Размышления человека, такого, как и вы сами - 4

Эдуард Ратников
ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

ЧТО МНЕ ИЗВЕСТНО О РОДСТВЕННИКАХ ПО ЛИНИИ ОТЦА

Продолжение ТЕМЫ о РАТНИКОВЫХ,
но более расширенно.

На фото мой дедушка ИВАН, его младший брат, что погиб в первую МИРОВУЮ, мой отец БОРИС, ему лет 6-7, и моя бабушка МАТРЁНА.

Недавно мне позвонил наш  старший внук АНТОН, который уже осчастливил нас всех двумя правнуками, и вот он сказал мне, утверждая, что, мол, дед, ты у нас уже самый старший в общей семье РАТНИКОВЫХ.
Хорошо бы узнать побольше о тех родственниках, которых ты знаешь лучше меня, твоего внука?
Вопрос, конечно, хороший и справедливый, хотя я уже и пытался его освещать в некоторых своих воспоминаниях. И даже здесь в первой части своего повествования я начал с цепочки наших родственников от самого первого известного мне прародителя по имени  ВАСИЛИЙ, с которого и началась наша ФАМИЛИЯ.

Начну с того, что действительно кое-что я узнал из своих расспросов у своего ОТЦА, и особенно от своей бабушки МАТРЁНЫ ФЁДОРОВНЫ. Зная некие подробности  из жизни предков, и тем более, своей, которую ещё помню, попробую поведать внуку АНТОНУ, раз у него возник интерес.

Как у многих граждан страны РОССИИ, родословная в смысле их ФАМИЛИИ начинается с 1861 года. С этого года в РОССИИ официально закончилось РАБСТВО крепостных крестьян, а так как другие свободные сословия, имевшие фамилии, были практически физически уничтожены после революции ЛЕНИНА в 1917 году, то подавляющее количество семей, живущих сейчас даже с громкими фамилиями царской ЗНАТИ, и известных ПОМЕЩИКОВ - это совсем не их родственники.
Это скорее всего дворовые КРЕПОСТНЫЕ, именно они при обращении к ним:
«Вы чьих будете?».
Не говорили, отвечая: - «Я АККАКИЯ сын», - а просто отвечали, допустим: «Я ОРЛОВСКИЙ», или «Я ПОТЁМКИНСКИЙ».
Отсутствие фамилий у большей половины населения страны, естественно, создало трудности при выдаче им паспортов. Самый распространённый способ давать или присваивать фамилию крепостным - это любому бесфамильному семейству присвоить фамилию производную от имени ОТЦА этого семейства. В результате такой упрощённой практики появилось бесчисленное множество: Ивановых, Петровых, Сидоровых и других фамилий от имён родителя, по этой причине одинаковых фамилий, стали присваивать фамилии от профессий: Кузнецовы, Сапожниковы и разные другие, иногда давали фамилию помещиков, но я думаю, скорее всего это  давали дворовой обслуге.
Так вот, к чему этот экскурс в известный ФАКТ истории?
Дело в том, что в нашем случае доподлинно известно, что моего прапрадеда  звали ВАСИЛИЙ, и он был отправлен в РЕКРУТЫ на царскую службу в российскую армию. Скорее всего его служба началась при императоре НИКОЛАЕ Первом, правление которого с 1825  по 1855 год – Василия отправили в рекруты где-то близко к 1840 году. Правда, дословно не известно, может он из этого села ТЕЛЕПНЕВО, а может и из другого места его прошлого проживания, я этого не знаю.
В то время в РОССИИ рекрутировали служить из всех сословий, но в основном крепостных, и отслужив срок - при ПЕТРЕ пожизненный, потом снизили до 25-ти, а вот у Василия было уже 20-цать лет, отслужив которые, он становился свободным и мог жить там, где ему нравится. В большинстве это были города, но возможно он вернулся в село, имея своё имя ВАСИЛИЙ и официальную кличку РАТНИК. К тому же будучи свободным, он уже принадлежал к воинскому сословию – РАТНИКОВ, и он получал довольствие в 36 рублей в год.
 
