Юбилей поэта или МЗ

Сергей Озеров Лунь
3 января Любови Никоновой было бы 70 лет


      
 
  Как бы юбилейные торжества отмечаются приподнятым настроением, фанфарами, трансляциями из всех радиоточек, флагами…, литературные – фуршетами с финальной банальной пьянкой на кухне с пересказами скабрёзных советских анектодов и многонедельным опохмелочным периодом?!

  Что-то вы развели антимонии товарищ или господин Озеров?!

  Короче, 3 января Юбилей Любови Никоновой! Сударыня прожила совсем не много, 61 год, по современным меркам почила юной леди?! Но написала много, издала около двадцати книг стихов и прозы и самое поразительное ни одной книги за свой счёт, что опять же по современным приметам является признаком настоящего писателя!

  Меня тут обвинили в пристрастном, неравнодушном отношении к писательнице, что молодой человек не ровно дышит к героине Кузнецкой литературы! Во-первых, молодой уже пережил нашу юбиляршу, во-вторых, в сравнении с ней был пацаном, в-третьих, как-то на занятии лито «Гренада» за глаза был определён в особую зону неприкасаемых, «девочки, будьте осторожны с этим субъектом, он бабник»! В-четвёртых, она была редактором моей первой книжки стихов, и как не раз уже говорено, лучшим редактором в мире, провела по полям рукописи волнистую черту, на все 58 листов и шариковой ручкой подписала резюме: «Сейчас каждый автор отвечает за свои слова»!

Лишь только раз я воспользовался  её протекцией и отослал подборку стихов в область! К радости читателей рукопись застряла в архиве редакции! И только сейчас, спустя тридцать лет, я понял, что в кузбасскую литературу не проходит любовная лирика и эксперименты с языком?!

  Отношения с Никоновой у нас были жёсткие, в плоть до скандала. Были времена, когда читки в ДТС были сами для себя, то есть писатели со сцены читали поэтам в зале! И последовательность выступающих не менялась годами, сначала мелочь, дети студийцы, залетевшие на горизонт вменяемости графоманы, последовательно шли несколько поколений «Гренады» и завершалась читка членами Союза и самыми знаменитыми авторами, то есть самой Любовью Никоновой! Я всегда был между Шемелиным и Угрюмовым, в темноте зала по бумажке учил слова своего стихо и бац… так и остался в темноте! При выходе из зала спрашиваю Ведущую вечера: Почему меня не вызвали на сцену? Отвечает: у меня было нынче детей много, я не только вас не пустила, я пропустила и Кузнецова?! С досады парирую: - А конкуренции боитесь?! И ответ королевны: Смотри-ка конкурент нашёлся! ( Детьми и публикациями их она отчитывалась за педагогическую деятельность! Я часто в стихах её студийцев натыкаюсь на её словесные фишки и думаю в конце творчества она впала в общую детскость!)

  На всё её педагогическую деятельность, я смотрел скептически до четырёх, а может быть даже пяти, литературных студий. Возможно, журнализму и можно научить (общий стиль, поверхностное изложение фактов). Но художеству? Индивидуальной образности, эмоциональному стилю, в конце концов целесообразности и ценности текста никто не научит! Это даётся Богом или  природой даром! Даётся бесплатно носителю дара и государству обходится не в копеечку… Недаром говориться, стоит начать продавать талан, как Бог его забирает обратно?!

   Литератору с педагогическим образованием приходилось зарабатывать на жизнь за банальные школьные часы. Это в советское время за гонорар от изданной книги можно было прожить годик-два, а в капиталистическое безвременье литература обходится безгонорарно, налом разве где-нибудь премию подкинут за какое-нибудь место в конкурсе или медальку от губернатора?!
(Кстати, когда она числилась  методистом в ДТС в нулевые годы, она была самым оплачиваем педагогом в городе, за два занятия в месяц по три часа, оклад около пяти тысяч.)

  Как-то я стал свидетелем конкурса городского гимна в ДК Алюминщиков, Никонова была в жюри! Жюри выбрало композицию начальника Управления Культуры на её же стихи! Народ возмутился, ибо своими ушами и аплодисментами оценил произведение более пафосное и гармоничное. И я сочувственно смотрел на жюрисменшу попавшую в чиновничий переплёт, от подчинения вышестоящему начальству никакой поэтический авторитет не спасает?!

