Из книги «Великие Посвящённые» Эдуарда Шюре:
(стр.324) «Жрецы Элевзиса владели эзотерической доктриной, дошедшей к ним из Египта; но с течением веков они украсили её всем очарованием прекрасной и пластической мифологии. С тонким и глубоким искусством умели они пользоваться земными страстями, чтобы привить душе высшее, и поднять ум до понимания божественных истин. Нигде мистерии не являлись под такой человечной, живой и красочной формой.
Миф Цереры и её дочери Прозерпины составляют центр Элевзинского культа. Подобно блистательной процессии, все элевзинское посвящение вращается и развёртывается вокруг этого светящегося центра. В своём наиболее глубоком смысле, миф этот представляет символически историю души, её схождение в материю, её страдание во мраке забвения, а затем, её вознесение и возврат к божественной жизни. Другими словами, это драма грехопадения и искупления в её эллинской форме».
Получается, что мистерии, которые происходили раньше, когда душа посвящаемого переходила в астральный мир и сама лицезрела падение душу в материю, были заменены (пришлось) земными мистериями через земные понятия и чувства. Посвящаемый лицезрел их, находясь в физическом теле.
«Весь Круг вещей проходил перед посвящёнными, которые становились ясновидящими. История Психеи-Персефоны делалась для каждой души ослепительным откровением. Тайна жизни объяснялась или как искупление, или как испытание. По ту и по эту сторону земного настоящего, человек открывал безконечные перспективы прошлого и светлые дали божественного будущего. После ужасов смерти, наступали надежда освобождения и небесные радости, а из настежь открытых дверей храма лились песнопения ликующих и световые волны чудного, потустороннего мира.
Вот чем являлись Мистерии лицом к лицу с Трагедией: божественной драмой души, дополняющей и объясняющей земную драму человека.
Малые мистерии праздновались в феврале, в Агрее, поблизости от Афин. Все ищущие посвящения и выдержавшие предварительный экзамен, имевшие при себе свидетельства о рождении, воспитании и нравственной жизни, подходили к входу в запертую ограду; там их встречал жрец Элевзиса, носивший имя Hieroceryx или священный герольд, который изображал Гермеса с кадуцеем. Это был руководитель, посредник и толкователь Мистерий. Он вёл вновь пришедших к небольшому храму с ионическими колоннами, посвящённому Коре, великой девственнице Персефоне.
Святилище богини притаилось в глубине спокойной долины, среди священной рощи, между группами тисов и белых тополей. И тогда жрицы Прозерпины, иерофантиды, выходили из храма в белоснежных пеплумах, с обнажёнными руками, с венками из нарциссов на головах. Они становились в ряд у входа в храм и начинали петь свои речитативы ритмическими жестами:
«О, стремящиеся к Мистериям! Привет вам на пороге Прозерпины! То, что вы увидите, изумит вас. Вы узнаете, что ваша настоящая жизнь не более, как ткань смутных и лживых иллюзий. Сон, который окутывает вас мраком, уносит ваши сновидения и ваши дни в своём течении, подобно обломкам, уносимым ветром и исчезающим в дали. Но позади этого круга темноты разливается вечный свет. Да будет Персефона благосклонная к нам, и да научит она вас переплывать это поток темноты и проникать до самой небесной Деметры!»
Затем пророчица, управляющая хором, спускалась с трех ступеней лестницы и произносила торжественным голосом, с выражением угрозы, следующие заклятия:
«Горе тем, которые приходят сюда без уважения к Мистериям! Ибо сердца этих нечестивцев будут преследуемые богиней в течение всей их жизни и даже в царстве теней не спасутся они от её гнева».
Затем, несколько дней проходило в омовениях и посте, в молитвах и наставлениях».
Да это было зрелищно и впечатляюще, но человек должен был принять это всё-таки на веру. Хотя огромное скопление людей способно повлиять на восприятие каждого человека. Не поэтому ли такие пышные церемонии и массовость в современных церквях.
Данная статья представлена на сайте Яндекс.Дзен, ссылка на канал Болотова Лариса или Booklife2015 дана в конце моей страницы.