Мой первый учитель...

Сергей Груздев Валаамский
ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ...
+++
Мой первый учитель - Василий Иванович Колтырин. Светлая и Вечная ему память!
Я помню Василия Ивановича с тех пор еще, когда он учительствовал в школе дер. Поля. В этой Заонежской деревне я родился,
сентябрьским хмурым утром. Мама родила меня прямо на русской печке, без врачей и повитух...
Василий Иванович был единственным преподавателем в деревенской начальной школе. Дома наши стояли по-соседству. Помню, я дружил с его сыновьями и иногда забегал к ним в гости, где меня угощали чаем с вареньем. Была у них ещё сестра, Настенька, примерно моих лет девочка. Супругу его не помню совершенно.
Ребята были  старше меня, но в деревнях это было не столь важно. В школе  у Василия Ивановича учился мой старший брат Женя. Вспоминаю, как я заходил в эту школу в Новогодний вечер-праздник.  Помню украшенную игрушками елку в углу коридорном, на которой горели настоящие разноцветные свечи... Немногочисленных учеников, исполняющих стихи и песни и Деда Мороза,  в которого нарядился сам Василий Иванович. Еще, конечно, помню подарки. Их раздавал тоже он.  И мне, малышу-дошкольнику достался  новогодний подарок. Вы не представляете, как я был ему рад, ведь это был первый подарок в моей жизни. Подарки были завернуты в кульки из обыкновенной  серой бумаги. Какими вкусными для нас казались тогда конфеты-подушечки с яблочным  повидлом
внутри, и мятные  полузасохшие прянники. Росли мы в то время неизбалованные разными вкусностями- сладостями. Конфеты и печенье очень редко можно было увидеть на нашем столе.
Это был период   укрупнения сельских поселений. Время реформ Никиты Хрущева. Маленькие деревни пустели, люди разъезжались в более крупные села. Школу в дер. Поля закрыли и Василий Иванович переехал в Космозеро, где продолжил учительствовать. Дом в Полях, где жила его семья и сейчас еще сохранился лучше всех других домов в деревне. Стоит он рядом с Ильинской церковью, недавно отреставрированной и посещаемой, хотя и не часто.
Вскоре и мы уехали в другую деревню - Комлево, где в отличии от Полей, имелось электричество, магазин, большая животноводческая ферма, и  совхозный ТЕЛЕВИЗОР. Школы не было, и когда настало время идти мне учиться, то вместе с другими ребятами из нашей деревни, пошли мы в школу за шесть километров в соседнюю деревню Космозеро.
Каково же было мое удивление и радость одновременно, когда учителем своим увидел я Василия Ивановича
Колтырина, своего земляка из деревни Поля. Вот и сейчас стоит перед глазами его образ, улыбающийся и  родной, с глазами источающими тепло  и доброту.  Он был очень мягким по характеру человеком. Не помню, чтобы он хоть раз повышал на уроках свой голос.( А мы с одним, двумя детьми не можем без крика..). Все школьники, которых он учил, очень его  уважали и любили, и он отвечал вмем нам взаимностью. Учитель от Бога!
Проучившись два года в Космозере, мы
были переведены в Великонивскую школу. Туда тоже ходили каждый день шесть километров.
С Василием Ивановичем пришлось расстаться.
Увидел я его в последний раз, когда учился в пятом классе, уже в школе Великой Нивы. Между несколькими школами  разных деревень и сёл, в Космозере проходил концерт-конкурс на лучшее исполнение стихотворение о Ленине. Было это  в апреле и приурочено ко дню рождения Великого вождя. Возили нас туда на  совхозной грузовой машине
Я тогда рассказывал " Ленин и печник"
Твардовского.
Помню, как днями ходил по квартире в Комлево и зубрил:
"И привычна, тяжела печнику работа,
Отличиться велика у него охота:
-Только будь, Ильич здоров,
Сладим - любо-мило.
Чтоб, каких не сунул дров, грела, не дымила"...
 
Получил я тогда за прочтение - первое место среди всех школ нашего совхоза "Прогресс". Всю жизнь, пока жил на Валааме, хранилась у меня книжечка-приз:" Мой брат играет на кларнете". Когда переселялись с острова, где-то затерялась.
Василий Иванович тоже присутствовал на этом мероприятии. Он подошёл и похвалил меня.А меня, помню, прямо-таки распирала гордость.Немножко пройдёт времени, я и сам начну сочинять свои первые стишки. Больше мы не встречались.
К сожалению не сохранилось ни одного фото. Фотографии в то время были большой редкостью.
Упокой, Господи, его светлую душу.