Но по закону того времени он по своему воинскому сословию терял связь с бывшими родными, если они и были в этом селе ещё крепостными. Он уже принадлежал к другому ВОИНСКОМУ сословию, РАТНИКОВ, так как ещё пять лет числился военнообязанным.
Я думаю, что он вернулся домой в своё село ТЕЛЕПНЕВО, где и родился. Само село находилось и есть до сих пор в ближайшем Подмосковье в районе города ИСТРА, теперь это вообще почти МОСКВА.
Прослужив двадцать лет, он вернулся в село уже взрослым человеком, получившим  ВОЛЬНУЮ ещё до реформы Александра Второго где-то в 1860-ом году.
Отслужившие воинскую повинность и потерявшие крестьянское сословие, не имели права бродяжничать, и те, кто не осели в городах, и даже те, которые успели заиметь детей ещё до службы, а это вполне возможно, так как в солдаты брали от 20 до 30 лет официально. Вот и получалось в солдаты могли отослать и того, у кого есть дети. Рекрут, отслужив, становился ВОЛЬНЫМ. А его довоенные дети оставались крепостными, и только вновь рождённые были уже вольными.
Вот такая ЖУТЬ творилась в РОССИИ аж до 1861 года.
Почему ЖУТЬ?
Просто не то что вас, а и ваших крепостных детей могли продать, как собаку или корову, и вы даже не будете знать кому и куда.

С ВАСИЛИЕМ такого ужаса как бы не было, хотя и этого я не знаю.
Но если чисто условно, то можно предположить, что отца ВАСИЛИЯ могли звать ТИТ, так как в селе распространена фамилия ТИТОВ, а в рекруты всё-таки ОТСЫЛАЛИ тех, у кого много братьев.
Вернувшись и будучи уже свободным, в деревне его величали как и положено по его сословию РАТНИКОМ, и он уже не был чьим-то сыном - Петра, Фёдора или ТИТА, даже если родители были ещё живы.
А тут вскоре наступил 1861 год, и многим крепостным стали давать фамилии по именам их родителей, а он фактически имел фамилию в виде официальной клички РАТНИК, производная от которой - РАТНИКОВ, и это не мои догадки - это доподлинно известно в нашей семье со слов моей прабабушки  Александры ВАСИЛЬЕВНЫ, которая  была старшей дочерью в семье Ратниковых, отставного солдата ВАСИЛИЯ и его молодой жены АЛЕКСАНДРЫ.

Всего у Ратниковых народилось три дочери и ни одного мальчика. Назвали мою прабабушку Александрой в честь её матери, любимой  жены ВАСИЛИЯ.
Дело в том, что когда Василий вернулся в село, то он был естественно холостым  и ещё вполне крепким и может даже привлекательным  мужчиной, а по обращениям того времени МУЖИКОМ. Ему было где-то больше сорока, а так как он был уже давно свободным и не крепостным, то он мог выбрать себе ту девицу,  которая больше всего приглянулась, и которую он просто полюбил, как молодую девушку, или ДЕВКУ, опять же по тем официальным нормам обращения.
Ему приглянулась молодая девка  АЛЕКСАНДРА, она его так же сильно полюбила, хотя и была моложе его на двадцать пять лет.
А Василий двадцать лет в казармах на службе, по нашим понятиям ОТТРУБИЛ почти пол жизни. Со слов прабабушки вскоре после их венчания и родилась у них она сама, первая дочка в 1868 году.
Понятно, как было её  назвать, если не АЛЕКСАНДРОЙ? 
Я вот три года пробыл в армии, и то помню каково  ежедневно видеть одних и тех же в одинаковой зелёной форме, да ещё одного рода-племени с тобой.
А если отслужить двадцать лет?
Так что любил он свою жену без всяких сомнений, да и она его ТОЖЕ любила.
Жили они некоторое время в начале вместе с родителями, чьими не знаю, может и АЛЕКСАНДРЫ, но когда у них стали рождаться дети,  они построили свой дом в деревне НОВОСЁЛОВО, что через овраг от села ТЕЛЕПНЕВО.

Стали жить самостоятельно, но уже в деревне, а не в селе, хотя это и продолжение села всего лишь через глубокий овраг. Сегодня, я думаю,
 овраг глубиной с дом, но это мои детские воспоминания.
Внизу этого оврага, наверное и сейчас течёт ручей и устроен колодец с очень холодной водой, я сам в детстве ходил за водой на этот колодец, он был ближе других от нашего дома. Даже в моё время переехать на машине через овраг было не простое дело. Поэтому все ездили по кругу через поля с другого конца села ТЕЛЕПНЕВО.  Дорога как бы была, но глинистая, узкая и всегда с колдобинами. Вот только на тракторе или телеге с лошадью и можно преодолеть такую грязь. Кстати, и ручей перейти - надо было прыгать с камня на камень. Все переправы там были в брод , что ручей, что речка, всё совершенно не приспособлено для человека и даже техники.

Так вот, к сожалению, у ВАСИЛИЯ хоть и по любви, но рождались только дочки, целых три, и ни одного мальчика. Моя ПРАбабушка Александра ВАСИЛЬЕВНА, которую я сам ещё видел и даже малость помню, родилась, как я сказал, в 1868 году. И как я уже говорил, назвали  они её как молодую и естественно любимую жену ВАСИЛИЯ - Александрой.
Но вот в данном случае так получилось, что моя ПРАбабушка Александра впоследствии  оказалась той девочкой, которая стала продолжательницей рода служивого РАТНИКОВОВА ВАСИЛИЯ.

