь, что чарующий танец пчел сопровождается не менее чарующей музыкой леса; нежной флейтой иволги, своеобразным хором пернатых певчих, дружным стрекотом кузнечиков, многоголосым журчанием горного ручья... Скажи, как можно не влюбиться в такую красоту?.. - Вот я и полюбил, вначале природу, а затем и этих маленьких крылатых созданий... Окончив свой рассказ, Василий Иванович спросил:
- Ну что понравилось?.. Могу рассказать несколько историй из своего раннего детства... 
- Дедушка, я с удовольствием послушаю! Сидеть у костра так интересно!.. Рассказывай!..

         В нашей деревне, всего на две улицы, детского сада, к сожалению, не было...  Чтобы не болтался, где попало, и хоть как-то был под присмотром, отец (твой прадедушка) иногда брал меня с собой на пасеку. В один из таких приездов, налил в тарелку мёду и, нарезав кусочками хлеб, ушёл работать в ульях. Вымакав содержимое и, конечно же, измазавшись в сладком, вышёл на улицу погулять. Не пройдя и десяти метров, вдруг на моё лицо и голову стали садиться пчёлы, да так быстро, что уже через несколько секунд ими была покрыта вся голова. К тому времени я уже знал, как они больно жалят. Сильно испугавшись, стал слёзно взывать о помощи.
 
 - Стой, не шевелись! - услышав мои крики, - сказал отец. Взяв дымарь и метёлку стал осторожно сметать пчёл, с лица и головы, слегка окуривая их дымом. К счастью, улетая, ни одна пчела меня не ужалила. В тот же день отец объяснил, что на меня "привился" рой и испугался я напрасно, так как роевые пчёлы жалят редко. Когда они собираются улететь (создать новую семью), то, берут с собой большой запас мёду. При этом брюшко у них сильно раздувается. А чтобы пчела смогла выпустить жало (ужалить), она должна изогнуть нижнюю часть туловища, что сделать ей с наполненным брюшком очень трудно.
      
     Как видишь, первые познания о пчеловодстве я получил, ещё в детском возрасте. Василий Иванович поднялся, взял в охапку несколько сухих веток лапника и подбросил их в костёр. Выждав, когда пламя вновь осветило поляну, повернувшись к внучке, сказал:
- Вспомнил ещё несколько случаев и если у тебя есть желание слушать, то я продолжу... 
–Дедушка, рассказывай, мне очень интересно!               
- Хорошо! – но прежде, спрошу:
- Любишь ли ты рыбалку? - и сам же за тебя отвечу:
- Да! – потому, что для меня это не секрет. Вот и я в детстве очень любил рыбачить! Один не ординарный случай произошедший на рыбалке мне хорошо запомнился! Так что, придвигайся поближе и слушай!..
 
     В ту пору, а это были пятидесятые годы прошлого столетия, рыбалка для меня была самым любимым занятием. Целыми днями я просиживал с удочкой либо на речке, либо на озере. Рыбы в те годы в озёрах было много, порой одной удочкой налавливал до трёх килограммов бычков и гольянов. 
    Как-то, взяв рыболовные принадлежности, пошёл вдоль берега речки, высматривая место, где можно удобно расположиться для рыбалки. Наконец, облюбовав тихую заводь, решил здесь остановиться. Но клёва в тот день почему-то не было. Просидев несколько часов впустую, расстроенный, пошёл домой. Посетовав отцу на плохую рыбалку уже собрался выйти на улицу погулять, как вдруг отец остановил меня:
- Могу завтра взять тебя с собой на пасеку, если конечно не проспишь! - тут же пояснил, что уезжает рано.               
 - А там есть, где рыбачить? – спросил я.
 - Там полно озёр, а рыбы в них столько, что можно ловить даже руками, – заверил меня отец.
     Обрадовавшись возможности покататься на мотоцикле, а  главное – порыбачить, я, - боясь проспать, - при каждом шорохе просыпался, обеспокоенный тем, что папа уедет без меня. К счастью всё сложилось благополучно, и чуть свет мы отправились: отец на пасеку – я на рыбалку! Не доезжая полкилометра до своей работы, высадил меня у небольшого камышового озера и, пожелав хорошего улова, уехал.
   
      Клёв был более чем хороший! Одной удочкой я наловил полный бидончик рыбы. За любимым занятием день пролетел незаметно, и вот уже подъехал мой папа. Я ему показал свой улов и уже хотел сворачивать удочку, как вдруг поплавок без всякого клёва резко пошёл ко дну. Отец к тому времени уже разделся, чтобы искупаться, но в воду ещё не входил.    
     Потянув удилище на себя я обмер – через голову, извиваясь, пролетела ярко-красная змея и упала, недалеко, за моей спиной. Оцепенев от страха, словно загипнотизированный, стоял не в силах даже пошевелиться. Отец выхватил из моих рук удочку, на натянутой леске которой, билась и подпрыгивала, словно пружина, змея. Опасаясь за меня, убил её и, подцепив удилищем, сбросил в воду. Купаться, конечно, уже не стал, оделся и мы уехали.
    Вспоминая ту жуткую сцену, у меня ещё долго содрогалось всё тело, от осознания того, какой опасности я подверг себя. Но в отличие от других моих детских увлечений, рыбалку я не забросил, а ещё долго-долго продолжал ею увлекаться.
      
