В будущем

Валентин Акатов
Александр лежал на спальном месте  и вспоминал молодые годы, прожитые на Земле. В их однокомнатном кубрике был включен энергосберегающий режим, горел тусклый свет, а за окном на расстоянии пару десятков метров, чуть слышно гудел генератор, вырабатывающий кислород и осуществляющий его подачу в жилые кубрики городского квартала. Назвать их поселок городом конечно было сложно, но тем не менее они гордились своими достижениями на этой Красной планете, и поселение из трех десятков жилых кубриков небольших размеров гордо называли городом Первооткрывателей. Все население марсианского города составляло пятьдесят человек из которых было тридцать два мужчины, остальные женщины.

Вот уже десять лет они с Энтони живут на Марсе в городе первооткрывателей красной планеты. За это время космическими кораблями с Земли были доставлены десятки герметичных жилых кубриков. Несколько аппаратов производства кислорода и одна атомная мини электростанция, которую и пришлось им с Энтони монтировать, запускать в действие и осуществлять ее дальнейшее обслуживание.
Время было поздним, но им не спалось. После напряженной рабочей смены хотелось немного полежать и поразмышлять, точнее, пару часов пожить своей жизнью, на которую у них отводится совсем мало времени. Основное время занимает работа и сон.

- Энтони,  я знаю ты не спишь. О чем думаешь?
- Да о том же, о чем и ты, - ответил Энтони Александру.
- Откуда ты знаешь, о чем я думаю?
- За прожитые годы с тобой в одной коробке я уже просвечиваю твою голову как рентген. Сейчас ты начнешь меня снова заставлять думать о том, как было раньше и что будет в дальнейшем.

- Но согласись, Энтони, здесь больше не о чем думать.   В этих бесконечных песчаных пейзажах Красной планеты наше мышление деградирует, оно как будто останавливается, каждый день и каждый час зрительно наталкиваясь на один и тот же пейзаж.

- Может и деградирует, Но. ты же не станешь отрицать тот факт, что в тоже время оно имеет полную свободу? Я могу мыслить свободно, направляя мысли в любую точку этой планеты.

- Можешь, Энтони, только согласись, в строго отведенное для этого время и то, забирая тем самым время у сна. Мы же полностью зависим от распорядка дня и ночи не зависящего от нас. Этот распорядок придуман и составлен не нами?
- Да, он составлен не нами, Александр, но без распорядка и трудовой дисциплины наш город не сможет существовать на этой планете. Не будет распорядка, начнется хаос.

- Конечно ты прав, каждый начнет делать то, что ему взбредет в голову в любое для него удобное время. И вот здесь, Энтони, возникает твой парадокс.
- И в чем же мой парадокс?
- В том, что ты все мне вбиваешь голову, что ты свободный человек, но при этом вынужден жить не свободно, по придуманному кем-то трудовому распорядку.
- Да, Александр, я живу здесь по строгому распорядку, без которого нельзя будет существовать на планете. Но выбор о прилете на Марс делал я сам. Я сам решил лететь сюда, вместо обречения себя на чахлое тление на Земле.
- Ну на счет чахлого тления я тоже могу поспорить, там тоже можно себя закружить в таком круговороте, что мало и не покажется, было бы желание.
Лететь сюда или оставаться на земле, ты решил сам. Но выбор твоей кандидатуры делали другие. И то исходя из заключений медицинской комиссии о твоей пригодности для такого полета. Значит тебе просто предоставили сделать выбор между тем и этим вариантом, но говорить здесь о твоей полной свободе не приходится.
- Нет, Александр, я свободный человек, я сам выбираю как мне жить и где мне жить, - с нотой эмоционального возмущения в голосе ответил Энтони.
Александру нравилось заводить Энтони,  в такие моменты их спор обретал живую окраску и они казались сами себе значимыми людьми. Все само собой становилось на свои места и без них таких вот важных эта планета не смогла бы существовать дальше.

- Но все-таки, Энтони, согласись, рамки выбора, которые нам предоставляются, они не велики и всегда находятся в границах той общественной системы, в которой мы находимся.  Только появившись на свет на Земле, мы уже стали не свободными, можно говорить об относительной свободе, о частичной свободе, но сказать, что человек полностью свободен нельзя.  Это самообман. Появившись на свет человек входит в границы определенного физического мира и вынужден добывать  себе пропитание по законам этого мира, а не так как ему хочется, став членом человеческого общества он еще больше сужает свои свободы и должен жить по законам и правилам этого общества. Так что Энтони, как кто-то сказал: «Свобода – это иллюзия». Ты же не можешь сейчас вот взять и улететь обратно на Землю, потому что тебе этого захочется? Нет, ты сможешь улететь с Марса, только тогда, когда они там решат отправить сюда очередной корабль с подготовленной заменой для тебя.
- Александр, ты специально заставляешь меня сердится на тебя? Я уже не раз говорил, что считаю себя свободным человеком. Я сам решаю кем мне быть, я не сижу и не жду, когда кто-то придет, возьмет меня за руку и скажет вот сделай это, потом я тебе заплачу и ты будешь сыт. Я сам веду себя к цели в поисках плодов как духовному существованию, так и к физическому. Я лидер, я не жду, когда кто-то решит за меня. Я считаю таких людей ленивыми, не желающих менять свое положение, что-то менять в своей жизни.

Александр мысленно уже потирал руки. Он зажег огонь внутри Энтони и теперь тот готов будет проглотить хоть один довод.

- Энтони, ты знаешь, я рад за тебя, что ты готов идти и добиваться своей цели. Но поверь. Бог создал людей по своему подобию и каждому дал свое пусть и маленькое, но любимое желание. И если человек желает быть ведомым и идти за такими, как ты, то осуждать его за это мы не вправе. Да, ты можешь ему сказать: «Ну что сидишь, смотришь? Пошли со мной!». Но осуждать его за это не можешь, потому что он создан богом для того, что бы ты мог быть ведущим.  Если будешь осуждать, в тебе будет развиваться пагубная гордыня, выражающаяся в постоянном  «Я». Поверь, не будет стада, не будет и пастуха. Только команда дает возможность засветится звезде и не в каждой команде эта звезда может гореть, очень часто она тухнет в новой команде.
Мне кажется, что идеальная свобода, которую мы бы хотели видеть для себя, существует только в нашем сознании. И почувствовать ее мы можем лишь в тот миг, когда находимся между границами государств, границами человеческих систем, пребывая в невесомости сознания и только в тот момент, когда нам не будет хотеться в туалет, есть, чихать и кашлять. Этот миг такой короткий, потому что мы живем в постоянных потребностях есть, пить справлять естественные надобности, одеваться общаться, развиваться и многое, многое  другое.
 
- Александр, пожалей, я устал и засыпаю.
- Ну что ж, спокойной ночи, Энтони.
Александр повернулся набок и тоже закрыл глаза.