Саранча. 1, 2, 3, 4

Эльхан
                САРАНЧА.1,2,3,4.

Продавали два дома, отец и старший сын. Дома рядом. Мы приехали раньше на два месяца, чем наши будущие соседи.
Когда впервые ступили на эту землю, мне было полных шестьдесят лет. А муж старше на восемь. Так, значит ему под семьдесят.
Нам посоветовали посмотреть два дома, что стоят на окраине.
Окраина, это значит конец села. Значит простор. Дома просто заглядение. Добротные  а во вторых уж очень хорошо вели хозяйство. Всё у них есть. И вода проведена и отопление газовое. И во дворе всё слаженно. Оба дома прекрасно выстроены. Туда - сюда бегали всё не могли сделать выбор. Подбросили монетку и вышло, что берём дом сына. За нами нет построек. Ну сразу поля и роща. Стали обживать. Мы – то привыкли к городской суете. Просто мой муж привык жить в деревне. Родился на просторе и город не по нему. Слишком суетно. Так как только сам вышел на пенсию и давай мне выбивать мозг – Света, ну дети уже все выросли. Ну давай хоть поживём сами себе на радость…. Ну поехали по сёлам, сама выберешь домик…. Ну поехали родная…
Без малого, год уж точно уговаривал. Так я – то,  из – за дочери и сына не хотела уезжать. А вдруг помощь им понадобиться. А потом глянула, а они спокойно без нас обходятся. Даже и названивали – то в неделю раз. Живут своими интересами да и всё. Как никак уже бы и могли поинтересоваться – Как мы?... Что мы….
Так получается, что теперь, я только мужу нужна.

И чего это я так иду против его просьбы. А что? Можно и попробовать. Продали квартиру  А перед этим рассказали детям, что решили пожить на свежем воздухе. Они, конечно в удивление, но вроде и не против. Вот мы, как говорится получили от детей разрешение на отдаление, и стали ездить по близлежащим сёлам. Вот нам и посоветовали Черняевку. Тронулись. Ну вроде, как небольшой чистенький городок. Но, что правда, так всё равно село. Всё нараспашку. Встретятся и стоят болтают. А коровы сами подтягиваются к своим воротам. А вымя – то громадные, полные молока.
Вот этому селу, душа открылась. А женщины с любопытством на нас. Конечно, а кому охота плохих – то соседей. Понятно их любопытство - Зачем? Да почему? Кем и Чем… Дети есть ли?... Ну и такое житейское. А я - то вообще люблю смотреть фильмы и читать про деревни и потому как – то сразу на их лад, да говор перешла.
Вроде нас приняли сразу. Охотно так разговаривали. Там магазины в ряд. Как бы центр. Вот там всегда народу полно Там и контора и Загот контора местная. Получается. приезжают с городов оптовики. А в деревне есть люди, которые приобретают за деньги, всё  лишнее, что сдают.
Ну, жить можно. Лишь бы завести хозяйство.
Я – то могу. Ну не корову, конечно, а вот козу и кур – несушек смогу точно.
Посматривала на соседский дом – Кто – же будет нам соседом. И вот через два месяца дом продан. Узнали, что подъехали и соседи.

Вышли знакомиться. Как положено, позвали их на обед. Вроде согласны прийти. Ну а там уже и познакомились. Она Марина. А он – Вадим. Пока обедали, ни разу не взглянул на меня. Взгляд в сторону. Я и говорю, что бывают ведь такие Сычи. Ужасно! И ещё раз ужасно, что именно нам достался вот такой угрюмый.  Мрачный. Не улыбнётся даже.
Я мужу стала говорить – Саш! Похож на убийцу. Страшно с ним рядом жить. И чего это нам так не повезло с соседями?...
А муж нормально так. Говорит – Да не вбивай себе в голову. Ну и подумала, а действительно чего это я себе голову забиваю тем, что не нужно – то.
Бывало часто, что с Мариной как встанем около невысокого штакетника и давай о том о сём. А женщины такие ведь, как начнут о новостях, так конца края нет.
Мужья наши в общении редко, не то, что мы. Маринка младше меня на десять лет. А вот Вадим со мною ровесник.
Прошла осень. Зима. Сугробы намело. Холодно. А нам всё это нипочём. Жизнь  сельская для пенсионеров – Благодать. Вот только надо бы хозяйство завести. Никак у моего,  руки не дотянутся до этого. Проект вроде есть. Да и место для курятника есть, но что – то не торопится мой начать. Отложил постройку на весну.
А мне – то что. Всё это добро мне на дом. Яйца, мёд, молоко, сметана, творог, да масло крестьянское…
Смотрю на своего , а мой – то ожил. Да и я из городской вся стала деревенской. Да и привычка такова – Руки в бок.

