По Х. Мураками. Страна Чудес и Конец света

Алкора
Пять интересных выписок, помогающих прояснить смысл книги Харуки Мураками "Страна Чудес без тормозов и Конец света".

1. Предисловие книги  Харуки Мураками 14 октября 2002 года

Роман, который вы держите сейчас в руках, я закончил в 1985 году. В его основе – небольшая повесть «Город с призрачной стеной», написанная за пять лет до того. Повесть опубликовали в одном литературном журнале, но мне самому не очень понравилось, как я ее написал (если честно, у меня в то время не хватило мастерства придать хорошей задумке нужную форму), и поэтому я не стал заводить разговор об отдельном издании, не стал ничего переписывать, а просто отложил рукопись на потом. Чувствовал: придет время – и я к ней вернусь. Та сюжетная линия очень много значила для меня, и я долго искал в себе силы, чтобы переделать ее как надо.

Но как именно переделать? Ключевая идея никак не приходила в голову. Проблема ведь не в правке по мелочам, но в развороте угла зрения на сюжет в целом, а для такого разворота нужна принципиально новая идея. И вот, четыре года спустя по какой-то случайности (сейчас уже и не помню, какой) она меня посетила. «Да-да, вот оно!» – подумал я, побежал к столу, сел и принялся за работу, которая заняла у меня около года.

Читая роман, вы заметите, что он состоит из двух отдельных историй – «Конец Света» и «Страна Чудес без тормозов». «Конец Света» написан по мотивам той самой повести «Город с призрачной стеной», а к ней добавлен сюжет «Страны Чудес без тормозов». Собственно, в этом и заключалась моя идея – создать нечто целое из двух разных историй. Они происходят в совершенно разных местах и развиваются по различным канонам – но под конец органично сплетаются в одно целое. Каким образом они пересекаются и чем объединены – читателю не должно быть понятно, пока он не доберется до конца книги.

Загвоздка – и, уверяю вас, очень серьезная – состояла в том, что я и сам понятия не имел, как эти две истории увязать. Но решил не унывать. Я подумал: «Ладно, будь что будет!» – и начал сочинять на ходу (как вы, наверное, знаете, оптимизм – неотъемлемая часть писательской натуры). Я выстраивал эти сюжеты попеременно один из другого – и потихоньку двигался вперед. В итоге получилось, что все четные главы – это «Конец Света», а все нечетные – «Страна Чудес без тормозов». И сейчас, вспоминая все это, я понимаю, что для создания этих разных историй задействовал совершенно разные части себя.

Проще говоря, вполне возможно, что «Конец Света» я писал правым полушарием мозга, а «Страну Чудес» – левым. Или, скажем, наоборот; не важно. Так или иначе, я разделил свой мозг (сознание, если угодно) на две части и писал две разные истории. Должен признаться, ощущение было замечательное.

Например, сочиняя «Конец Света», я плавал в фантазиях своего «правого мозга». Там – очень тихий мир. В маленьком городе, обнесенном высокой стеной, все происходит размеренно и спокойно. Люди сдержанны, немногословны, звуки приглушены. В отличие от этого мира, «Страна Чудес без тормозов» предельно активна. Там вы найдете и скорость, и насилие, и комизм ситуаций, и картины сумасшедших будней огромного мегаполиса. Этот мир существует в моем «левом мозгу». И вот так писать, постоянно ныряя то в один из этих миров, то в другой, для меня (или для механизма, управляющего моим сознанием) – чрезвычайно уютное состояние. Когда мне сложно разобраться в себе, когда душа не на месте, я частенько подхожу к пианино и разучиваю инвенции Баха (правда, очень неумело). Я одинаково напрягаю пальцы обеих рук – и казалось бы простая физическая нагрузка помогает восстановить утерянное душевное равновесие: мне действительно становится легче. Сочинять то «Конец Света», то «Страну Чудес» мне было почти так же легко.

Так, день за днем, я продолжал напрягать обе половинки мозга, создавая два противоположных повествования. И постепенно между ними начала проступать некая взаимосвязь. Что-то из одной истории совершенно естественно стало просачиваться в другую и наоборот. Процесс был очень радостным и захватывающим. В какой-то момент пришла уверенность: да, теперь все получится как надо, – и работать стало гораздо легче. Я просто сочинял каждый день по кусочку той и другой истории, полагаясь на собственное чутье. Верил, что они когда-нибудь непременно сольются в одно целое. И они соединились. Удачно или нет – судить вам.