Случилось это продолжение рода таким образом.
Прошли годы, их дочка ШУРА, а может и САША, кто знает, как её звали в детстве, выросла, и настало время ей в кого-нибудь влюбиться. К этому времени семья РАТНИКОВЫХ уже жила полностью самостоятельно и, наверное, довольно зажиточно, у них были свои лошади, и они даже содержали  наёмного работника для подсобных работ - в поле, да и по хозяйству в помощь Василию парень был нужен.

В виде отступления небольшое моё личное воспоминание о деревне, в которой жил ВАСИЛИЙ со своей семьёй.
Ежегодно я с сестрой НАТАШЕЙ и нашей уже московской родной бабушкой МАТРЁНОЙ без всяких приставок ПРА, мы каждое лето ездили отдыхать в эту деревню НОВОСЁЛОВО, правда, уже не в тот дом, что был у ВАСИЛИЯ, а в новый, который построил уже наш родной дедушка ИВАН. Дом он строил для своих старых родителей МАКСИМА и АЛЕКСАНДРЫ, и было это ещё до войны, но уже после революции,  в тридцатые годы прошлого столетия, естественно, не при мне с сестрой, а раньше, до нас.
Что удивительно, но у меня есть все документы как строился этот дом. Там перечислено всё до последнего гвоздя, и все те кто принимал участие в строительстве так же зафиксированы.
Старый дом ВАСИЛИЯ, да и все хозяйства всех деревень РОССИИ, не только в их деревне, а и во всей стране, сами понимаете, после бесконечных войн, и  особенно после всеобщей коллективизации ВСЕХ в колхозы, во что они превратились. Все, если хоть малость зажиточные, были разорены, а некоторых КУЛАКОВ так и вообще в СИБИРЬ отправили под конвоем, где многие сгинули, не доехав. У МАКСИМА кое-что отняли, но вот одна лошадь осталась до самой полной коллективизации. Почему я это знаю, просто отец мне рассказывал, как он любил эту лошадь, как он за ней ухаживал, когда был подростком. Он  также как и мы летом жил в деревне у своего дедушки МАКСИМА и бабушки АЛЕКСАНДРЫ.
Отец с горечью вспоминал, как он начистит, намоет любимую лошадь, поставит в стойло, а дед МАКСИМ возьмёт, да и поедет на станцию за три километра от дома, там он по нашему современному «ПОДХАЛТУРИТ», отвезёт приезжих, посетит Чайную и вернется навеселе  с баранками на шее и естественно грязной лошадью. Утром, получив разгон от АЛЕКСАНДРЫ, просит БОРИСА,  моего отца, заступиться за него, а БОРИС и сам на него зол не меньше бабушки САШИ. 
А вот мой дедушка ИВАН, на месте где стоял старый дом ВАСИЛИЯ, построил новый дом для своих уже старых родителей. Этот дом ещё стоял, когда я был там в последний раз, и было это почти тридцать лет тому назад.
Так вот, насколько я помню из своих детских каникул, ещё в то время, при мне, маленьком мальчике, в полях вокруг деревни сажали РОЖЬ, ОВЁС и наверное что-то ещё. Я думаю, и при ВАСИЛИИ сажали то же самое.
Следовательно, работы в доме у ВАСИЛИЯ хватало на всех. Ещё при мне рожь косили косами МУЖИКИ и серпами жали БАБЫ, потом именно женщины вязали СНОПЫ скошенной РЖИ, снопы стояли в поле, дозревая до обмолота на току. Кстати, ТОК - это ровная площадка рядом с амбаром, всё это было на краю деревни и служило для временного хранения зерна, потом всё зерно сдавали государству.
Помню, на колхозном  току стояла  металлическая ШТУКОВИНА, тогда она мне казалась огромной – это и была сама молотилка, соединённая ремённым приводом с трактором ХТЗ.
У трактора от двигателя был специальный вал, на который и одевали этот длинный приводной ремень, который и крутил механизм самой молотилки.

В старых фильмах про КОЛХОЗНИКОВ часто молотят зерно такими молотилками. Но это уже при мне в двадцатом веке, а тогда, в девятнадцатом  при ВАСИЛИИ, я думаю, они эти снопы, хотя и на  том же току, но молотили в ручную ЦЕПАМИ.
За название не ручаюсь, надо лезть в ИНТЕРНЕТ и искать название.
Ну и ну, оказывается, я прав, молотят зерно с помощью ЦЕПОВ.

