Признаки левитации

Александр Юдельсон
Ещё не включив свет, я почувствовал, что в комнате кто-то есть. Отдернуть руку от выключателя и сбежать? Или похлопать по стене, будто ничего не нашёл, и уйти, как ни в чем не бывало? Странная ситуация. А если это психоз?

Нет, не психоз, но от этого не легче. В комнате действительно обнаружился человек, который молча сидел в кресле и бесстрастно смотрел в стену. Теперь можно бежать? Откуда он вообще тут взялся?

- Вы кто?

Незнакомец с видимым усилием перевёл взгляд со стены на меня и показал рукой на другое кресло. У меня в доме на мое кресло. Нагло.

- Я могу объяснить. Не волнуйтесь. У меня нет злых намерений. И я не знаю, как здесь оказался.

Кресло стояло довольно далеко от входа, лучше побуду пока у двери.

- Этот сюжет избит, у нас в стране его каждый год показывают по телевизору. Надеюсь, вы не предложите мне выйти за вас замуж. К тому же вы не пьяный.

- Нет-нет, что вы, - болезненно поморщился пришелец, которому на вид было чуть больше сорока. - Со мной такое случается, я как-то оказываюсь в незнакомом месте, люди пугаются, кричат, вызывают полицию, - вы, кстати, ведёте себя очень интеллигентно, - и пытаются скорее от меня избавиться. Но я даже не знаю, куда мне идти.

Вызвать полицию - неплохая мысль, как она мне самому не пришла в голову? Кстати, а где мой телефон?

- А скорую никто не предлагал вызвать? Вы что, бездомный?

На бомжа незваный гость не похож. Шерстяной пиджак свободного кроя, джинсы, туфли, довольно свежая стрижка. Тяжелый, но не пугающий взгляд, так смотрят много страдавшие люди, бледная кожа, никакой отечности и следов алкогольных странствий. Не Люцифер, не бандит - не хватает уверенности. Что, черт возьми, здесь происходит?

- У меня был дом... Наверно. Вы правда не хотите присесть? Если вы ещё испуганы, или вам неприятно, я сразу уйду. Надеюсь, вы покажете мне выход.

- Так вы не знаете, где выход? Как же вы вошли, влетели через окно?

Не скрою, в его появлении уже появилась интрига. Запрыгнуть в окно на девятом этаже он не мог, если только не пользовался всеми этими приспособлениями, которые показывают в фильмах про людей-пауков; незаметно взломать дверь и пройти через холл, где я в тот момент наводил порядок, - тоже. Он либо хитрец, либо страдающий лунатик, хотя и маньяком он тоже мог оказаться.

- Возможно, - пожал он плечами. - В последнее время я сам начал склоняться к этой мысли. Но я не могу это проверить. Ещё недавно я был уверен по крайней мере в своём существовании, а ещё в силе тяготения и в пользе своей работы, а теперь этого нет. У меня появилось стойкое ощущение, что меня больше ничего не держит, и я никому не нужен. Всем абсолютно все равно, появляюсь я где-то, или нет, делаю что-то, или валяюсь на диване, говорю что-то, или молчу. Вам знакомо это чувство?
 
Я подошёл к креслу и сел. Мне уже не хотелось звать полицию, кричать и спасаться. Просто стало интересно, - а что, имею право. Не зря же я слушал когда-то курс психологии.

Незваный гость вновь уставился в стену и продолжил:

- Вы помните «Комедию» Данте? В ней автор искал верный путь, путешествуя по загробному миру. Он описал мучения грешников, тоску чистилища и радость небесных сфер. Его метод побороть сомнения стал образцовым и не раз привлекал подражателей. Среди них были талантливые люди. Например, Гоголь. Он тоже сомневался, написал книжку про грешников, где высмеял пороки, но чистилище, а тем более рай, ему не дались. Знаете почему?

- Почему?

- Потому что он не верил в рай и в то, что он сам его достоин. Искал рай, но не нашёл. А потом его коллеги по цеху добили и веру в ад. Они так долго скребли и препарировали грешников, что докопались до их ангельской сути. Весь мир вздрогнул, а им хоть бы хны! Убийца Раскольников - новый Христос, нашедший путь к воскресению! Лентяй Обломов - ангел во плоти и опора нравственности! «Мрачное чудовище» Рахметов - нежная натура. Террористы - герои, герои - предатели, красота! Весь порядок оказался разрушен, кругом один сумрачный лес - что на земле, то и на небе. Нравится вам это?

- В бесах - ангелы, в ангелах - бесы? А разве бывает иначе?

