Аргументы к атрибуции портрета Александра I

Владимир Варнек
Просматривая в интернете в конце 2020 года портреты Александра I, насчитал более 30-ти одинаковых «картинок» с неизвестным мне ранее изображением российского императора. Почти все они не содержат каких-либо подписей, и лишь в одном случае сообщается: «Портрет Александра I кисти неизвестного художника. Холст, масло. 1811 – 1812 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург» [1]. Именно этот портрет, воспроизведенный в указанном произведении, и помещен в начале настоящей миниатюры. Буду называть его далее эрмитажным портретом, хотя и не знаю, насколько это правомерно, поскольку никаких сведений о данном портрете в Каталоге Государственного Эрмитажа нет [2].

Практически сразу после ознакомления с интернетовской картинкой  возникла гипотеза, что воспроизведенный в [1] и на многих других сайтах портрет мог выполнить наш с братом Александром пра-пра-пра-дед, художник-портретист  Варнек Александр Григорьевич (1782 – 1843). Основанием для этой гипотезы явилось, прежде всего, то, что в Списке произведений художника, приведенном в монографии В.С. Турчина, указано целых пять портретов Александра I, выполненных им в разные годы [3].  При этом первые два портрета из них были выполнены еще в начале 1800-х, когда наш предок  учился в Императорской академии художеств. Вот что рассказывает об этом периоде жизни молодого художника Турчин Валерий Стефанович:

«В начале 1800 года Варнек, ученик четвертого возраста, получает за рисунки с натуры серебряную медаль, а в декабре 1801 года–первую серебряную медаль. В эти годы дарование его стало приметно для педагогов Академии и молодому портретисту поручаются некоторые специальные задания. Ему предлагается заказ на исполнение портрета императора Александра I для Вятского приказа общественного призрения (заказ этот, данный в класс С.С. Щукина, был исполнен А.Г. Варнеком к весне 1802 года).

В начале 1803 года ему предписывается исполнить другой портрет императора для конференц-залы  Академии художеств. Конечно, эти портреты были копиями с оригиналов разных художников, хотя сказать точно, с каких именно произведений – трудно, т.к. эти работы Александра Варнека не сохранились <…>».
Получив за портрет живописца золотую медаль «первого достоинства»,  Александр Варнек 1-го сентября 1803 года был выпущен из Академии с чином художника 14 класса и оставлен пенсионером при ней сроком на один год. А 20 июня 1804 года он в качестве пенсионера Академии уехал в Италию и вернулся в Санкт-Петербург  лишь 5 октября 1809 года, где 1 сентября 1810 года за портрет графа И.О. Потоцкого был удостоен звания академика.

Для поддержания своего материального положения, как пишет В.С. Турчин, Варнек в этом же (1810-ом) году взялся писать поясной портрет Александра I – по заказу, полученному Академией художеств. Берется он за исполнение и других заказов.  Общее количество произведений художника, выполненных им за всю жизнь и приведенных в списке его работ, содержит 304 наименования.

Ниже приведены фрагменты из данного списка, содержащие сведения о выполненных художником трех портретах Александра I. Из последнего фрагмента следует, что заказанный Академии портрет, идущий под номером 94 в Списке, художник выполнил, но произошло это, скорее всего, не в 1810 году, а позже (в 1811,1812 гг.), поскольку  на сентябрьской выставке 1810 г. в Академии художеств, на которой было выставлено семь работ Варнека,  данный портрет отсутствовал [4]. Еще два портрета (для Англии и Московской думы) были написаны художником в 1819 году.   

«39. Портрет Александра I.   Александр I (1777 – 1825), русский император с 1801 г., старший сын Павла I. 1802. Целищева.  Упом.: Журнал определений Совета Академии художеств за 1802 г. – ЦГИА, ф. 789, оп. 19, д. 1604, л. 15.   Собр.: местонахождение неизвестно.  Примеч.: портрет написан для Вятского приказа общественного призрения.

43. Портрет Александра I. Ок. 1803. Ракова, №5; Целищева.  Упом.: ЦГИА, ф.789, оп. 19, д. 1599, л. 9 об.; д. 1638.  Собр.: местонахождение неизвестно.  Примеч.: портрет написан для конференц-залы Академии художеств. 

94. Портрет Александра I. Ок. 1811. Ракова, № 18.  Упом.; Петров, т. 1, с. 565; ЦГИА, ф. 789, оп. 1, д. 2168, л. 2; оп. 19, д. 1609, 58. Собр. Местонахождение неизвестно.  Примеч.: портрет поясной, написан для вазовского Гофгерихта.»   

