Воспоминания прошлого 56 Иркутск. Братск

Юрий Волков 5
 Главкомом Войск ПВО, я был назначен на должность командира радиотехнического батальона в г. Братск, куда и должен был отбыть вместе с семьей для прохождения воинской службы после окончания отпуска.
 Ртб входил в состав 97 Радиотехнического полка, а полк входил в состав 26-ой Мукденской дивизии ПВО, которой командовал полковник Василий Степанович Высовень.   

 Иркутск.

 Домашние вещи погрузили в контейнер и отправили железнодорожным транспортом в Братск, а всей семьей вылетели в Иркутск в «распоряжение» командира полка, который должен был представить меня командиру дивизии.   
Штаб 26 дивизии и 97 РТП размещались в военном городке «Красные казармы», построенном после окончания Русско-японской войны, когда 7-я Восточно-Сибирская стрелковая дивизия прибыла в Иркутск отличившись при обороне Порт-Артура.
Комплекс строений, получивший название Красные казармы, являлся образцом современной военной архитектуры того времени. 
После расформирования Мукденской дивизии ПВО "Красные казармы" пришли в запустение.
В 2016 году в ночь с 1 на 2 января в Красных казармах произошел пожар в результате которого большинство зданий было разрушено.

Из аэропорта офицер полка доставил семью в военный городок. Оставив жену и сына с двумя чемоданам на скамейке у штаба РТП, я доложил о своем прибытии командиру полка.
        После короткой беседы, вместе с командиром полка предстали перед командиром дивизии. Я доложил, что назначен приказом Главкома ВПВО и готов приступить к исполнению обязанностей командира братского Ртб, прибыл с женой и сыном, которые находятся во дворе городка.
         Выслушав, не задавая никаких вопросов, комдив отдал распоряжение подготовить вертолет, чтобы я с семьей немедленно вылетел в Улан Удэ для принятия дел и должности комбата, т. к. в братский Ртб уже назначен, прибывший накануне, знакомый мне выпускник командного факультета академии.
 
         Пришлось уточнить, что приказом  Главкома я назначен в Братск, а не в Улан Удэ и обязан отбыть к месту службы согласно приказу.
Моя «наглость», по мнению комдива, вызвала у него приступ гнева.
 Пришлось выслушать тираду грубых слов в адрес невоспитанного, крутого подполковника, строптивого выпускника командной академии-кузницы военных кадров, соизволившего воспротивиться приказу командира дивизии, зная о том, что приказы не обсуждаются, а выполняются.         
 Выслушав обличительную короткую речь комдива, я вежливо попросил меня не оскорблять и не вешать ярлыки, т.к. пока еще в должность не вступил и никаких порочащих проступков не совершил. Если не отвечаю требованиям, прошу откомандировать меня в распоряжение кадров Войск ПВО.

         Конфликт был улажен после невнятного объяснения начальниками отдела кадров полка и дивизии причин подмены назначенцев на должности командиров батальонов и определения виновников создавшейся неловкой ситуации.
 
         Комдив быстро принял решение и приказал мне вылететь в Братск немедленно и принять батальон.  Авиабилеты на самолет необходимо получить в диспетчерской службе аэропорта. 
Они будут заказаны на ближайший рейс.
Второго выпускника комдив приказал на вертолете, немедленно отправить в Улан Удэ.
           Встав из кресла, извинился за командирскую горячность, высказал нелестные слова за неуклюжие действия кадровиков полка и дивизии, перепутавших места службы комбатов, пожелал быстрее восстановить дисциплину и повысить боеготовность батальона, а семье благополучно устроиться на жительство по месту службы мужа в городе Братск. 

          Повторная встреча с командиром дивизии произошла в осенний день 1972 г. во время плановой проверки состояния боевой готовности частей 26 дивизии ПВО. На КП батальона командир дивизии заслушал мой доклад о состоянии боевой готовности, организацию управления Ртб, ознакомился с  содержанием боевых документов и бытом личного состава.
 
           Его заинтересовало оформление помещений казармы личного состава, бытовой и «Ленинской» комнат с тематическими стендами с чеканками на меди, выполненными лично мной и одним умельцем –оператором боевого расчета командного пункта. В те времена чеканка по металлу только входила в моду, и комдив изъявил желание иметь экземпляр в качестве солдатского подарка.

Мне удалось найти картину неизвестного художника- «Прощание с другом». На ней был изображен раненый, лежащий на земле красноармеец, над которым склонил голову его верный конь. 
В августе 1973 года она была вручена комдиву, который поблагодарил меня за понравившуюся работу.

  Авиакатастрофа
       1 сентября произошла трагическая катастрофа.
 Командир дивизии трагически погиб вместе с начальником Братск ГЭС строя И. И. Наймушиным.  Их вертолет при посадке на поляну в тайге, зацепился винтом за крону дерева, упал и загорелся. 
Погибли три человека – Иван Иванович Наймушин с гражданской женой и полковник Высовень Василий Степанович - командир 26-й Мукденской дивизи ПВО. 

         В тот день с командного пункта РТП батальону была объявлена «повышенная боевая готовность», КП батальона выполнял боевую задачу полным боевым расчетом.
Перелет вертолета по маршруту Братск – пос. Удачное отслеживался с помощью РЛС с включенными средствами объективного контроля. Сопровождение вертолета проходило в штатном режиме.
Сигнал о воз-душном объекте в районе пос. Удачного исчез с экранов индикаторов около 18.00.
О происходящих событиях немедленно сообщалось на КП дивизии.
По требованию штаба дивизии был организован вылет поискового вертолета с аэропорта Братск. Экипаж обнаружил место падения вертолета и эвакуировал оставшихся в живых пассажиров в расположение военного городка ЗРП, на территории которого был штаб и КП батальона
Прилетевшая группа офицеров 14 отдельной армии ПВО, проверила отчетную документацию сопровождения вертолета, организацию поиска, материалы объективного контроля, оценила действия всех номеров боевых расчетов (КП Ртб, Рлс и средств связи), командира и начальника штаба, оперативного дежурного батальона.
По результатам проверок комиссия определила правильность действий личного состава, нарушений  не выявила.