Лягушка в сметане. Эссе о восприятии

Захар Михайлов 2
Центральная нервная система регистрирует изменения именно в своих чувствительных клетках - рецепторах, а не во внешней среде. Изменения во внешней среде могут быть разные, например, колебания воздуха разной частоты и амплитуды. На основе одних слуховая система может сформировать звук, а другие остаются для нее незаметными.

Изменения в рецепторах, к примеру, слухового органа имеют иную природу, нежели колебания воздушной среды, но соответствуют этим колебаниям по таким характеристикам, как частота, амплитуда и интенсивность. Хотя, выделенные мной характеристики - уже плод работы мозга, его возможностей, а не нечто, само по себе природе присущее. Можно сказать, что выявленные свойства, это да.

Я бы назвал эти характеристики необходимымм и достаточными. Что в данном случае является синонимом слову "главные". Главные именно для организма, который мониторит эти характеристики воздушной среды, поскольку это важно (необходимо и достаточно) для осуществления его целей, а именно целевого моделирования внешней среды.

Взаимодействие рецепторов с внешней средой посредственно, поскольку чувствительные клетки (рецепторы) отделены от нее (внешней среды)  защитными структурами организма, проще говоря - прослойками кожи и других тканей, которые играют в этом процессе не тривиальную посредническую роль. В книге "Контекстуальное опознание" (Бехтель Э.Е., Бехтель А.Э.) эта роль описывается так: «Нет ни одного рецептора, который бы непосредственно трансформировал энергию воздействующего стимула в импульсную активность. Между этими двумя эффектами лежит комплекс промежуточных процессов связанных с электрофизическим и изменением мембран, биохимическим изменением тканевых структур».

Подробней об этом можно прочитать в соответствующей статье Николая Мальцева-Ганичева "Основная оптическая иллюзия" http://proza.ru/2012/04/23/354

Ясно, что тепло кружки чая не передается через нервы от руки в мозг. По нервам передаются электрические импульсы. Общая картина происходящего моделируется уже в мозге на основе этих импульсов, приходящих от нервных окончаний в мозг. При этом формирование этой картины сопровождается так же постоянными обратными импульсами из центра (мозга) в определенные нервные окончания, например, находящиеся в мышцах рук и глаз. В процессе создания картины происходящего мы формируем себе такие понятия как тепло, холод, громко, тихо, красный, синий.
 
Пока для меня остается открытым вопрос, генерируются ли электро импульсы в самих рецепторах, или эти импульсы - это всегда те самые импульсы, которые идут из мозга и обратно в мозг по замкнутому контуру, а рецептор - это своего рода резистор, состояние которого определяется его проводимостью, т.е. сопротивлением. Согласно Википедии:

"...В некоторых рецепторах (например, вкусовых и слуховых рецепторах человека) раздражитель непосредственно воспринимается специализированными клетками эпителиального происхождения или видоизменёнными нервными клетками (чувствительные элементы сетчатки), которые не генерируют нервных импульсов, а действуют на иннервирующие их нервные окончания, изменяя секрецию медиатора...".


Так или иначе, на основе условно известных фактов получается, что все ощущения: звука, тепла, холода, света, вкуса, запаха и т.д.- для мозга имеют электро-импульсную природу. Можно сказать, что и для человека вообще, поскольку мозг - это главное образование в организме и без мозга тело не живет. Более того, эмбрион начинает формироваться с зачатков нервной системы, вокруг которых затем формируется все остальное.

Когда важна цель, то средство остается средством. И пока это средство выполняет отведенную ему функцию, то вопрос о его природе в этом отношении является второстепенным. Насколько я знаю, многие считают, что цель организма в первую очередь - это вроде как выживание этого организма, т.е. самосохранение. Но, в общем случае, это зависит от характера внутренних программ центральной нервной системы. И не всегда выживание оказывается в приоритете. Отчего же зависит характер целей отдельного организма?

Эти цели определяются условиями, т.е. окружением, в котором организм реализует свои первичные функции развития, роста, жизнедеятельности. И поскольку человек существо преимущественно социальное, то условия выживания определяются в первую очередь структурой группы людей, в связи с которой он выживает. И в процессе совместной жизни и развития, некие внутренние приоритеты сообщества могут поставить выживание и продолжительность жизни определенных субьектов далеко не на первое место.

Например, у пчел или муравьев смертность высока, продолжительность жизни рабочей пчелы мимолетна в отношении, например, продолжительности жизни пчеломатки (около 1 месяца у рабочих пчел против 2-3 лет у пчеломатки), функция которой в улье, в свою очередь, - возмещать высокую смертность рабочих представителей "семьи" столь же высокой рождаемостью.

Получается, высокая смертность рабочих пчел (так же муравьев) существует ради выживания семьи. А семья определяется структурой. Следовательно, рабочие пчелы быстро умирают ради сохранения самой структуры пчелиной семьи.

И исполнителями такого положения вещей оказываются сами эти рабочие пчелы, поскольку именно они кормят личинок, которые затем становятся рабочими, высокоуглеводистой диетой, содержащей мало белка, а будущих трутней и особенно маток - специальным более питательным высокобелковым рационом.

Королева-матка же только откладывает личинки, которые изначально не имеют специализации по будущим функциям в улье, а приобретают их в процессе развития и роста внутри специальных ячеек, размер которых, в свою очередь, для рабочих пчел изготавливается самими же рабочими значительно меньше, чем для будущих маток и трутней.

Так и человек, приняв близко к сердцу ролевую специализацию, заложенную в него ближайшим окружением в период роста и развития, сам того не ведая, ведом ею, что отражается, в первую очередь на определенной избирательности его восприятия, то бишь процесса моделирования, а, следовательно, и активности вообще. Поскольку деятельность человека основывается на ориентационных моделях, сформированных в процессе периодов исследовательской активности и закрепления представлений о себе и мире.