Что означают свечи и лампады

Валентина Ульянова
Что означают свечи и лампады, горящие перед иконами

Свечи и лампады, которые христиане затепливают перед образами в храме и дома, имеют множество духовных смыслов.

Святитель Николай Сербский приводит их, отвечая «на вопрос, зачем перед иконой зажигается лампадка»:

«Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: “Я свет миру” (Ин. 8, 12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Во-вторых, для того, чтобы напомнить нам о светлом нраве святого, перед иконой которого мы возжигаем лампадку. Ибо святые названы “сынами света” (Ин. 12, 36).

В-третьих, для того, чтобы служить нам укором за наши темные дела, злые помыслы и желания, и для того, чтобы позвать нас на путь евангельского света, чтобы мы с большей ревностью заботились об исполнении заповеди Спасителя: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела” (Мф. 5, 16).

В-четвертых, чтобы стала она нашей малой жертвой Господу, Который всего Себя принес в жертву за нас, малым знаком великой благодарности и светлой нашей любви к Тому, у Кого в наших молитвах мы просим жизни, здоровья и спасения – всего того, что может дать одна только безграничная Небесная Любовь.

В-пятых, чтобы устрашить силы зла, которые нападают на нас иногда и во время молитвы, отводя наши мысли от Творца. Ибо силы зла любят тьму и трепещут света, особенно того, который служит Богу и угодникам Его.

В-шестых, чтобы побуждать нас к жертвенности. Подобно тому как горят в лампадке елей и фитиль, покорные нашей воле, так же пусть горят пламенем любви и наши души, во всех страданиях покорные воле Божией.

В-седьмых, чтобы напоминать нам о том, что как лампадка не может зажечься без нашей руки, так и сердце наше, эта наша внутренняя лампадка, не сможет загореться без святого огня Божественной благодати, даже если будет исполнено оно всякой добродетели. Ибо добродетели наши – горючее, которое воспламеняет Своим огнем Господь». (Миссионерские письма. Письмо 18)

Блаженный Симеон Солунский пишет, что "возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире... "

Св. прав. Иоанн Кронштадтский пишет о смысле возжигания свечей перед святынями:

"Огонь горящих... свечей и лампад, как и само кадило с горячими углями и благовонным фимиамом служат для нас образом огня духовного - Духа Святаго, сшедшаго в огненных языках на апостолов, попаляющего греховные наши скверны, просвещающего умы и сердца наши, воспламеняющего души наши пламенем любви к Богу и друг к другу: огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца. - Так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного".

Итак, светильники перед образами нужны не Богу, не святым, а нам самим. Их светлое пламя выражает почитание нами Господа Бога и Его святых, напоминает нам о дарах благодати, о том, что таким призвано быть горение нашей души перед Богом. И более того - тот, кто возжигает светильник ради почитаемого святого, содействует этим своему спасению и исцелению, побуждая этим святого молиться Богу о себе.

Об этом свидетельствует житие святой праведной Марфы, матери святого Симеона Дивногорца. Оно повествует, что преп. Симеон, получив откровение от Бога о преставлении своей матери, послал некоторых из своих учеников, чтобы перенести её тело к себе на Дивную гору и похоронить его при своем столпе.

«После погребения преподобной братия установили обычай возжигать над ее гробницею лампаду, дабы она, ради почтения святой, горела день и ночь. Спустя некоторое время братия перестали по нерадению возжигать лампаду. Между тем, замечая сие, преподобный Симеон молчал, не приказывая ничего относительно лампады, дабы не подумали о нем ученики его, что он безмерно почитает свою мать после смерти. В то время тяжко заболел эконом обители, так что находился почти при смерти.

В полночь больному явилась святая Марфа, говоря: «По какой причине не возжигаете вы моего светильника? Знайте, что я не нуждаюсь в возжжении мне свечей, будучи сподоблена от Бога моего небесного вечного света; но тем не менее, когда вы возжигаете при моем гробе светильник, то сие делаете для собственного спасения, ибо вы тогда возбуждаете меня к ходатайству за вас пред Господом». При сих словах святая держала в правой руке как бы пресветлый бисер — частицу животворящего Тела Христова; прикоснувшись этой частицей к больному, она сказала: «Будь жив и здоров от сего».

Произнесши сие, она стала невидима. Больной же немедленно встал здоровым и отправился к гробнице святой; припавши к ней, орошал землю слезами, с одной стороны, испрашивая прощения за свое нерадение, а с другой, благодаря за исцеление.

После сего он устроил так, чтобы перед гробницею святой горел неугасимый светильник».

