Понятие истории у тюрков центральной азии в viii в

Гахраман Гумбатов
ПОНЯТИЕ ИСТОРИИ У ТЮРКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ в VIII в.
В настоящее время восстановлено и описано более сотни этих высеченных на камнях эпитафий различной длины: от нескольких слов до пространных, хорошо составленных текстов. Именно они и являются древнейшим свидетельством языка и общественной мысли тюрков.
Наиболее архаичные, - лаконичные и наименее обработанные, - датируются приблизительно VII в., новейшие могут быть отнесены примерно к первому тысячелетию. Однако группа важнейших и лучше всего датированных памятников принадлежит, несомненно, к VIII в. и находится на территории современной Монголии.
Регулярно упоминаются основные космические направления, в соответствии с системой ориентации, в основание которой положен восход Солнца («вперед» значит «на восток», «назад» - на запад, «направо» - значит на юг, «налево» - на север).
У тюркских народов,  в отличие от монголов и тунгусо- манчжуров, бытует иная система названия сторон света, в которой передней стороной является восток, восточная сторона, а задней – запад, западная сторона, при этом юг, южная сторона находится закономерно справа, а север, северная сторона –слева.
Полную аналогию этой системе ориентации мы находим в древнетюркском языке. в котором ilgaru (irеli-азерб.) означает ‘вперед’ и ‘на восток’, qurї;aru (qeri -азерб)– ‘назад’ и ‘на запад’, bergaru – (saгa - азерб.)‘направо’ и ‘на юг’, а jїr;aru – ‘налево’ и ‘на север’(sola - азерб.)‘ .
В современных тюркских языках подобную же восточную ориентацию можно видеть в тофаларском и якутском языках.
При этом в тофаларском языке понятия “восток” и “на восток” передаются одним и тем же словом буру;;аары (букв. ‘вперед’), а понятия “запад” и “на запад” – словом со;;аары (букв. ‘назад’). Юг обозначается словом h;;г;;рi (букв. ‘в сторону солнца’), а “север” и “на север” – словом ;ара;;аары (букв. ‘в сторону тьмы’).
В якутском языке “восток” – это илин (букв. ‘передний; передняя сторона’), а “запад” – ар;аа (букв. ‘задняя, тыльная сторона’), “север” – хоту (букв. ‘вниз по реке’), “юг” – со;уруу (букв. ‘вверх по реке’).
Таким образом, как можно видеть из материала, у тофаларов и якутов в данном случае наблюдается переплетение трех способов обозначения ориентации: 1) по отношению к говорящему (тофалары и якуты); 2) солярный принцип (тофалары); 3) по течению рек (якуты).
Таким образом, ориентацию восточную, характерную для древних тюрок и связанную, видимо, с культом восходящего  Солнца.
У тюрков-дверь на восток, у монголов-на юг (Викторова, монголы)
древнетюркские термины kunto;suq, kunto;su; ‘восток’ (букв. ‘зарождение солнца’), kunbatsiq, kunbatsi;, kunbatu; ‘запад’ (букв. ‘заход солнца’). Этот принцип номинации сторон света сохраняется и в современных тюркских языках, например, в татарском, в котором кюнчыгыш – ‘восток’ (букв. ‘восход солнца’), кюнбатыш – ‘запад’ (букв. ‘заход солнца’). Ср. соответственные термины казахского – к;ншы;ыс, к;нбатыс и алтайского –кyнчыгыш, кyнбадыш – языков.
С древности человек определял примерное южное направление по положению солнца в зените, восточное — по месту восхода, а западное — по месту заката солнца.
  Ориентация по странам света, используемая в практике повседневной жизни, оказывалась чрезвычайно важной в системе сакральной жизни общества, в рамках ритуала. Ритуал, как известно, пронизывал все стороны жизни древнего человека, с его помощью достигалась гармония между землей и небом, человеком и божеством, обычной жизнью и космическими событиями.
 Для древнего человека умение ориентироваться в пространстве имело огромное значение. Быть структурно связанным с пространством значило для него пребывать в безопасности, в состоянии устойчивости, подобно всему Космосу.
 Четыре страны света (восток, юг, запад и север) с древнейших времен играли важную роль в создании системы координат, позволявшей человеку определять и описывать свое положение в пространстве, т. е. ориентироваться относительно других объектов. Основой для возникновения и существования такой системы являлось самое жизненное и одновременно — неизменное явление в Космосе и в природе — движение по небосклону Солнца.
 Восход солнца и его закат давали две относительно стабильные, противоположного друг другу расположенные точки пространственного отсчета — восток и запад, ось между которыми образовывала самую важную и распространенную ориентационную опору.
Лишь позже дополнением к ней стали север и юг, отражающие особенности прохождения солнца по небу и олицетворяющие тепло и свет (юг), холод и мрак (север).
Четыре страны света у разных народов и в разные времена имели и разное значение. Очевидно, что наиболее важным для ориентации человека было восточное направление.
Человек, как первоориентир стоит лицом к востоку (само слово «ориентироваться» означает «смотреть на восток»).
 Исторически первой формой ориентирования в географическом пространстве можно считать ту, при которой субъект наблюдения полагает себя в центре наблюдаемого мира, а все окружающие объекты воспринимает через призму их отношения к этой центральной точке.
Анализ названий стран света в различных языках показывает, что часто ориентиры непосредственного географического окружения выступают заменой стран света, определяемых астрономически, т. е. по движению небесных светил. Понятно, что сами «части тела» человека как первоориентира (правое, левое, перед и зад) в силу релятивизма позиции человека не могут выступать ориентирами географического пространства. Для этого они должны наложиться на приметы окружающей среды.
 Основной такой точкой обычно становится точка восхода, при этом все пространство само органически начинает делиться на правую и левую половины.
Так, индейцы зуньи первоначально, согласно их мифам, делились на две части — «народ зимы» (севера) и «народ лета» (юга).
Священное направление.
ВОСТОК. Почти всегда символизирует свет, источник жизни, солнце и богов солнца, юность, воскрешение, новую жизнь. Это ключевое направление для большинства первобытных религий, и нет ничего удивительного, что на многих старинных картах наверху располагается именно восток, а не север.
СЕВЕР. Агрессивные силы, тьма, голод, холод, хаос, зло — в большинстве культур Северного полушария. В этом ряду особняком стоят Египет и Иран, где север — это Свет и символ мужского начала, ассоциировавшийся с бешеными ветрами. Север был местом, где располагался дворец могучих богов, в том числе Аримана (иранского бога Тьмы), Люцифера и Миктлантекутли (ацтекскогобога Смерти). Ацтеки изображали север в виде Орла Войны, иудеи в виде крылатого быка, а китайцы в виде черной черепахи.
ЮГ. Во многих странах символизирует огонь, страсть, мужественность, солнечную и лунную энергию. И снова Египет и Индия стали исключением. Здесь юг — это ночь, ад, символ женского начала.
Приоритетность востока определяется тем, что он является точкой восхода солнца, символизирует просветление и источник жизни.
Повернуться к востоку – обратить свой дух в сторону духовного фокуса света.
К северу – означает задать вопрос.
К западу – приготовиться к смерти (именно в водах запада солнце завершает свой путь).
По дневному ходу солнца отличаются восток и запад, связанные с представлениями о рождении и смерти.

 Л. Базен ЧЕЛОВЕК И ПОНЯТИЕ ИСТОРИИ У ТЮРКОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ в VIII в. Оригинальная версия: // Зарубежная тюркология. Вып. 1. Древние тюркские языки и литературы. М., 1986.