Дорожная история

Валентина Строгова
  В том, что случайности происходят не просто так, убеждалась уже много раз. Но то, что произошло со мной в феврале 2016 года, было просто парадоксальным. Пишу об этом в надежде, что кому-то происшедшее со мной послужит наукой на будущее: ведь лучше учиться на чужих ошибках…
  Судите сами: за месяц взять билет для поездки, усиленно готовиться к выступлениям и в последний момент… опоздать на поезд! Никогда бы не поверила прежде, что такое событие может быть во благо. Но, как говорится: «...человек предполагаем, а Бог располагает…»
  – Конечно, – скажите вы, – что в этом хорошего?..
Ан нет! Мне пришлось убедиться в обратном. Поездка удалась на славу! Но давайте по порядку.
  Под Новый год раздаётся телефонный звонок. Вызывает Оренбургская область. Вспоминаю, что на Всероссийском есенинском празднике поэзии в Константинове познакомилась с поэтом из этого города, который заинтересовался моими песнями на стихи Есенина: мы обменялись координатами. И вот теперь руководитель литобъединения Петр Гудин приглашает приехать в Оренбургскую область, куда ещё не ступала моя нога…
  Предложение заманчивое: я соглашаюсь. Почему бы не поехать? Всегда интересно побывать в новых местах... Вспоминаю мемуары отца, где он описывает учёбу в Чкаловском лётном училище Оренбурга, службу в Зауралье и Сибири. Что день грядущий мне готовит?..
Беру билет до Медногорска: нижняя полка, постельное бельё… Всё, как положено. Благо, пересадок делать не надо…
  В день отъезда такси брать не стала: вокзал недалеко, на троллейбусе доеду. Вышла заранее, т.к. вещи да ещё гитара… Жду транспорт. А подходящего ничего нет. Начинаю беспокоиться. Иду на стоянку такси – никого! Наконец-то ловлю проходящее авто, прошу довести до вокзала. Времени – в обрез!
Не успели отъехать – оказались в пробке: слева и справа машины - ни выйти, ни выехать. Поглядываю на часы: минуты бегут стремительно. Транспорт не движется. Что делать – ума не приложу!..
  И только, когда мой поезд уже по времени должен был уехать, мы смогли сдвинуться с места. Но было уже поздно: поезд ушёл! Тогда мне показалось, что я даже слышу гудок отъезжающего паровоза.
Я – в кассу:
  – Подскажите, как мне уехать?..
Добродушная кассирша, которая, очевидно, ни однажды встречала таких нерадивых пассажиров, как я, просмотрела все возможные варианты, чтобы догнать мой поезд, но ничего подходящего не нашла. Ближайшим пунктом, где можно пересесть на мой поезд, был …Оренбург! Ничего себе – ближайший!
  Оказалось, что через два часа с другого вокзала отходит другой поезд в том же направлении, но по другому маршруту и приходит в Оренбург на два часа раньше ушедшего. Просто удивительно!.. Сдав ставшие уже ненужными билеты, я купила новые, доплатив необходимую сумму.
  Разумеется, опаздывать в другой раз я не стала: добросовестно дождавшись своего поезда на вокзале, заняла своё место, согласно билету. Не буду описывать дальнюю дорогу, скажу только, что всё это время я «приходила в себя» после случившегося.
  В Оренбург приехали вечером. Сдав вещи в камеру хранения, решила познакомиться с городом. В запасе у меня – два часа. У служащего вокзала поинтересовалась, куда можно пойти вечером: театр, кино?.. Вижу удивление на лице.
  – Так ведь уже все заведения закрываются, скоро десять часов вечера…
Ну, конечно же! Про то, что существует местное время я и забыла!.. Но зато у меня появились два дополнительных часа для прогулки! Приятная неожиданность…
  Вспоминаю мемуары отца, 1936 год:
  «Оренбург – город авиаторов. Здесь две лётные школы, готовящие авиаторов: лётчиков и летнабов. В городе много офицеров-лётчиков. Я впервые вижу их и не нахожу ничего особенного: обычные люди. С чемоданчиком в руке иду с вокзала в город к новому месту службы. На окраине города живёт своей неутомимой жизнью аэродром. Урча, взлетают один за другим самолёты, оставляя по-зади себя жёлтые полосы пыли: восходящими потоками они растрескиваются в воздухе, образуя над городом серо-жёлтое покрывало. Одни самолёты, делая круги над городом, идут на посадку, другие с набором высоты уходят в заданные районы отрабатывать лётные задания: высоко в небе они вычерчивают замысловатые фигуры высшего пилотажа…»
Далее отец описывает направление к реке Урал, где находится школа, и чем ближе подходит к ней, «тем больше усиливается волнение: вот та кузница, в которой куются кадры для военно-воздушного флота, дают путёвку в небо...»