Всё бы хорошо, да только порой глянешь на соседа и аппетит пропадает. Вечно хмурый такой, ну что за человек такой?...

Продолжение.     ЭльХан.

                САРАНЧА. №2.

Когда я начинала кого – то обсуждать, муж всегда мне - Светлана…
Всё ясно. Надо помолчать, но…
Когда – нибудь, я взорвусь. Мой муж не понимает, что женщины рождены, чтобы много говорить. Надо же порой расслабиться. А вот некоторые, и мой, в том числе думают, что мы нужны для того, чтобы по хозяйству весь световой день, а ночью открыв рот,  спали до самого рассвета.
Жизнь в селе. Здесь  - Сарафанное радио. Правда есть всё, что и в городе. Я имею ввиду и телевизор и ноутбуки и интернет и Тарелки…
Но живой разговор есть живой...
Говорю – Саша, я же просто делюсь с тобой. Ты просто слушай и всё.
А он мне – Мне неинтересно что там творится у соседей. – Ну Саш…. Это ведь деревня, здесь все вот так делятся, понимаешь… Если я не буду такая, как и все, то меня просто отодвинут на задворки.
- Это что хочешь сказать - Тебе  хочется быть сплетницей?....
- Да нет…
- Слушай…. Света, я до армии был женат. Это тебе в новость. Я тебе никогда не рассказывал. Но это правда. Я был в браке… Но только не был расписан. Я очень сильно её любил. Ты себе даже и не сможешь представить. А она так – же. Мы были счастливы очень И тут в армию. Она так плакала. Всё говорила мне, что это наше прощание навсегда…

Видно у неё предчувствие было. Так и мне стало тревожно. И всё же как мог я её успокаивал. Ну в общем с тяжёлым чувством ушёл в Армию. И там вроде успокоился, как только стал регулярно получать письма. В отпуске приехал. Нормально всё.
Уезжал радостный. Прошло с месяц и стали приходить письма от друзей, что моя загуляла с Пашкой. Ну я и разозлился. А тут  с деревни письма за письмами…  Наговоры на невесту. Так довели, что я написал своей, чтобы она не ждала меня и пошла прочь от меня….
Я поверил всем чужим языкам. От неё письма, каждый день… Пол года, понимаешь…. А я такой дурак, всё в клочья… 
А потом услышал, что она вышла замуж за хромого Колю. Мы с ним сидели за одной партой. Ну а потом ему ногу зашибли и он остался дома. На службу калек не берут. Так она вышла за него. Я так и не понял. Гуляла с Пашкой, а вышла замуж за калеку. Когда приехал в деревню, так её уже не было. Она с мужем и сыном уехала в Самару. Вроде устроились хорошо. Потом узнал, что не гуляла, а просто разговорчики. Беременна была. Куда ей с токсикозом до гулянок.
Искал немного, а потом подумал, раз замуж вышла - Так судьба не моя.
Так я хочу сказать тебе, что она на старость тоже решила приехать в село. Земля поистине круглая.

Как так получилось, что и она оказалась здесь. Похоронила своего и приехала сюда одна. Сын часто приезжает к ней. А ещё разговоры идут, что сын
этот  - Мой сын. Говорят точно моя копия….. Я так подсчитал…. Вполне возможно. Я ведь был в отпуске. Как раз совпадает. Так я спросил у неё, а она мне.
- Не выдумывай.
Так видишь, я тебе рассказал то, что я хранил всю свою жизнь. А теперь мне вот под семьдесят лет.
И вот - Сюрприз жизни. Опять встретились.
Живёт рядом с нами. Мы же одногодки с нею.  Так  я её не узнал. Постарела очень. Не сравнить с тобою.
А у меня в голове – Дзинььььь! Звоночек. Ах старый кобель, так вот почему он не любит разговорчики. Небось хочет сказать, что его первая любовь ждала его честно и он сожалеет, что вот так потерял её.
Значит небезопасно здесь жить. Недаром так тянуло его в деревенские места….
А насчёт того, что могу стать – сплетницей – Это не так. Я никогда себе не позволю думать, плохо, хоть что пусть болтают.

