Найдёнка. сказка для взрослых

Александр Солоницын
               

  *сказка для взрослых*               

Жили – были  дедушка с бабушкой  в  одной захудалой деревне.

Осенью, промышляя грибами, дедушка нашёл в лесу заблудившуюся девочку.
 Понравилась она старику, приветливая такая, ладная, годочков десять от роду.
Рассказала, что пошли они с подружками по ягоды, а она и отстала  где–то, дней шесть плутает, страшно по ночам в лесу одной, кушать хочется.

Привёл старик девочку домой:
- Вот, Никитична, принимай гостью – Найдёнку.
 Старуха напугалась:
-  Что с ней делать будем? На лодке по реке отвезти до села?
 Далеко, одного не пущу, против течения не выгребешь, а сама немогутная стала.  Зимы дождаться? Да по льду? Отвезём на санях по реке. Дома совсем потеряют её. Что делать? Ой-й-й.

Говорят так, а девочка слушает:
 - Родители в город уехали, неизвестно когда вернутся, а бабушка не сможет далеко от дома уйти искать её по лесам, а у соседей своих проблем хватает. Только бы маленький братишка не придумал идти на выручку, не послушает бабушку, уйдёт с  Шариком.

Старик со старухой согрели воды, помыли её, переодели, во что придётся, пока постирают бельё девочки. Накормили, спать уложили. Сами же нет – нет, да и присядут рядом, любуются девочкой, по дому на цыпочках ходят.

Своих – то детей давно вырастили, разъехались они, кто куда, скучают по ним дед и  бабка. С внуками бы пора поводиться, да не везут дети, далеко и хлопотно.

- Намаялась бедная, плутая по лесу, - вздыхает бабка.
- Ох, переживают родные, шутка ли - ребёнок потерялся, и помочь не знаешь как, - вторит ей дед.

Почти сутки проспала девочка. Встала с восходом солнца. На крылечке посидела. Метлу увидала, дорожки у дома подмела, птицу накормила, напоила, яйца собрала. Смотрят старики на неё, удивляются, хорошая помощница растёт, жаль, что не их девочка, как говорится:
- Хороша Маша, да не наша.
Присели с ней на завалинку, о семье расспрашивают.  Ничего особенного, семья как семья, у всех такие семьи. А мысли так и крутятся в голове, как же мы остались  одни, если да занеможем, и водицы некому поднести будет, хорошо пока здоровье есть, думать не хочется о завтрашнем дне, куда нам деваться, здесь придётся век доживать, как уж получится.
Грех даже думать,- нельзя девочку себе оставить.

- Вот что старуха. Ты как знаешь, Никитична, а я собираюсь в дорогу, пока дождями её не развезло, поеду на телеге напрямки от переправы через бор, на зимовье оставлю лошадь, а сам с девочкой через болото тропинками  к селу выйдем. Дня три – четыре проканителюсь, ты не волнуйся. Сама тут справишься?
- Делать нечего, езжай, коли решил уже, - покорно ответила старуха.

Сказано – сделано, отправились дед с девочкой в дорогу. Бабка долго стояла на дороге, спрятав руки под фартук, только слезинка  нет – нет, да и  покатится по щеке, а она её  кончиком платочка вытирает, всё вспоминает, как нежные детские ручки обняли бабушкину шею на прощание.

Полнолуние. Бабушке не спится, то жарко, то подушка  колется,  то сверчок за печкой разошёлся не на шутку, вдруг лось на задворках закричал, как будто в ограде. Луна в окна ярко светит, всё в доме окрасила в синий  небесный  цвет. Лампадка под образами вспыхнула и погасла прямо на глазах бабушки, заставив её вздрогнуть.
- Ой, к чему это? Всё, не уснуть, надо встать, зажечь лампадку, помолиться, - она встала и прошла в передний угол, где располагался по - русскому  обычаю домашний иконостас, невольно глянув во двор.
- Бог ты мой, ведро с глиной светится, - от неожиданности воскликнула бабушка, - это как раз то, в котором на днях замочили глину, печь промазать и окошко  в  подполье, после того, как  урожай через него уберём на зиму.
Надо сходить посмотреть, так и до беды недалеко.

