Николай из Кузы - О просеивании Алькорана - 2. 15

Юлиан Смирнов
Николай из Кузы

О просеивании Алькорана

Книга вторая
Глава пятнадцатая

О воскресении Иисуса Христа


А то, что Христос принял смерть чуждый грехам, а затем благодаря своему могуществу снова явился живой, ясно видно из главы XXVIII Алькорана, в середине которой*1 сказано, что Христос в числе много иного изрёк следующее: Бог «сотворил меня не тягостным мужем, но чуждым грехам, и надо мной – божественное спасение в день моего рождения и в день моей смерти, после которой я снова явлюсь живой. Это – правдивое слово о Христе сыне Марии, слово, с которым, однако, многие не согласны».*2 Он говорит здесь о дне смерти, а не о дне всеобщего воскресения, подобным образом в ином месте он глаголет об Иоанне сыне Захарии, утверждая о том, что божественное спасение*3 – над Иоанном в день его рождения, смерти и воскресения.*4 И потому я считаю, что Иисус принял смерть и снова явился живой прежде того дня,*5 как об этом и повествует Евангелие.*6 Поэтому неправда, что Христос и всё живое примут смерть при звуке трубы, или их умертвит ангел смерти Адриэль, как сказано в «Учениях» Магомета.*7 Поэтому, дабы преодолеть это заблуждение, в главе XLII Алькорана добавляется, что «всё подвержено смерти, кроме тех, кого защитит правая рука Божья».*8 И если есть некто, достойный этого заступничества, то это, конечно же, Христос, достойнее которого никого нет, более того, он сам и есть правая рука Божья, или сила, благодаря которой Бог всё сотворил, творит и сотворит.*9 Этому соответствует то, что написано в «Хронике» Магомета и его преемников калифов, где говорится о том, что Мария мать Иисуса пережила его на пять лет и прожила пятьдесят три года.*10
Ответьте же нам, учителя закона арабов: если принявшие смерть за Бога не мертвы, ибо они живут возле Бога*11 (по крайней мере, будет жить их отделённая от тела душа), то неужели после этого, в день умерщвления всех живых, их душа должна принять смерть?*12 Если ваши речи таковы, то, не правда ли, любящий Бога, следующий его путями,*13 тот, кого в этот день умертвит ангел смерти, не умрёт душой, как он не умер бы душой, если бы был умерщвлён и ранее?*14 И если это так, то, следовательно, в день всеобщего воскресения он не будет мёртв душой, как не будут мертвы душой и те, кто ранее принял смерть за Бога, ибо их состояние вовсе не ухудшится. Следовательно, душа всех таковых никогда не умрёт и не воскреснет, хотя целиком состоящий из души и тела человек, принявший смерть, восстанет из мёртвых.*15 И так как не подобает говорить о том, что умерщвлённая и принявшая смерть душа грешника воскрешаема Богом в конце, дабы она вечно горела в геенне,*16 то учение Христа о том, что душа не может быть уничтожена, – учение, конечно же, правдивейшее.*17
Следовательно, прозвучавшее в Алькоране утверждение о том, что «все мертвы, кроме Бога», надлежит отнести ко Богу, «который один обладает бессмертием»*18 и благодаря которому всё живущее живёт настолько, насколько Бог наделяет его жизнью. Бог же содействует разумной душе, дабы она жила свободно и, если она ввергнет себя в заблуждение, была судима. Поэтому душа не умрёт, ибо она подлежит божественному суду.*19 Животные же лишены разумения, – их судить нельзя, и нет никакой необходимости в том, чтобы они воскресли, дабы над ними вершился суд, и их воскресение было бы напрасным. Да и как эти животные могли бы быть воскрешены, если смерть полностью уничтожила и обратила в ничто их прежнюю душу и она не возвращается в тело? Так и разумная душа: каким образом она, вовсе не созданная из предшествующей ей материи, могла бы воскреснуть, дабы предстать пред судом, если она ввергнута смертью в ничто? Так ни ангелы, не бесы не воскресают, ибо они принадлежат к разумной природе и уже предстали пред судом. И вовсе не требуется, чтобы все не подлежащие суду возвращались ко Богу, от которого они существуют, ибо у него ничто не уходит в забвение или в прошлое. Так что то, что противоречит Евангелию, арабам следует понимать так, как это понимают преданные Евангелию христиане. Потому-то Алькоран часто и с полным основанием признаёт Евангелие светлейшим и называет его верным путём.
Таким образом, не следует утверждать о том, что Христос снова примет смерть и в конце воскреснет вместе с иными, но следует признать, что он воистину воскрес из мёртвых.

                *





















                Примечания


*1  См. Cod.Cus. 108, fol.71vb; Bibl. I, 98: «Medium Alcorani».