Работа точно не из лёгких, да и вообще в то время везде был  ручной труд, без помощников не выжить, а у них одни ДЕВКИ.
Итак продолжим про МАКСИМА.
Звали этого наёмного работника МАКСИМОМ, и он был несколько старше их старшей дочери АЛЕКСАНДРЫ, она с 1868 года, а он с 1865 года рождения. Я думаю, вопрос ясный, как белый день, что между ними могло произойти. Вот так  к 1884 году и получились два РОДИТЕЛЯ для моего родного дедушки Ивана РАТНИКОВА - это Максим и Александра.
Вопрос, почему дед РАТНИКОВ?
ХОРОШИЙ вопрос.
Почему не по фамилии МАКСИМА?
Дело в том, что у этого МАКСИМА, который прижился в их семье, не было родителей. Они конечно были, но он почему-то не очень любил о себе рассказывать ВООБЩЕ, парень он был хороший и работящий. Конечно, ВАСИЛИЙ и АЛКСАНДРА не очень возражали против из союза, а главное, их дочь АЛЕКСАНДРА теперь выступала как бы в роли их сына, она продолжала фамилию служивого ВАСИЛИЯ, значит не зря он двадцать лет мёрз и мок в военных походах, и получил эту фамилию РАТНИКОВ.
К сожалению, я ничего не знаю о службе ВАСИЛИЯ, а это аж двадцать лет - большой срок.

Но исходя из исторических фактов, можно утверждать, что окончание его службы пришлось на период проигрыша РОССИЕЙ Крымской войны.
Началась она ещё при НИКОЛАЕ Первом и была с большими потерями, в особенности в КРЫМУ, где множество памятников погибшим.
В1855 году НИКОЛАЙ Первый умер, и на престол пришёл АЛЕКСАНДР Второй, к этому времени на стороне РОССИИ не было союзников в этой войне, а на стороне ТУРЦИИ были АНГЛИЯ, ФРАНЦИЯ и даже впоследствии ещё и ИТАЛИЯ присоединилась к ним.
Новому царю ничего не оставалось делать, как подписать позорный мирный договор с полным запретом для РОССИИ вообще иметь черноморский флот. Вот при такой тяжёлой обстановке кончалась служба ВАСИЛИЯ, ясно одно, он остался жив, и я думаю, по причине чистого личного ВЕЗЕНИЯ.
 
Вот и на этот раз с сохранением его заслуженной фамилии РАТНИКОВ ему также повезло. Имея трёх дочерей, судьба дала ему ЗЯТЯ «примака» бесфамильного МАКСИМА. Будучи без рода и племени, ОБВЕНЧАВШИСЬ с Александрой, они вместе продолжили род РАТНИКОВЫХ.
Фактически став мужем для их дочери Александры,  он из работника МАКСИМА превращался в  их приёмного сына с фамилией РАТНИКОВ.

Если судить по современным меркам, то у этих молодых впоследствии получилась многодетная семья. Первым у АЛЕКСАНДРЫ родился мой дедушка Иван Максимович РАТНИКОВ и случилось это в 1884 году, потом у них родились три дочки и пятым ещё родился мальчик.
 
Как видно, продолжить род ВАСИЛИЯ под фамилией РАТНИКОВ теперь уже могли два мальчика, так как девочки были как бы не в счёт. Как звали всех девочек, я не знаю, но одну девочку точно звали  МАРФУШЕЙ.
К сожалению, из их многодетной семьи младший брат моего деда ИВАНА не УСПЕЛ создать свою семью. Когда он был ещё совсем молодым, началась Первая МИРОВАЯ война, его призвали в армию и отправили на фронт воевать опять же не понятно за что и зачем, но теперь уже в следующей бестолковой войне, к тому же ещё и МИРОВОЙ. В отличие от КРЫМСКОЙ, его родной дед ВАСИЛИЙ не погиб, ему повезло, а он погиб буквально в первые дни прибытия на ФРОНТ.
На фото младший брат деда ИВАНА, я не нашёл как его звали.
К сожалению, любая война отвратительна, и Первая МИРОВАЯ ни чем не лучше других,  вот младший брат моего деда и погиб на этой отвратительной никчёмной войне.

А вот сам мой дедушка ИВАН, старший сын бездомного Максима, на фронте может и бывал, но в сражениях не участвовал, так как работал в то время в специальном железнодорожном составе по пошиву форм для железнодорожников, ну и для военных офицеров, я думаю, они тоже могли пошить хорошую форму. О жизни своего дедушки ИВАНА и его жене, моей любимой бабушке МАТРЁНЕ я знаю гораздо больше, и кажется, даже не один раз уже что-то пытался писать. Но это в следующих ЧАСТЯХ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ – 5           http://proza.ru/2021/01/12/1313