  Решаю идти дорогой, по которой шёл отец, и уточняю у прохожих, как пройти к реке. Тут же сразу вспомнилась фраза из комедии Гайдая, сказанная поздно ночью героем фильма «Операция "Ы" и другие приключения Шурика»: «Скажите, как пройти в библиотеку?..»
  Но прохожие только уточняют:
  – К Белому мосту?.. – и указывают направление. Оказывается я шла к одной из самых больших достопримечательностей города!
  Вантовый Белый мост является пешеходным и находится в самом центре города. С него открывается красивый вид на Зауральную рощу – любимому месту отдыха горожан, о котором также писал отец. Но самое главное, что по этому мосту можно совершить путешествие из Европы в Азию и обратно!
  Условная граница «Европа-Азия» была установлена Татищевым в 1736 году. Ещё со школьной скамьи мы знаем, что традиционным русским ориентиром границы стала речка Урал и Уральский хребет, т.е. граница «Европа-Азия» проходит именно здесь. Вечером Белый мост подсвечивается и выглядит очень красиво. Но об этом позже.
  А пока я шла по указанному направлению. На автобусной остановке не могла не заметить стоящих там молодых людей с гитарами: профессиональный интерес. Подошла с вопросом: «Откуда пришли?..» – и мысленно похвалила себя за находчивость, услышав в ответ: «Так вечер ещё идёт, Вы успеете…» – и указали мне на здание.
  Не поверите, но я попала на вечер авторской песни бардов Оренбурга! Он проходил в лекционном зале цокольного этажа местного мединститута, где базировался студенческий КСП. Уютный амфитеатр небольшого зала был заполнен зрителями, а в коридоре ждали своей очереди люди с гитарами.
  Прослушав в зале несколько популярных авторских песен о межсезонье, выхожу в коридор, знакомлюсь с организаторами вечера и, внаглую, прошу разрешения дать мне спеть несколько песен. Немного ошарашенные ребята удивлённо смотрят на тётку, которая к тому же ещё и просит гитару. Отнекиваются, что концерт уже заканчивается, а программа уже давно расписана и они не могут… Мне ничего не оставалось, как пригласить их на свой завтрашний концерт в… другом городе.
  И вновь вдыхаю морозный воздух ночного уже Оренбурга. Большая пешеходная улица удивляет меня многочисленными историческими зданиями конца XIX века. Здесь находятся учебные заведения, театры, скверы, парк. А памятники и бюсты знаменитых людей встречаются на каждом шагу.
  Вспоминаю историю России, которой я всегда интересовалась. В 1833 году в Оренбург прибыл новый губернатор края, самый молодой генерал-губернатор из всех тогда известных – Василий Алексеевич Перовский, 38 лет. Он занялся реконструкцией города. Оренбург обязан ему постройкой больше половины тогдашних зданий. Они и сегодня – гордость города, памятники архитектуры. После революции, когда Оренбург стал первой столицей Казахстана, все эти  здания стали административными.
  Чего стоит только знаменитое архитектурное чудо «Караван-сарай» – гостевой дом для башкир, построенный в 1846 году по проекту друга Перовского Александра Брюллова (брата знаменитого художника). Караван-сарай существует до сих пор и считается историческим наследием башкирского народа.
  Перовский был командующим не только русских войск края, но и башкирских войск и пользовался огромным уважением среди местного населения. Башкиры настолько любили Перовского, что говорили: «Наш Василий Алексеевич – второй по значимости человек после Магомета…»
  Большое внимание уделял генерал-губернатор экологии края. По его требованию было высажено около двухсот тысяч молодых деревьев, которые спасали край от засухи. Также для нужд жителей города на городской площади был устроен резервуар, куда подавалась вода из реки: её развозили домой бесплатно. Благодарные жители назвали именем Перовского городской парк, украшением которого сегодня является памятник с бюстом генерал-губернатора…
  И вот я в центре Оренбурга, иду по пешеходной улице, разглядываю старинные дома. Кругом чисто, уютно, светло. На душе спокойно.