Пока мои глаза сами не увидят.  Это не значит, что я таскаю разговоры. Я вон сама терпеть не могу таких людей. Что мужчин, что женщин таких не приемлю. А с другой стороны ясно, что -  На  каждый роток, не накинешь платок.
Самое главное слушай и не передавай никому.
Немного хочу порассуждать на эту тему. Так сама с собой.
Я понимаю, люди, которые занимаются этим делом, у них языки и сознание немного другое, чем у людей, которым, не хочется обсуждать кого – то….
Вот к примеру про себя…
Я боюсь обсуждать, потому что боюсь обратки. А это обязательно случается. Сколько примеров. Просто не счесть. Например. С одного небольшого городка приехали родня. Как нашествие саранчи. Приехали и за короткое время рассорили очень многих. А потом у них самих началось такое, что уже их всех под одну гребёнку. Не стали приглашать ни на одно мероприятие. Вот они и стали вариться в собственном соку.
Так я дальше продолжу про себя. Раньше, когда была молода, бывало, соберёмся с подругами на посиделки… О чём можно разговаривать?.... Ну, конечно – Кто как? Чего? Почему? Что у неё и с кем?

Ну о чём ещё можно?...
Так после их ухода муж мне начинает выговаривать. Ну будто я всему виною. Так два раза чуть ли не до развода. Я ему истерику закатила. – Чего ты меня контролируешь? Я что должна вечно слушать и рта не раскрывать?....
Я же слушаю, но не передаю никому ничего. Чего ты хочешь от меня. Тебе надо было взять жену глухую и немую.
Ему удивительно, неужели нет других разговоров?...
Почему надо кому – то перемывать косточки?...
- Кому какое дело до того – Как одет. С кем ходит. Как ведут себя…
- Я всё понимала, ему не нравится, когда я кого – то осуждаю. Он очень и очень боялся, что я стану похожа на его тётку. Она страшная сплетница. Постоянно не вылезала с различных историй. Да потому что таскала разговоры.  И за спиной всех осуждала. И её так – же, вот за это самое. А она занималась наговорами. И потом доказывай, что это неправда. А ведь – Сплетни – Это Яд.
- Никогда не позволяйте вашим ушам поверить в то, что не видели ваши глаза.
И это чистая правда.

Продолжение.   ЭльХан.

                САРАНЧА. №3.

Так я ведь и не думала, что на старости мне придётся жить в обнимку с печалью. Я раньше бы посмеялась, если бы мне кто – то сказал, что я буду ревновать своего почти семидесятилетнего супруга.
Ну это смешно! Это очень смешно! Но так оно и есть. Не думаешь о том, что он раскувыркался со своей первой любовью, а думаешь – Что скажут на селе. Как все будут смеяться надо мной. А что станется с мужиком? С него, как с гуся вода…
Вот смеху – то!
Хотелось мне поделиться с моей соседкой  Мариной, но что – то, она к весне почернела и ходит как – то боком. Так я всё косо посматривала на её Сыча. Мне, казалось, что он тихонечко колотит её. Вот этим я поделилась со своим, а он итак в последнее время не в радостном настроение. А я к нему некстати, не вовремя. Со своими подозрениями...
Глянул на меня. И я в очередной раз подумала – Ну и чего я припёрлась жить в село, где я даже не могу сказать слово. Что - то совсем со мною плохо.
Что ни говори, но подозрения стали всё чаще ударять меня по мозгам.
Стала следить за своим. Куда идёт и надолго ли…
Смешно самой. А что делать и в старости не охота быть "лосихой." Да и притом при всём – Это - же село, деревня… Здесь слухами земля полнится.
Так вскоре я узнала от Маруси, что мой, часто заходит к Ульяне. Слышала, что копает ей выгребную яму. Ничего себе!

