Рецензия на статью Н. Замятина

Ирина Юлина
   "В каком звании был Лермонтов".  главы из книги "Исправленному верить"


   Ваша фамилия не Мартынов.  Он стрелял на дуэли. Вы стреляете  в поэта дробовиком из-за угла.    Заканчивая статью о генерале Лермонтове, Вы  возвращаетесь мыслью к поэту М.Ю. Лермонтову и пишите:
"Кстати, Государь Николай I, узнав о гибели поэта, бросил: «Собаке – собачья смерть».

   Вам больше нечего сказать о поэте?  Статья в таком тоне, что, кажется, Вы забыли поблагодарить царя за то, что он сослал поэта в 1837 году за стихотворение  "Смерть Поэта", а также  за то, что цензура душила творчество поэта, и, например,  драма "Маскарад" была напечатана только после смерти М. Лермонтова.

   Вы пишите: "Если все ясно школьникам, то ученые – просто в замешательстве. Исследователи часто путают плоды творчества Михаила Юрьевича – поэта и Михаила Николаевича – адмирала, писавшего стихи и подписывавшего их также «Михаил Лермантов». Некоторые особо дотошные правдоискатели даже приписывали знаменитое «Бородино» Михаилу Николаевичу. Считается, что отдельные стихотворения Михаила Николаевича попали в полное собрание сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова, поскольку и специалисты не могут в точности определить, какие именно написаны Михаилом Юрьевичем, а какие – Михаилом Николаевичем".

    Не слишком ли это голословное утверждение?   Не относите ли  Вы критика В.Г.Белинского, посвятившего ряд статей творчеству   М.Ю. Лермонтова  к  таким  исследователям и специалистам?

Белинский В. Г. - Стихотворения М. Лермонтова. Спб. 1840. (Статья)
Белинский В. Г. - Стихотворения М. Лермонтова. Спб. 1840. (Рецензия)
Белинский В. Г. - Стихотворения М. Лермонтова. Три части. Спб. 1842. (Рецензия)
Белинский В. Г. - Стихотворения М. Лермонтова. Часть IV. Спб. 1844. (Рецензия)
 Источник:
       Анализ лирики Лермонтова В.Г. Белинский начинает краткой оценкой стихотворения «Бородино» и подробным разбором «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».                (см. Русская критика. Л. 1973. Статья В.Г. Белинский. Стихотворения                М. Лермонтова. Санкт-Петербург, 1840).

   Из письма В.Г. Белинского  В.П. БОТКИНУ (1 марта 1841 г., Петербург):"... А каковы новые стихи Лермонтова? Он решительно идет в гору и высоко взойдет, если пуля дикого черкеса не остановит его пути... С Кольчугиным я провел — поверишь ли — несколько счастливых и прекрасных минут. Я знаю, что он из тех людей, у которых истина и поэзия сами по себе, а жизнь сама по себе; знаю, что в нем нет субъективности, елейности, безумия любви и шипучей пены фантазии, — но вместе с тем, какая здоровая натура, какой крепкий практический ум! Я его спросил, знает ли он стихотворения Лермонтова: я не читаю нынешних поэтов — отвечал он. Я прочел ему «Думу» — боюсь взглянуть — думаю — вот скажет: «да что же тут?», а он сказал: да, это великий поэт. Читаю «Три Пальмы» — при описании каравана у него слезы на глазах. Да, живя в Питере, научишься понимать и ценить таких людей... (II, 219, 220). Источник:
   Вы пишите: "Поэтому общение поэта с «дядей» могло быть не более чем фантазией".
    Общение поэта с дядей было. Дядя, принимавший участие в Бородинском сражении - Афанасий Алексеевич Столыпин (1788 -1864), младший брат Е.А.Арсеньевой.       В имении Середниково, принадлежащем роду Столыпиных, Михаил Лермонтов подростком часто бывал. Оно в то время принадлежало вдове старшего брата бабушки поэта. Более того, именно    А.А. Столыпину бабушка завещала имение в Тарханах, правда он в нём так и не жил.   
     Имя  Афанасия Алексеевича Столыпина  часто встречается в переписке поэта (см. М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений. Том четвертый. 1959).
     С. 592.  С.А. Раевскому (середина марта 1837 г. В Петербург):
" Бабушка хлопочет у Дубельта, и Афанасий Алексеевич также".
     С.  599.  П.И. Петрову (1 февраля 1838 г. Из Петербурга в Ставрополь): "Ваше письмо я отдал в руки дядюшке Афанасию Алексеевичу, которого нашел в Москве".
     С. 703.   С.А. Раевскому: "Я подал эту записку  министру. Надобно, чтобы он (Лермонтов) отвечал согласно с нею...  Если сам не можешь... то через Афанасия Алексеевича (Столыпина). И потом непременно сжечь её".
     С. 747.  От Арсеньевой (8 октября 1835 г. Из Тархан в Петербург):
  "... ты после меня ни разу не писал к Афанасию Алексеевичу, через письма родство и дружба сохраняются, он друг был твоей материи любит тебя как родного племянника...".
     Наверно,  достаточно о дяде.

      Вы пишите: "Как сказал наш известный соотечественник: «Россия – великая страна с непредсказуемым прошлым». Если спросить любого россиянина, кто такой Лермонтов, то сто из ста без тени сомнения ответят: великий русский поэт. И будут правы. Однако благодаря «раскручиванию» в России поэта по фамилии Лермонтов, о других Лермонтовых вспоминают вскользь, в лучшем случае, в «лермонтовские» дни. Либо не вспоминают вовсе, поскольку прямых потомков в силу различных обстоятельств поэт не оставил, а большинство родственников и однофамильцев подалось стараниями большевиков куда подальше из ставшей их общему предку новой родиной страны".

    Привожу цитату из моей  работы "Детства ранние следы или Подмосковье в жизни и творчестве двух великих поэтов" (28.09.2005):
      "Середниково - имение Столыпиных, место в Подмосковье, связанное с жизнью великого русского поэта  М.Ю. Лермонтова. Сегодня, арендовавшие усадьбу Середниково представители одной из ветвей рода Лермонтовых, восстановили ее в том виде, в каком  она существовала в пред-революционные годы при последней хозяйке Вере Ивановне Фирсановой. Наконец, через тринадцать  лет после ремонта,  усадьба открыта для экскурсионных посещений, а не только для корпоративных встреч и свадеб. Добрыми словами хочется отозваться о Наталье Борисовне Панковой - архитекторе-реставраторе, вложившей силы и талант в эту очень непростую работу, которую начала еще в 80-е годы прошлого столетия".  Кстати,   Михаил Юрьевич Лермонтов - арендатор усадьбы Середниково,  по иронии судьбы,  полный тезка поэта.

    К сожалению, в  статье "В каком звании был Лермонтов?" нет библиографических ссылок. Это, же  не  фантазия автора на тему, а претензия на  серьезную биографию, написанную  журналистом.