  Передо мной – памятник. Подхожу ближе – Чкалов. Массивная фигура знаменитого лётчика возвышается над крутым берегом Урал-реки, откуда перекинут знаменитый Белый мост на другой берег, о котором я уже упоминала. Справа – здание с мемориальной доской. Читаю, что «здесь в 1955 – 1957 гг. курсантом училища был Ю. А. Гагарин – будущий первый космонавт планеты…»
  Да, это бывшая 1-я Чкаловская военно-авиационная школа пилотов имени К.Е.Ворошилова, затем – Оренбургское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков, осуществлявшее подготовку лётного состава для Вооружённых сил СССР. Увы, расформированное в 1993 году…
  В этом училище учились и Валерий Чкалов, и Юрий Гагарин, и мой отец – участник ВОВ, гвардии подполковник, штурман дальней авиации Прохор Борисович Гнеденко. Сохранилось фото отца в форме курсанта Чкаловского авиационного училища. С мая 1967 года училище носило имя дважды Героя Советского Союза Ивана Семёновича Полбина, под командованием которого мой отец воевал в 150-м авиационном бомбардировочном полку осенью 1941 года. В своих мемуарах, написанных в 70-х годах прошлого века, отец вспоминает:
  «Иван Семёнович Полбин был трудолюбивым и настойчивым, смелым и решительным командиром полка. Личный состав во всём брал пример с Ивана Семёновича, гордился своим командиром и уважал его. Нам, тогда молодым лётчикам, было у кого учиться лётному мастерству. Я горжусь тем, что мне в годы войны довелось, хотя и недолго, служить под командованием Ивана Семёновича – боевого и, в то же время, душевного человека…»
  Вспомнился один из более поздних боевых эпизодов, описанный в книге отца «Наш боевой «Ли-2»:
  «В ночь на 23 августа 1943 года экипажи 12-го гвардейского полка вместе с другими частями дальней авиации нанесли мощный бомбовый удар по скоплению живой силы и техники немцев на крупном железнодорожном узле Рославль.
Над целью самолёт экипажа лейтенанта Маркирьева был атакован немецким истребителем Ме-110. Благодаря бдительности воздушного стрелка сержанта Ермольева, немецкий истребитель был сбит прицельным огнём турельных пулемётов.
Несмотря на тяжёлые повреждения самолёта и трудности его пилотирования, экипаж благополучно возвратился на свой аэродром. Как потом подсчитали, в фюзеляже самолёта было двести сорок пробоин, изрядно побито хвостовое оперение, даже прицепные парашюты штурмана, радиста и борттехника, висевшие в фюзеляже самолёта, пробиты в нескольких местах пулями… И никто из экипажа не получил даже царапины! Как будто пули облетали нас стороной.
  – Прямо заколдованный экипаж! – в шутку заметил командир дивизии. Он поблагодарил экипаж за чёткие и слаженные действия при выполнении боевого задания, за самоотверженность и хладнокровие при пилотировании самолёта в сложных условиях. За умелые действия по уничтожению самолёта противника воздушный стрелок Ермольев награждён орденом Отечественной войны I степени. Остальным членам экипажа командиром корпуса объявлена благодарность…»
  Казалось бы, простое перечисление фактов… Но сколько в них вложено эмоционального и физического перенапряжения! Трудно даже представить, как это всё можно было пережить. Вот каковы они – фронтовые будни Великой Отечественной…
  Моё путешествие по Оренбургу заканчивалось. Приходилось возвращаться. На Белый мост времени уже не оставалось: в Азию я попаду только завтра. Надо было спешить на вокзал, чтобы успеть на свой поезд, с которого меня будут встречать в уральском городе Медногорске, где уже висят афиши моих концертов.
  Я шла по улицам города, ставшего мне родным, и благодарила Бога за то, что он дал мне, пусть и кратковременную, возможность окунуться в историю страны и моей семьи. Пути Господни неисповедимы: человек предполагает, а Бог располагает… Слава Богу за всё!