   Окончив рассказ Василий Иванович, подбросил новую порцию сухих, а потому, быстро прогорающих, хвойных, веток в костёр и, обратившись к внучке, спросил:
- Скажи! - любишь ли ты животных?.. и если да, то, каких больше?..
- Дедушка, больше всего я люблю лошадей.               
- Я почему-то так и подумал... Когда твоей маме было столько лет, сколько сейчас тебе, она даже ездила на них верхом. Любовь к лошадям есть и у меня. Думаю, что она передалась нам по наследству от моего папы, твоего прадедушки. Из любви к этим животным, он даже, одно время, работал конюхом.               
       Расскажу несколько случаев из моего детства связанных с конями...

      Я и ещё несколько малышей, лет шести–семи в поиске новых развлечений подошли к коням, пасшимся на лугу, и решили на них покататься.               
   Тот августовский день, на редкость, выдался замечательным!.. Куда ни кинь взгляд простиралась только васильковая синева неба, да сплошной цветущий ковёр миллионов соцветий!.. Кони оказались очень миролюбивы и когда мы вели их к изгороди из жердей, они послушно нам повиновались. Взобравшись на своих скакунов по этой импровизированной деревянной лестнице, и подражая взрослым, принудили их начать движение. Но, то ли кони нашу команду неправильно поняли, то ли мы повели себя с ними не совсем корректно, вдруг наши «рысаки» пустились вскачь.
 
   Перемахнув небольшой овражек, они понеслись в сторону конюшни, стоявшей, на небольшой возвышенности, что вблизи деревни. Уцепившись двумя руками за гриву, я едва удерживался, чтобы не свалиться. На полном галопе лошади вбежали в широкие ворота конюшни, едва не посшибав с себя непрошеных седоков. К счастью всё обошлось благополучно. Никто из нас не упал когда кони, с места взяли в карьер... и, не ударился об дверной косяк при въезде в конюшню.
  -  Следующий случай произошёл, когда я уже учился в школе...

    Для меня осень самое прекрасное время года. Особенно привлекательны сентябрьские наряды Приморской тайги: в светло-жёлтые костюмы и платья оделись клёны и берёзы; на общем фоне лесного массива ярким алым цветом выделяются осины; дубы одели буровато-жёлтые шапки; черёмуха разоделась в пурпурный наряд и время от времени роняет ещё не совсем опавшие серёжки ягод; на лесных полянах множественными островками краснеют собранные в зонтики ягоды на кустах калины; пунцовые кудри рябины также украшены светло-красными гроздьями...               
   
     Сейчас уже не помню, кто был инициатором похода в лес. - Случайно услышали от взрослых, что в тайге созрел дикий виноград, и у нас вдруг возникла идея сходить, и нарвать этой вкусной ягоды. Поскольку до ближайшего леса было километров десять, то кто-то из ребят предложил съездить за виноградом верхом на лошадях. Это предложение всем понравилось. Договорились ехать втроём - это Каминский Вовка, Васька Казначеев, ну и конечно я. Утром рано поймали на лугу стреноженных коней. Накинули на них уздечки, которые, заблаговременно, тайно взяли (конечно, с возвратом) в совхозной конюшне. Затем сняли путы с ног и поехали в лес. В то время нам было уже по двенадцать лет.
- Дедушка, - стреноженные кони, - это как?    
- Чтобы кони никуда не убежали, и не потерялись, их стреножат. - Передние ноги связывают верёвкой (опутывают). По лугу они могут передвигаться только мелкими шажками.   
    
      До леса доехали довольно быстро и без приключений. Чтобы веселей было ехать всю дорогу держали коней рядом (в одну шеренгу), но когда въехали в лес пошли цепочкой, так как тропа не позволяла разъехаться. Я оказался впереди, - приятели не отставали, - ехали, что называется, след в след. Проехав метров двести, мой конь, без всяких видимых причин, вдруг резко метнулся в сторону, да так, что я кубарем полетел на землю. Когда попытался встать, то увидел прямо над головой огромную змею, которая, обогнув несколькими кольцами куст орешника, смотрела на меня с метровой высоты. От страха, как это уже со мной было на рыбалке, опять впал в гипнотическое состояние. К счастью, змея на меня нападать не стала, а быстро спустилась на землю и скрылась в чаще леса.
      
     На этом мои неприятности не закончились, - напуганный конь никого близко не подпускал. Вместо того чтобы заниматься тем, за чем приехали, мы полдня провозились с поимкой жеребца. Вконец измотавшись и уже не помышляя ни о каком винограде, всё-же сумели его изловить...
    Мои товарищи, в том числе и я, домой ехали испытывая чувство удовлетворения оттого, что "обуздали моего скакуна", и не оставили его в лесу на съедение хищным зверям. Окончив рассказ, Василий Иванович повернулся к внучке и сказал:
- У меня таких историй наберётся три десятка, а то и больше... И всё же, не будем "Гнать коней!" - На сегодня достаточно! - Пойдём спать!.. А завтра, если пожелаешь, рассказ свой продолжу.
                Продолжение - http://www.proza.ru/2019/01/19/453