  Обе мои супруги были хорошо знакомы с Любовью Алексеевной, одна приглашала для чтения стихов в отдалённый посёлок, в школу, другая училась вместе в Пединституте, так что мне известны первые романтические воздыхания нашей героини. Известны и тайные воздыхатели из местной богемы.., но она была или являлась как бы монашкой в миру?!
 
  И что же наш Юбилей на семидесятый год её уже нежизни?! В январе сего года областное литературное начальство ВЫДВИНУЛО ИНИЦИАТИВУ, назвать одну из библиотек рядом с местом её прописки её же именем. И установить Памятную Доску на стену места работы! В январе же читальню районную (Новобайдаевка) тут же с помощью Городских депутатов именовали! А вот доску на стену до сих пор не выстругали?! Вот Юбилей..,  а вся доска ушла на гроб литературе…
 
  Ваш покорный слуга, ревнитель пишущих, не любитель стихов Никоновой (творчества идеологического, воздушного православия, отрицающий её автобиографическую прозу, что может написать человек, не видевший жизни), но понимающий, что, на сей момент в пределах Кемеровской области, а может быть и всей Сибири, её художественные тексты являются самыми выдающимися.

  Конечно у неё нет славы Маяковского, раннесоветского государственного поэта-риторика (ритора), мировой славы игрока-эпилептика Достоевского, клеймившего сей град Кузнецк  и давшему ему псевдоним Мерзость!

  Конечно Никонова – скромная пчёлка литературы собиравшая нектар Поэзии, в отличии от коллег она не допускала брожение и пития оного?!

Отслужившая Литературе и Педагогике, взлетевшая  ввысь, в эмпирии Духа и задохнувшаяся (банальная астма)! Надо же город за членство в писательском Союзе её поселил на западной окраине НовоБайдаевки, всеми окнами с видом ферросплавно-алюминиевого ада?! («- Это что? Авиационный завод? –Это Овец-онных завод! Здесь овец доят?!» её цитата из заметки 1992 года в газете «Кузнецкий рабочий»)
 
  И вот… 3 января Никоновой 70! Традиционно в конце первого месяца любого года Никоновские чтения. На сей раз в режиме Ой-Лайм, прокрутят заготовленные ролики читающих её стихи или шкатулочные поделки посвящённые юбилярше. Но не могу я это видеть, когда старческие потуги из коробчёнки крутятся вокруг славы поэтессы, ладно, когда молодёжь стихи читает, хоть на тела можно любоваться, а когда посланцы коробочки, то ужас от несуразицы и от невнятицы?!
 
 Памятная доска не выстругана, вся доска ушла на гроб литературе… Доска упёрлась в неопреодолимые препятствия. (типа, если всем вешать доски на ДТС, то стена не выдержит или дизайн не тот /кладбищенский стиль/, или культчиновники литературу не читали)

 На сей момент Ковид-кульминации всё есть в Новокузнецке: Мамона (храмы ея ТРЦ),религии, транспорт (тоже шевелится, полудохлый), админки, ЖКХ – сборщик податей, даже библиотеки, укутывая книги в полиэтилен, делая из них двухнедельные консервы, из искусств: театры, музобщества, выставки открываются, кино крутится, только литература СДОХЛА… Было намечена презентация новой книги Емельянова-Савценко и вдруг ( слух из ДТС) за два дня телефонная атака Управления Культуры: (пяти как бы писателей, 3ж/2м) «Это что же за пир во время чумы?» Я тут же пересчитал местных писателей. От силы четырёх набрал и те графоманы? Не беспокойтесь, я из них самый заслуженный и многопечатаемый?!

  Процитирую фразу из искусства напрочь отсутствующего в Новокузнецке: « Это дорога к Храму? Зачем дорога, если она не ведёт к Храму?» (к-ф «Покаяние»)
И рефреном к цитате от себя: зачем народ, который не кормит своих птичек (поэтов) и не слушает их пение(стихи)?!

Финальные стихи, полушёпотом, отковиденным голосом:

«КладбИще, никакого пенья,
Лишь (МЗ) мерзость запустенья»
 
Нынче стихов покойницы (традиционных для памятной заметки) не будет… Все молча встают и уходят вон…
 
Прости меня Любовь Алексеевна, за такую память! Как написала одна из моих жён: «Всё суета сует и томление духа!»
 
 
Сергей Озеров, заслуженный графоман Тебы