- Представьте, бывает! По крайней мере, на вере в это кое-что держится. Если не мир, то, во всяком случае, порядок. А без порядка жить нельзя, одна маета и смятение духа.  Никаких ориентиров. Поэтому даже ниспровергатели устоев пытались строить новый мир. Но у них ничего не вышло: новых ангелов они не изобрели. В пропагандистах нашлись продажность и малодушие, в вождях - стяжательство и глупость.

- А в мужиках?

- Лень и доносительство. И далее по списку. Но главный удар ждал впереди.

- Компьютеры?

- Ненужность. Разуверившись друг в друге, мы обнаружили, что вполне можем прожить в одиночку. Великий прогресс дал нам возможность не работать ради прокорма - не это ли было нашей мечтой со времён грехопадения? Но возвращения в рай не случилось.

- Этого стоило ожидать, - осторожно заметил я. - Даже Беатриче в раю стремилась помочь Данте. Невозможность помочь ближнему делает нас несчастными.

- Вот именно, - грустно взглянул на меня гость, - мы стали несчастными и ненужными. Дети стали меньше зависеть от родителей, просиживая дни в своих виртуальных мирах, но и родителям, что странно, стали меньше нужны дети! А если отказываются от детей, что говорить об остальных?

- С этим трудно спорить. Когда началась пандемия, наш президент спрятался в бункер и год управлял страной через своего пресс-секретаря. Кто-нибудь вообще заметил его отсутствие? Вероятно, он был не так уж и нужен.

- А депутаты? Артисты, все эти странные личности, которые называют себя элитой? Консультанты, секретари и менеджеры, солдаты и финансисты, маркетологи и сисадмины, занятые созданием видимости собственной полезности - чем они лучше президента? Никто никому не нужен, никто никому не сочувствует. У товарища что-то случилось? Устраиваемся поудобнее. Теракт, санкции, биткоин? Пожар, эпидемия? Человек залетел в окно? Забавные происшествия. Не забудьте прислать картинки.

- И все же это демагогия. Для одного это шоу, для другого личная трагедия.

- О, так вы еще верите в ангелов? Это прекрасно. А когда разоряется крупная компания, или лопается финансовый пузырь, вы тоже переживаете из-за тысяч людей, потерявших работу? А забытый шоумен, вложивший столько денег в покупку лайков и собственную раскрутку, тоже вызывает у вас сочувствие?

- Но это пузыри, оболочка без содержания! Конечно, кто-то потратил время на их надувание, но глупо жалеть пустоту.

- А что не пустота? Биткоины? Президент? Ваш офис? Соцсети, Сколково? Может быть, рынок акций? Системы образования, здравоохранения? Всего лишь хаотичное мелькание пузырей, которые летают, сталкиваются и лопаются. И ничего, кроме пустоты, после себя не оставляют. И не надо тешить себя иллюзиями, вы точно такой же пузырь, как я. На земле нас больше ничего не держит. Мы появляемся там, где нас никто не ждёт, и исчезаем туда, где никому не нужны. А без притяжения нет падений. Так что не бойся.

Он подошёл к окну, легко перелез подоконник и шагнул в пустоту. Я посмотрел вниз, но там не было ничего необычного. Улица жила своей жизнью, ходили трамваи, а у припаркованных у дома машин о чем-то незлобно  переругивались водители. Улетел. Я тоже перелез через подоконник, пожал плечами и шагнул вперёд.

К счастью, ничего страшного не произошло. Удар смягчили цветочные горшки на балконе у соседки снизу, которые пострадали от встречи со мной гораздо сильнее. Испуганная соседка прибежала на звук и сразу запричитала, смешно махая руками.
Я извинился, пообещал помочь с покупкой новых горшков и поспешил выйти в подъезд.

Уже там сообразил, что ключи от квартиры были надежно защищены от меня входной дверью; хорошо, что в кармане нашёлся телефон. Отряхнувшись от налипшей земли и керамической крошки, я позвонил своему университетскому другу, замечательному знатоку литературной мифологии Игорю Сергеевичу Паку, и напросился на консультацию. Пак принял меня в любимом кафе возле главного здания университета, где высокий безусый мальчик варил ароматный кофе.

Рассеяно выслушав мой рассказ, Игорь Сергеевич почесал редкую бороденку, близоруко посмотрел на часы и, наконец, выдал:

- Судя по всему, ты имел дело с музой.

- С музой? Да она меня чуть не угробила! К тому же явилась в образе разочарованного мужика, утратившего связь с реальностью. Кого и на что, интересно, она  может вдохновить?

- Ну знаешь. Невостребованность портит характер. И главный признак она сохранила.

- Какой?

- Признак левитации.