До сих пор дома курятник не поставил, а у кого – то выгребную яму помогает выкапывать.
Так Уля – это и есть его первая любовь. Угостила Марусю всем чем могла, да и положила перед нею в пакете конфеты и вафли.
– Рассказывай. Ну и поведала, что Мой часто у неё подправляет и в сарае недавно что – то забивал. В общем хозяйствует там.
- Ну гад! На две семьи значит. Старая любовь не отходит.
И что мне делать – то…. Так, как выпроводила, и сама пошла к Марине. В дверях столкнулась с Сычём. Чуть не улетела. Крепкий мужик. Посмотрела так, будто слопать хотела. Ненавидела его всем сердцем. Я так и думала, что он издевается над женой. Вошла. А Маринка лежит. Я к ней со своей печалью.
– Марина вот скажи. Как верить мужикам. Мой, меня успокоил, напел, что эта его Любовь, напротив меня старуха, а вот тянется – же к ней. Даже работает у неё, а домой придёт, так лопает, что за ушами трещит. А чего – же там, у неё – то не жрёт. Ох! Маринка, ненавидеть стала его. Когда лопает, так вдарить хочется... Знаешь, он так не любит когда у меня судачат про кого – то…
А я всё думала, что он такой на самом деле, а оказалось, что не может забыть как из – за наговоров, он потерял свою Ульяну…
Марина, любит он её.

Только вот не могу понять, почему такое горе мне на голову, когда стара и никому не нужна стала…
- Света, а ты не теряй духа. Глядишь и у вас наладится. Всё – же дети есть. А у Ули всего лишь один. А потом, мужики чувствуют вину и потому хоть как – то хотят  загладить свою вину… Понимаешь…
Да что у тебя – то… Вот я день и ночь плачу за Вадима. Так жаль мне его. Так хотелось бы, чтобы он не страдал после моей смерти…
- Да что ты говоришь Марин, какая ещё там Смерть. Ты же на десять лет младше меня…
- Нет, Света. Мне осталось всего ничего - Рак печени. А это неизлечимо.
Так видишь какая я стала. А Вадим не такой, как ты думаешь. Просто у него горемычного на глазах жену и двоих детей сбила машина. Так он после этого стал таким. А до этого весёлый был. Я ведь с ним живу всего десять лет. А так – то он жил  один.
Так мне его было всегда жаль. Мы ведь соседями были. Так я к нему ходила сама сватала… Долго. А он всё не хотел меня. Говорил, что молода для него… но ты же знаешь, вода камень точит и вот добилась. Ни разу не обидел меня. А ласковый какой, и жалеет очень.
Смотрю, приподнялась и вроде тошнить стало её. Тут она мне.
- Ну пожалуй уходи, а то плохо мне… Не надо, чтобы ты видела, как кровь хлещет….

 Уходи…
Вышла, и слышу - Вадим, Вадим...
Вадим на меня так строго. И не так страшен взгляд его. Раз жена любит, так не так уж плохой. Схватил ведёрко и бегом в дом. Ушла с печалью…
- Господи я со своей болью смешной, а у неё трагедия такая.
Мысли пришли. Что надо всё прощать. Пусть лишь бы жил дольше. Я про своего... И пусть будет счастлив. И чего это я, как увижу мужа так начинаю ворчать, как старая карга. Представляю, как я ему надоела. Всего хорошего понемногу. Видимо пришло время Ульяны. Пусть помогает. Ни слова не скажу. Вот скоро приедет к ней сын. Встретятся. И скажу своему - Пусть сын его приходит и до нас.
Он, Уля и Саша, они просто жертвы обстоятельств и всё.
Эх Жизнь! Как – же ты крутишь нами. Клубок печали. Отчего это так? Что? Что плохого мы натворили в жизни?...
Да толку – то ныть. Главное сейчас как – то пройти психологический барьер. Это касательно меня. А там, как утрясётся, так надо переехать подальше от этих мест.
И ведь не думала, что действительно, когда строишь планы – Бог улыбается….

Продолжение.   ЭльХан.
                САРАНЧА. №4.