                * * *
Мы часто спрашиваем себя о душе. Примерно как у Антона Чехова в «Палате номер шесть» Андрей Ефимыч развлекает вопросами почтмейстера. Существует ли душа? Конечна она или бесконечна? Исчезает она с нашей смертью – или все-таки переживает смерть и как-то существует дальше? Ответов на эти вопросы у меня нет – да и у Чехова, видимо, не было. Я лишь знаю наверняка, что у нас есть сознание. Оно существует внутри нашего тела. А снаружи этого тела существует совсем другой мир. Мы живем в постоянной зависимости как от внутреннего сознания, так и от внешнего мира. И эта двойная зависимость то и дело заставляет нас болеть, страдать, ввергает нас в хаос и разрушает наше драгоценное «я».

Но я часто думаю: а разве мир вокруг не отражается в нашем сознании точно так же, как наше сознание отражается в мире? И разве здесь нельзя применить метафору двух зеркал, развернутых друг к другу и образующих две бесконечности?

Описание подобного видения (или, если угодно, понимание мироустройства) – мой постоянный мотив, но, пожалуй, именно в «Стране Чудес без тормозов» мне удалось выписать это наиболее внятно. В 1982 году я написал «Охоту на овец», свой первый настоящий роман, а три года спустя – «Страну Чудес без тормозов». К тому времени мне было тридцать шесть лет, и во мне впервые укрепилось ощущение: ну, вот я и стал писателем. Мне хотелось рассказывать истории тем голосом, который я в себе открыл, и теми словами, которые во мне накопились… Впереди еще целых полжизни – можно грамотно расходовать силы и продолжать писать.

Мне очень приятно сознавать, что усилиями Дмитрия Коваленина столь важный для меня роман переведен на русский язык, и такое уважаемое издательство, как «ЭКСМО», опубликовало его в России. От всего сердца желаю моим русским читателям получить удовольствие от этой книги.
               

2. Отрывок  из начала книги - слова главного героя "Страны Чудес":

То есть я действительно воспринимаю вещи, события и людей вокруг так, как мне удобнее. Это вовсе не значит, что для окружающих удобен мой собственный характер (хотя, признаться, не без этого). Просто окружающий мир слишком часто подтверждает странное правило: чем давать вещам объективную оценку, лучше воспринимать их, как тебе удобно, – и приблизишься к истинному пониманию этих вещей.

Вот, скажем, был бы я убежден, что Земля – не шар, а нечто вроде гигантского кофейного столика. Разве в повседневной жизни я бы испытывал из-за этого какие-то неудобства? Конечно, такой пример – крайность; нельзя так просто подстраивать под себя все что хочешь. Но факт остается фактом. Удобное заблуждение: Земля – кофейный столик, – кладет на лопатки объективную истину: Земля – круглая, вместе со всеми ее неудобствами – гравитацией, часовыми поясами, экватором и прочими бесполезными в практической жизни вещами. Ну в самом деле: сколько раз на своем веку обычный человек жизненно зависит от того, что он знает слово «экватор»?

Вот поэтому я и стараюсь, по мере сил, глядеть на мир с точки зрения простого удобства. Моя философия – в том, что на белом свете существует огромное – а точнее, бесконечное – число возможностей. И выбор этих возможностей в значительной степени предоставлен людям, населяющим этот мир. Иначе говоря, мир – кофейный столик, изготовленный из хорошенько сконденсированных возможностей.

3. Из поста блогера ЧУЖИЕ ЗЕМЛИ:

... С тех пор прошло 3 года, как я вновь начала перечитывать эту книгу. Раньше я не особо понимала суть вещей о которых он писал, поэтому этот роман остался незамеченным мной. Сейчас же, я удивляюсь тому, что не понимала столь очевидных вещей. Но даже при таких обстоятельствах многое остаётся непонятным. Казалось бы, сюжет этой книги нереальный, но в тоже время, на мой взгляд, он затрагивает жизненные ценности и мог бы стать отличным ресурсом для учёных в нынешнее время.

Замысловатые события, два эпизода в одной голове, поначалу приводят в замешательство. Но по итогу всё встаёт на свои места. Конец очередной главы возбуждал во мне интерес:"Что же будет дальше?!" Каждый эпизод был по-своему уникальным и эпичным. К примеру, "Страна чудес без тормозов" вызывала шквал эмоций, "Конец света" усмирял его. Круговорот глав постепенно переплетается в единое русло, по которому и плывёт главный герой.

