Власть и Антивласть

Чаликов Сергей
Власть возникла в незапамятном прошлом, она пронизывает нашу жизнь, люди подчиняются ей, проклинают ее, борются с ней, алчут ее, стремятся к ней. Что это? Болезнь ли общества или его единственное спасение от болезней, болезнь или лекарство? Достаточна ли она или избыточна? Слаба или сильна и какой уровень власти оптимален для обществ? Или можно обойтись без нее?
Власть карает преступников и в этой своей каре порой бывает чересчур жестока и чересчур неточна, когда страдают невиновные, или когда виновные страдают от власти несоразмерно. Может ли принимать общество эту цену своего спокойствия как должное?
Эти вопросы обычно не ставятся обществом, не интересуют его.
В сказке «Убить дракона» убивший дракона сам становился драконом и это путь многих борцов за свободу, они борются против существующей власти, чтобы после победы стать властью еще более жестокой, еще более деспотичной.
Попав в заключение, сталкиваешься с изнанкой общества, с изнанкой власти. Но при этом сталкиваешься с изнанкой изнанки власти – с антивластью. Пусть даже и более в виде некоей потенции.
Сторонний наблюдатель может принять эту изнанку за вид власти, но, - по своей сути, - это не власть, это ее отрицание, антивласть. Антивласть проявляется как пресечение недолжного и, в отличие от власти общества, антивласть не делегируется тем или иным специалистам по осуждению и наказанию, она является долгом каждого порядочного арестанта.
Недавно случайно подвернулся под руку Астафьев с вопросом: «Откуда появляется Зло?». Немногие задаются этим вопросом, но из тех, кто задается, большинство проходит лишь по касательной к его сути.
Когда я в детстве читал ту его книгу, я был на стороне писателя и его героя, был там как бы «по умолчанию», поскольку тогда я был обычным законопослушным гражданином. Теперь же я с другой стороны баррикад, и я видел зло изнутри, и, соответственно, изменилась и моя точка зрения. И, да, для кого-то я сам часть этого непонятного мирового зла.
Во зле, впрочем, не главное деструктивность, которую в это понятие априорно вкладывают, зло по своей сути решимость к действию, к бунту против устоявшегося порядка вещей.
Несправедливость – вот корень зла, она копится, даже будучи проглоченной, чтобы однажды прорваться нарывом.
Ошибки общества понимаются как нечто случайное, но они закономерность, стоит власти усилить давление на общество, как закономерно увеличивается количество того, что потом будет названо ошибками. Девочка в Красноярске случайно что-то не там написала и оказалась в психушке, московская дурочка втюрилась в араба, поехала за ним в Сирию и получила срок за терроризм. Весельчаки кидались бананами в гипермаркете и получили срок. И так далее. Власть не шутит и ломает судьбы вполне себе всерьез. Надо понять, что сильная власть имеет цену в виде многочисленных «ошибок», ошибки эти носят системный характер, и эта плата «за порядок» неизбежна.
Готовы ли люди платить за свое спокойствие сломанными судьбами?
И даже если речь не вести о нашей системе судов и наказаний, разве не все то же мы видим в обычной жизни, когда все проходят через сита покорности. Общество решительно в своем процессе шлакообразования, несправедливость которого усиливается тем, как произвольно заполняются его верха.
И даже если люди готовы (а они готовы) платить чужими судьбами за свое спокойствие, то та несправедливость, которая в процессе работы общественного двигателя образуется как побочный результат, она копится, и она никуда не денется просто так, она возвращается в общество как зло.
Часто антивласть приходит в общество, реализуясь злом, это умное зло, суть которого в пресечении той злобности общества, что санкционирована им, - власти. Как у общества есть власть, так у порядочного человека есть право пресекать несправедливость.