* * *

Свечи и лампады с елеем употреблялись в храмах еще в глубокой древности, в соответствии со Священным Писанием, где сказано: «...на подсвечнике чистом должны… ставить светильник пред Господом всегда» (Исх. 27, 20-21; Лев. 24, 1 - 4). Повеление устроить светильник из золота чистого с семью лампадами - одно из первых, данных "Моисею Господом (Ис. 25, 31-37).

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. "Ты, Господи, светильник мой", - восклицает царь Давид (2 Цар. 22, 29). "Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей", - говорит он в другом месте (Пс. 118, 105).

Возжигали свечи и святые Апостолы, и все первые христиане, когда собирались для проповеди слова Божия, молитвы и "преломления хлеба", т.е. таинства Евхаристии. Об этом сказано в книге Деяний св. Апостолов: "В горнице, где мы собрались, было довольно светильников" (Деян. 20, 8).

С тех пор христиане при Богослужении всегда возжигали свечи.

Это было обусловлено не только необходимостью освящать помещения (и дома и тем более катакомбы) ночью, когда по большей части и происходили молитвенные собрания первых христиан. В этом был глубокий духовный смысл.

«Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, - говорил Тертуллиан, - но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, - литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа - свет несотворенный, без которого мы и среди полудня блуждали бы во тьме».

В Иерусалимской Церкви перед выносом Евангелия всегда несли горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигали все свечи, в знак того, что свет Христов просвещает всякого человека.

Этот обычай перешел и к другим поместным Церквям. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады и перед иконами святых, в знак благоговения перед святыней.

Блаженный Иероним пишет: "во всех Церквах Востока, когда чтется Евангелие, возжигаются свечи и при солнечном сиянии, воистину не для прогнания мрака, но в знак радости, дабы под образом чувственного света показать свет оный... Иные же сие творят в честь мучеников ".

"Лампады и свечи суть, образ вечного Света, а также означают свет, которым сияют праведники ", - говорит святой Софроний, Патриарх Иерусалимский.

Догмат VII Вселенского Собора определяет, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей:

«изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был».

В послании Германа, патриарха Константинопольского, служившем одним из обоснований решений 7 Вселенского Собора, говорится:

«Пусть не соблазняет кого-либо и то, что пред иконами святых мы делаем освещение и благовонное курение. Совершать это в честь святых придумано в символическом смысле, потому что они упокоение свое имеют во Христе, и честь, оказываемая им, относится к Нему. Чувственные огни суть символ невещественного и Божественного светодаяния, а ароматическое курение — символ чистейшего всецелого вдохновения и преисполнения Духа Святого».

* * *

Свечи, которые христиане ставят в храме, кроме всего вышесказанного, имеют и другие значения. Поскольку свеча покупается, она является добровольной жертвой Богу и храму Божию.

Свеча выражает теплоту и пламень нашей любви к Богу, Матери Божией, ангелу или святому, у ликов которых мы ставим свою свечу.

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский так объясняет значение свечи: чистый воск означает  чистоту и искренность, его приносящих; мягкость и податливость воска показывают «наше послушание и готовность покаяться в своей греховной жизни, воск, собираемый с благоуханных цветов, означает благодать  Святого Духа,  воск, составленный из множества цветов, означает приношение, делаемое всеми христианами»; огонь свечи «означает обожение наше (то есть естество наше, очищаемое Божественным огнём)».

Поэтому и ставить свечу надо не формально, не с холодным сердцем, а с тёплой молитвой.

Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Бог смотрит на сердце, и лепту вдовицы Иисус Христос принял благосклоннее обильных приношений богачей. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к аналою с праздничной иконой, перед чтимой храмовой иконой, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, к иконам Божией Матери или чтимым святым, а уже потом - за упокой. За умерших ставят свечу на канун, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

Подойдя к святыне, следует два раза перекреститься и поклониться, приложиться к святыне - благоговейно поцеловать её, затем ещё раз перекреститься и поклониться. После этого надо зажечь свечу от других свечей (от лампады на подсвечнике возжигать свечу не принято, потому что расплавившийся воск может загасить лампаду) и поставить её на свободное место (или если все места заняты, просто положить рядом - церковнослужители сами поставят вашу свечку на освободившееся место). Поставив свечу перед образом, мысленно молимся: «Святой (имя), моли Бога о мне (или имя человека, за которого молимся)».

Возжигание свечей в храме — это часть богослужения, и как нельзя нарушать благочиние в храме бесчинным, неблагообразным поведением, также нехорошо беспокоить молящихся, передавая во время службы через весь храм свою свечу или протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Поэтому ставить свечи и прикладываться к иконам положено перед началом богослужения и после него, или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием.

Если вы опоздали к началу богослужения, то нужно вести себя так, чтобы не нарушить молитву других, не оказать неуважения к святыне храма и богослужения, не стать для ближних причиной осуждения, или иного греха. Поэтому надо стараться никому не помешать и вести себя тихо и благоговейно.