Вышла Никитична, посмотреть, в чём дело.
Точно светится!  Свет такой тёплый  из  ведра. Присела около него, рукой проверила, глина, как пластилин, и тёплая почему–то. Зачерпнула она рукой, а в руке начал формироваться колобок, потом фигурка ребёнка.
Бабушка вылепила девочку из всей глины, что была в ведре, да ещё взяла из ямы, где хранили глину впрок. Глина принимала нужные формы, бабушка только придерживала головку, руки, ноги.

О, чудо!  Девочка спрыгнула с рук сама на ноги встала, ростом большенькая,  улыбается:
- Давай бабушка одежду какую-то сделаем, не ходить же мне нагишом, - сказала девочка.
До вечера шили наряд, бабушка только успевала перебирать в сундуке свои старые платья и одежду, что осталась от детей. Девочка оказалась ещё и рукодельница, шила сама, Никитична была на подхвате. За работой определились, что девочку зовут Дарёнка. За вечерним чаем, уже при свете лучины, договорились, где будет спать Дарёнка, чем будет занята завтра.
- Перво-наперво  мне  нужно в бане посидеть, парком пропитаться, иначе гибкость и силу теряю, - предупредила Дарёнка,- расти опять же не буду.

На завтра вдвоём они переделали все дела на день и даже наперёд сладили.
На следующий день договорились в лес пойти за грибами и орехами. Перед сном бабушка вспомнила, что забыла помолиться и утром, и вечером, поблагодарить Бога за такое чудо, которое свершилось, пожелать старику лёгкой дороги. Уже засыпая, решила, что всё завтра, сегодня руку поднять не получится, чтобы перекреститься.

Старик с Найдёнкой благополучно добрались до охотничьего домика, распрягли и закрыли в загородку лошадь, оставив воды в бочке и корма в яслях. Выход на болота отложили на завтра. Поужинали и устроились спать. Ночью дед никак не мог заснуть, ворочался. За окном ярко светила полная луна, на небе не облачка, однако по зимовью  двигались какие–то тени. Старик встал, прочитал молитву, вышел на улицу. Стало как–то тревожно за старуху:
- Как бы с Никитичной чего не случилось,- подумал  дед, -  спаси и сохрани, Господи,  рабу божью Прасковью - не громко с выражением произнёс он.
Вокруг в синем свете стояли огромные сосны, лес жил обычной ночной жизнью с пением и криками птиц, на болотах кричала выпь.
- Надолго ли погода наладилась? – невольно подумалось старику, - даст Бог, ещё простоит вёдро*, чтоб посуху вернуться домой.
Тишь и покой в природе, успокоили старика, потянуло в сон.
Встал он до восхода солнца. Осторожно, чтоб не напугать, разбудил девочку, и они отправились в дорогу. От охотничьего домика они спустились под гору в туман, что поднимался от болот. Старик хорошо знал тропинку, которая как лабиринт петляла  между топями, в глаза лезли вездесущие мошки, приходилось постоянно обмахиваться  веточкой.
- Внимательно смотри под ноги, - предупредил  дед, - старайся след в след ступать, чуть в сторону и всё - только крикнуть успеешь, примет тебя топь. Страшно около тропинки из-под ног вырывались шумно пузырями болотные газы.
Миновали болото, без приключений вышли к селу.

Радости бабушки и братика не было конца - внучка нашлась! Не знали, как и угодить спасителю, угощали старика, чем только могли. К вечеру, однако, дед засобирался домой, тревожно ему было за старуху.
На обратной дороге тумана в болоте уже не было, что указывало на скорую смену погоды, однако старик сразу почувствовал, что за ним увязалась Нелёгкая: то гибкая слега сломается, то обувка слетит. Стал дед кликать хозяина лесного, чтоб помог засветло из болота выбраться.

Тем временем бабушка с Дарёнкой заблудились немного. С испугу к вечеру добрались до зимовья, и услыхали крики с болота. Костёр разожгли на поляне, на него и вышел дед.
А у костра дожидалась его старуха. Не стала она смущать старика необыкновенной новостью и спрятала в телеге Дарёнку, чтоб на глаза старику не попалась. Наутро с трудом получилось у бабушки аккуратно преподнести новость старику, чтобы не напугать его. Старик покрякивал и улыбался, стараясь понять, в чём шутка, пока сам не увидел глиняную девочку. Управляя лошадью, он всю дорогу оглядывался на Дарёнку, и не мог понять, то ли радоваться ему, то ли пугаться. А она нет – нет,  да и соскочит с телеги, оббежит стороной, то грибочек найдёт, то орешник приметит, как обычный ребёнок. А старуха помалкивает. Уже ближе к дому старик и говорит:
- Не по себе мне как–то Никитична, чего ты наколдовала, то ли к добру нам на старость, то ли на горе. Уж больно она хорошенькая получилась…