Сложно представить и в полной мере ощутить, что ему пришлось пережить в эти моменты. Его мир полностью был разрушен другими людьми. Всё что было для него дорого, перестало существовать вовсе. Последние минуты его жизни оказались ценнее всех. Хотя ни для кого не секрет, что именно в таких ситуациях люди начинают более полно осознавать свою жизнь и держаться за неё. Что и случается с главным персонажем. Тем не менее он достойно принимает свой уход из жизни, а точнее переход в другую часть своего сознания. Почему-то после этого возникают вопросы, касающиеся нашей реальности: "Что если, действительно, человек не умирает, а просто переходит в другую часть своего мозга? А сознание, предположим, живой организм, который создаёт и контролирует человека. Что если весь мир это иллюзия, созданная воображением нашего сознания?" Да, на эту тему можно размышлять бесконечно, но ответить правильно на эти вопросы невозможно без каких либо доказательств.

Главы "Страна чудес..." и правда "..без тормозов".Бушующие события, который никак не прекращали своего движения. Главный герой же двигатель, вокруг которого собралось всё внимание. Но как выяснилось позже и у двигателя был свой двигатель. А точнее, учёный, который видоизменил сознание персонажа, создав общую картину, тем самым поместив взрывчатку внутри его мозга. В определённый момент времени она должна была дать о себе знать. И этот момент, в конце концов, наступил.

При чтении этого произведения возникали вопросы, на которых у меня не было ответа:"Что если события, происходившие в другом мире, в котором позже оказался персонаж, происходили параллельно настоящему времени? И возможно ли такое?"Но это всего лишь догадки. И моменты, показанные в произведении, указывают на то, что это происходило после сбоя системы сознания.

Эксперименты учёного вызывали у меня неподдельный интерес и размышления. Будь то извлечение информации из звуков, или отключение какого либо шума, путём управлением сознания. На счёт первого, я всё ещё в сомнении, но по поводу второго примера имеются кое-какие доводы. "Я думаю, что если можно увеличить вибрации в своей голове, таким образом заглушая окружающие звуки, то наверняка можно и полностью избавиться от них." А точнее сконцентрироваться на волне беззвучия, которую ещё следует поймать. Можно, конечно, углубиться в нейрофизиологию. Но, опять же, любые предположения без каких либо доказательств или практик, определенно, пусты.

"Конец света" , в моем понимании, подразумевает бессмысленное существование, где человек перестаёт выполнять свои жизненно необходимые для него функции.Если учитывать все факторы, происходящие внутри этого города, то так и получается. Но обо всём по порядку.

В первую очередь, стоит заметить, что в городе у жителей нет теней, которая считается сосудом внутреннего "Я". Именно её отсутствие и рушит все ценности и подавляет существо самого человека. Но даже со всеми недостатками, город кажется идеальным, но, к сожалению, это далеко не так. Люди в этом городе не имеют целей, желаний и каких-либо потребностей. Да они могут получить всё, но в тоже время ничего. Никаких чувств, никаких эмоций, ни побед, ни поражений. А еду, одежду, кров - всё это можно свести к инстинктам и защите от погодных условий. Каждый житель здесь выполняет определенную роль, делает работу, но опять же зачем и почему - непонятно. Звери и стена же управляют городом и наверное только у них есть определенная цель - "разрушить человека".

4. Отрывок  из заключительной части книги "Конец Света":

- Ты можешь понять, что такое долг? - говорю  я. - Не могу же я бросить мир, который  я создал, и людей, которых породил, даже не спрашивая  их согласия... Прости меня, если можешь. Я тебя подвел. И расставаться с тобой мне очень нелегко. Но я правда должен остаться. Здесь  тоже мой мир. Эта Стена окружает меня самого, эта Река течет у меня  внутри, а дым валит оттого, что я сжигаю себя своими руками...

Жить в Лесу гораздо страшнее, чем ты думаешь. Город  и  Лес отличаются, как небо и земля. Для того, чтобы  выжить, ты будешь работать, как проклятый. Про Зиму в Лесу я  просто не говорю. Поселившись в Лесу, ты уже никогда оттуда не выйдешь. Ты готов там остаться навечно?
     - Об этом я тоже думал, - отвечаю я.
     - И что? Сердце все равно не изменишь?
     - Да, - киваю я. - Сердце не изменишь. Тебя я уже никогда не забуду. А в Лесу ко мне постепенно вернется и наш с тобой старый мир. Я вспомню все, что должен был  знать. Разных людей, разные города, разные огни и разные песни...

Потеряв свою тень, я остался один на задворках Вселенной. Некуда идти, некуда возвращаться. Конец Света. Того света, с которым меня уже ничего не связывает. Где уже ничто не дышит и не шевелится.  Я отвернулся от Омута - и побрел по снегу к Западному Холму. Там, за Холмом, раскинулся Город, текла  Река и дымилась труба Библиотеки, где меня ждали она и аккордеон.  И тут я увидел, как в густой, седой метели надо мной проплыла огромная белая  птица. Перелетев через Стену, она повернула на юг  и растворилась в заснеженных небесах.