В мыслях вертится – А может быть он знал, что Уля живёт в этом селе. Может быть специально плутал в поисках – Черняевки? Хитрил? Ведь говорят, что первая  - Любовь никогда не ржавеет...
Может быть, я его совсем не знаю?...
Живя с ним, никогда ведь не задумывалась над его характером. А он не так прост в семейной жизни. Ведь всю жизнь скрывал, что у него была жена.
И притом такой молчун. Мало того, что с ним нормально и не прожила свою жизнь, так он ещё не давал мне расслабиться. Строгий взгляд и всё время чувствуешь себя нашкодившей кошкой. Вся жизнь так прошла.
Это он виноват в том, что я стала оглядываться на пройденное. Хотя я часто слышала о том, что никогда не надо возвращать свои мысли к тому, что прошло.
А как? А как мне быть, если не с кем даже и поговорить. Сейчас повешу на него всех дохлых собак. Правильно. А что я должна думать. Ведь не молода, а он вот так взял и припёр меня к стенке. Разводиться смешно и жить вместе – Без веры. Как?...
Он мне всегда говорил, чтобы я не стояла около сельских баб. Как бы буду похожа на них. А если всего боится, то зачем сбил меня с толку. Зачем целый год просил продать квартиру и переехать сюда, зачем?...
И разве сельские женщины так плохи?

А чем городские лучше?...
А чем я лучше их? Я тоже женщина и мне тоже хочется потрепать языком. Я не хочу стоять в стороне.
Дети наверняка думают о том, что мы не надышимся свежим воздухом. Когда я позвонила,  и сказала
- Дети мы вас ждём. Собирайтесь и приезжайте. Мы вас будем каждое утро, поить парным молоком.
Дочь рассмеялась…
- Мам ехать в такую даль за парным молочком?
Мне бы в этот момент сказать.
- Разве я это хотела сказать? Я хотела, чтобы наши сельские увидели, что у нас тоже есть дети. Что они нас любят. И, что  мы не одиноки в старости. И чтобы мы сами почувствовали, что мы окружены детьми. Не чужими, а  своими, кровными.
Отчего и почему иные дети не ждут приглашения и сами спешат навестить своих самых родных. А иных приглашаешь, а они приходят тогда, когда им нужно?...
Неправильное воспитание?...
Почему когда роешься в своей памяти, возникают столько много вопросов. А может быть сделать так. – Утро вечера мудренее.
 
А может быть уехать далеко – далеко?...
Омар Хайям говорил – Ты можешь убежать от обстоятельств и людей, но ты никогда не сможешь убежать от своих мыслей и чувств.
Нельзя убежать лишь потому, что они всегда сопровождают тебя. Они всегда с тобой - Мысли и чувства.. Я ничего не говорила мужу. Он приходил домой поздно и на рассвете уходил. Я тенью дома. Понимала, что мой муж хочет показать перед Ульяной, что он до сих пор крут.  Что же,  он выбрал сам свой путь. Я думаю в ближайшее время что – то да скажет. Пусть сам начинает.
А этот вечер я никогда не забуду.
Никогда мне не забыть. . Окна прикрыла и вдруг по стёклам стало тарабанить. Я подумала, что град начался. Выскочила, чтобы закрыть ставни и что - же это такое? Вмиг я вся была облеплена чем – то. Какие – то большие насекомые ползали по мне. Страшно. Жду укусов. Так что же за такой странный звук. Будто шум винтов.
Я дико завизжала. За своими криками не слышу ничего. А разве были какие – то звуки?...
Странно. Но раньше я всегда слышала всё. А ведь почти у всех было подворье. А в тот вечер ничего. Не слышно ни собачьего лая, ни мычания коров, телят, ни блеяния коз...
 
Даже петухи в округе и то замолкли. Только мой крик тонул в ночи и всё…
Я видела, как ко мне спешил кто - то. Лица не вижу. Кто – то подхватил и в сарай, а там… А там начал встряхивать с меня всё это шевелящее.
Я, стояла не двигаясь, раскрыв руки словно собралась  в полёт.  Явно чувствовала как что – то вроде пилок карябают меня. Много …. Очень много пилок…
Голосом обиженного ребёнка
- Что это? Что это такое? Почему так много?...
- Не бойся Света. Это всего лишь перелёт саранчи. Скоро  все промчатся. Только жаль, что всё пожрут и нашим коровам и козам ничего не оставят.
Глянула, а это Вадим. Сел на мешок с поленьями и вдруг заплакал…
Как так… Я вот сколько жила со своим и ни разу … Ни разу не видела даже слезинки…
А тут такое… Я никогда не думала, что такие сердитые мужчины могут плакать. А он, уже всхлипывая, выдавливал из себя слова
- Марина умирает. Не могу один быть рядом. Страшно мне…

Продолжение.    ЭльХан.