Так и зажили втроём ладно, да мирно. Не могут старики нарадоваться на помощницу, полюбили её всей душой. Счастье пришло в их дом.
Долго ли, коротко ли только стала молва расползаться по округе. Не спрячешь никуда от людского глаза счастье своё. Старались издали показывать Дарёнку случайным прохожим и рыбакам с охотниками, которые мимо их дома путь держали. А ребёнок – есть ребёнок, хоть и глиняный, старается поближе к гостям подойти, интересно ей, а то всё старик со старухой. Год от года кажется старикам, что Дарёнка вроде как подрастает, и с лица, как девушка краше становится. А может, это и не кажется вовсе. Дошли слухи до села, что живёт у стариков в заброшенной деревне добрая и красивая девушка, и какая – то она особенная, глинная что ли.

Время шло. В селе появился Охотник, который на праздник Ивана Купала заприметил   красивую Найдёнку. А сам статный  и ловкий  приглянулся сразу, с первого взгляда всем девушкам. Только выбрал он её, Найдёнку. Они, сразу не скрываясь, стали оказывать друг другу знаки внимания. Лето – не сезон для охоты, зато для Найдёнки горячая страда. Работница она почитай одна в доме, скучать ей некогда. Работает Найдёнка, а рядом где–то часто можно увидеть Охотника, он или отдыхает, или помогает ей. Стали поговаривать о свадьбе осенью. Только парочка договорилась свадьбу справить через год. Зимой охотник постарается больше добыть пушнины, чтоб деньги были на свадьбу. Всю зиму пропадал Охотник в лесу.

 С началом лета, когда охотничий сезон уже закончился, Охотник продолжал уезжать  вниз по реке. Подозрительно стало Найдёнке: куда это её суженый надолго отлучается. Проследила она за ним, сплавилась следом на лодке по реке. Заодно решила она навестить стариков и отвести им гостинцев, да и посмотреть на Дарёнку.

 Случайно подсмотрела она, как прощался её суженый с Дарёнкой, уезжая на лошади с дедом в лес по делам.
Стало ей понятно, где и почему он тут крутится, и к ней не торопится.
 Закипела злоба в груди  Найдёнки на разлучницу.
- Надо же на кого променял меня! На глиняную девку! – с горечью думала  Найдёнка.
Дождалась она, когда уедут жених с дедом в лес, да и вышла к дому. Радушно поприветствовала Никитичну и сдержанно Дарёнку. Старуха, как любая женщина, обрадовалась подаркам, но заволновалась, наблюдая, как приглядываются девушки друг к другу.
Найдёнка отметила, что  глиняная девушка привлекательна, ладно сложена и красива, с добрыми глубокими и грустными глазами.
Старуха, имея жизненный опыт, догадалась, почему пожаловала гостья. Неужели приревновала к Дарёнке?!
 
Найдёнка виду не подала и предложила покататься на лодке Дарёнке, хвастаясь ходкостью лодки.
Понимая, что это скорее намёк поговорить с глазу на глаз, Дарёнка согласилась, а старуха промолчала.

Как только лодка отплыла далеко от берега на стремнину, Найдёнка ловко перевернула лодку и оттолкнула Дарёнку от перевёрнутой лодки. Спасаясь, Дарёнка сначала ловко поплыла, но скоро начала таять в воде и пошла ко дну.
Домой  Найдёнка вернулась одна, ссылаясь на несчастный случай.

 Убитая горем Никитична упала на лавку, да так больше и не вставала.

К вечеру вернулись мужики. Старик крутился около старухи, а Охотник молча стоял у окна, разглядывая реку. Найдёнка побоялась подойти к нему.

Молодые люди вернулись на лодке в село, а к осени Охотник ушёл в лес и пропал.

 С этих пор Найдёнка так и ходит по лесу в поисках своего жениха. Люди слышали, как по ночам в лесу она кличет Охотника.

   фото из интернета