*2  См. Alk. 19, 32-24, fol.72ra, 41 – fol.72rb, 1: «Deus me virum non difficilem».

*3  «божественное спасение» – divina salus.

*4  Ср. Коран 19.15.

*5  «…того дня…» – то есть дня «всеобщего воскресения» (generalis resurrectio).

*6  См., например, «Первое послание к Коринфянам» 15.3-4: «Ибо я  первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть пфй Чсйуфпт бреибнен хрес фщн бмбсфйщн змщн кбфб фбт гсбцбт кбй пфй ефбцз кбй пфй егзгесфбй фзй змесбй фзй фсйфзй змщн кбфб фбт гсбцбт...»

*7  «Поэтому неправда, что Христос и всё живое примут смерть при звуке трубы, или их умертвит ангел смерти Адриэль…» Христианский мыслитель не может принять эсхатологическое воззрение, согласно которому Христос при конце времён примет смерть.
«…in Doctrinis Mahumeti…» – имеется в виду «Учение» («Учения») Магомета, представляющее собой собрание иудео-мусульманских легенд, сказаний. М. Штайншнайдер отождествляет этот текст с Mas;'il 'Abdall;h ibn-Sal;m. В латинской версии этого произведения, в частности, сказано:
«После этого он призовёт ангела смерти Адриэля и спросит: "О, Адриэль, уцелело ли что-нибудь из моих творений?" – И тот ответит ему: "Ничего, мой Господь, не осталось, кроме меня, твоего немощного раба". – И тогда он скажет Адриэлю: "Так как ты умертвил всё созданное мной, удались отсюда, следуя между раем и адом, убей, наконец, самого себя и умри…» (См. Doctrina fol. 29vb, 25 – fol. 30ra.,19.)

*8  См. Коран 39.68.

*9  Ср. «Послание к Колоссянам» 1.16: пфй ен бхфщй екфйуиз фб рбнфб ен фпйт пхсбнпйт кбй ерй фзт гзт  фб пспфб кбй фб бпсбфб; «Послание к Римлянам» 11.36: пфй ео бхфпх кбй дй бхфпх кбй ейт бхфпн фб рбнфб; «Первое послание к Коринфянам» 8.6: кбй ейт кхсйпт Йзупхт Чсйуфпт дй пх фб рбнфб; «Послание к Евреям» 1.2: дй пх кбй ерпйзуен кбй фпхт бйщнбт.

*10  Многие, впрочем, с такой хронологией не согласились бы и не согласятся...


*11  См. Коран 3.169.

*12  Николай – латинский неоплатоник, и потому для него особенно важна idea immortalitatis animae hominis, з йдеб фзт бибнбуйбт фзт шхчзт фщй бнисщрщй, идея бессмертия человеческой души. 

*13  См. псалом 188.1 («Вульгата»).

*14  По платоническим меркам, смерть «тела» (фп ущмб, corpus) вовсе не означает смерти «души» (з шхчз, anima), и христианин-неоплатоник Николай из Кузы органично вживляет эту философему в ткань своей заострённой на эсхатологических вопросах антропологии.

*15  Издревле волнующая умы философов загадка психосоматического единства – aenigma unitatis animae et corporis, загадка единства души и тела – осмысляется Николаем в контексте идеи воскресения (з бнбуфбуйт, з егесуйт, resurrectio).

*16  Ср. «Второе соборное послание Петра» 2.17: пйт п жпцпт фпх укпфпхт фефзсзфбй («которым уготовлен мрак тьмы»), quibus caligo tenebrarum reservatur («которым уготавливается мрак теней») («Вульгата», там же). Textus qui dicitur receptus, впрочем, преподносит эту эмфатическую формулу иначе: пйт п жпцпт фпх укпфпхт ейт бйщнб фефзсзфбй («которым в вечности уготовлен мрак тьмы»).

*17  См. прим. 14. Ср. «Евангелие от Матфея» 10.28: кбй мз цпвейуие брп фщн брпкфеннпнфщн фп ущмб фзн де шхчзн мз дхнбменщн брпкфейнбй цпвейуие де мбллпн фпн дхнбменпн кбй шхчзн кбй ущмб брплеубй ен гееннзй. Ср. «Евангелие от Луки» 12.4-5: мз цпвзизфе брп фщн брпкфейнпнфщн фп ущмб […] цпвзизфе фпн мефб фп брпкфейнбй ечпнфб еопхуйбн емвблейн ейт фзн гееннбн.
      
*18  См. «Первое послание к Тимофею» 6.16: п мпнпт ечщн бибнбуйбн.

*19  С этой мыслью согласились бы платоники.   



 

                *   *   *   *   *
                Перевод с латинского и примечания Ю.Е. С.    
                27.12.2020