Поясню читателям суть последних слов Примечания к п. 94. Они означают, что портрет был написан  для Надворного суда городка Ваза (старое название), находящегося в западной части Финляндии на берегу Ботнического залива Балтики. Но ничего неизвестно о том, был ли он отправлен в указанный городок или остался в Петербурге? Предполагаю, что из-за обострения отношений с Францией и приближения войны 1812 года портрет этот из Петербурга, скорее всего, никуда не ушел и вполне мог оказаться в последующие годы в Эрмитаже.   

После сделанного  вступления  замечу, что местонахождение  всех трех указанных выше портретов, неизвестное в 1985 году, когда была издана монография В.С. Турчина, остается неизвестным и сейчас.  Очевидно, что при атрибуции эрмитажного  портрета Александра I, выполненного неизвестным художником в 1811–1812 гг. [1], следует учесть сведения лишь о последнем (третьем) портрете кисти А.Г. Варнека, который художник окончил в этот же промежуток времени (ок. 1811 г., как указано в Списке). 

Вся остальная приведенная выше информация дает основание утверждать, что Варнек в 1811–1812 гг. имел все возможности для выполнения эрмитажного портрета Александра I, воспроизведенного в настоящей миниатюре. Прежде всего, вернувшись из Италии и став академиком, он имел необходимые для этого регалии. Были у него также поддержка со стороны президента Академии художеств  (графа А.С. Строганова) при получении заказа, а  также и более ранний опыт работы с портретами императора.

Даты  поступления заказа на портрет в Академию и исполнения его, указанные в документах, также соответствуют той датировке эрмитажного портрета, которая указана в  [1].  В пользу авторства  Варнека свидетельствует и то, что портрет, воспроизведенный выше, является поясным, как и тот портрет, который в списке работ художника идет под номером 94. Переключимся далее на сам эрмитажный портрет и его описание.

Александр I изображен на портрете  на 3/4 вправо и немного ниже пояса, в генеральском мундире с высоким воротником, расшитым дубовыми листьями. Художник изобразил его с орденом Св. Георгия 4 степени от 13 декабря 1805 года и со звездой и лентой ордена Св. Первозванного. С этими же наградами Александра I запечатлел  ранее и  С.С. Щукин на портрете, который  находится ныне в собрании Государственного Русского музея [5]. Руки императора на обсуждаемом портрете скрещены чуть ниже груди, при этом правая рука опирается на свод законов с вензелем Александра I и словом «ЗАКОН». 

Теперь остановлюсь на главном своем аргументе в пользу того, что данный портрет мог выполнить А.Г. Варнек.  На нем, как и на ряде других поясных и поколенных портретах художника,  как-то очень естественно изображены руки модели, создавая завершенность композиции и притягивая взгляд зрителей. Особенно эффектно выписаны и «уложены» руки моделей на  женских портретах дочерей скульптора Мартоса (ГТГ), Бутовской (ГРМ), неизвестной (ГЭ), Олениной Е.М. (музей Приютино), Е.Б. Куракиной (Орловский музей изобразительных искусств).  Руки моделей эффектно изображены также на некоторых мужских портретах:  Бутовского И.Г. (Ростовский музей изобразительных искусств),  Коновницына П.П. (Музей «Бородинское поле»), Оленина А.Н. (НИМ РАХ). 

Помимо этого, при написании рук художник очень часто использовал один прием, благодаря которому пальцы на руках моделей выглядят удлиненными. Этот прием достигался за счет того, что прорезь между пальцами вблизи косточек несколько удлинялась за счет усиления тени в этой области, в результате чего сами пальцы на портретах выглядят более длинными. 

Эти особенности изображения рук и пальцев просматриваются  и на эрмитажном портрете Александра I, что и позволяет высказать гипотезу, согласно которой автором портрета является художник-портретист А.Г. Варнек. 

Замечу в заключение, что в процессе подготовки данной миниатюры у меня появились дополнительные  сведения об обсуждаемом портрете и намерение продолжить свои изыскания в данной области.  Не исключаю, что через некоторое время возникнет желание представить на суд читателей очередную миниатюру о портрете Александра I.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Нефер Митанни. Проза.ру. Пробуждение. Часть I. Глава 12.

2. Гудыменко Ю.Ю. Русская живопись ХIХ века. Каталог коллекции. Санкт-Петербург. Издательство Государственного Эрмитажа. 2017.

3. Турчин В.С.  Александр Варнек, 1782–1843. М., Искусство. 1985.

4. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767-1770, 1772-1774, 1776,1779, 1794,1802-1815)/ сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с. 

5. Живопись. Каталог ГРМ первой половины XIX века.Т.3. 2007.