Тонкая грань или Случайная встреча

Алексей Чистюнин
У меня, как и у множества других людей, карантин и удалёнка поломали все планы на летний отдых в этом году. Коронавирус, помимо экономического ущерба, нанёс удар по моим личным отношениям. Появилось настойчивое желание вырваться из душного Питера и развеять грусть-печаль. На скоростной электричке, домчавшей меня за час в пункт назначения, я прибыл в Выборг, в надежде изменить бушевавшие чувства на более позитивное настроение.
Я бывал здесь раньше, и не скажу, что мне нравится этот губернский городок, который за последние десятилетия не стал выглядеть лучше. Не ухоженность некогда красивых зданий, не давала прочувствовать во всей полноте гамму флёра этого по настоящему древнего семисотлетнего города.
Старый центр сформированный ещё при шведах выглядит вполне атмосферно, но уже не то. Можно однозначно сказать воруют. Воруют все у всех много и без стеснений. Диссонансом в глаза первым бросается знак фольксвагена на площади перед железнодорожным вокзалом. Современная композиция разрушила полностью перспективу на Ленинградский проспект. Складывается впечатление, что местные чиновники случайные люди у власти по протекции, которые не понимают, как развивать туризм и привлекать в город инвестиции.
Не будем о грустном…
Первый субботний июльский день, на удивление, в этом году радовал теплом, несмотря на по-привычному холодное начало лета. Штиль разгладил волны залива. Умиротворение и покой, можно так охарактеризовать моё состояние к пяти часам вечера, когда я уставший вышел на набережную Большого ковша, напротив городского рынка. Солнце наполнило каменные здания, бульвары и площади теплом, которые излучали комфорт для тела и души.
Нервная тревожность ушла, и я, присев на лавочку, стал наблюдать за проходившими мимо меня людьми. В походной фляжке плескался любимый коньячный коктейль, так его удобно потягивать небольшими глотками лекарства от скуки и одиночества. Синее глубокое без единой отметины небо распалось на две половинки. Отражаясь в воде, оно манило к себе, вытягивая из мыслей заполошную суету мегаполиса. Листва притихших в безветрии деревьев оттеняла своим ароматом едва уловимый йодистый запах воды. Шум проезжавших машин ушёл на второй план. Мельтешение прохожих замедлилось, и появился новый вкус жизни. Не всё так плохо, и пора перестать жалеть себя, отбросить неудачи прошлого и начать что-то новое.
На этой позитивной ноте в фокус моего созерцания вторглось филейной частью обрюзгшее тело, прямо в центр биссектрисы угла моего зрения. Широкое растрёпанное как назойливая муха оно перекрыло весь вид. Ну вот опять начинаю раздражаться, а так вроде только попустило. С другой стороны человек имеет право!
Неожиданно для себя я заметил, что мужчина вчерашней свежести не просто стоит и плюет в воду, а ловит рыбу. Но меня привлекло не это, а то, как тот ловко, можно сказать нагло, на глазах у всех с ловкостью фокусника доставал из-под полы поношенного, на вид не по сезону тёплого балмакана, то одну, то другую вещь, включая складной стульчик, который, в свою очередь, ну никак не мог поместиться, даже под такими необъятными полами этого плащ-пальто, не сходившегося на необъятной талии. Он ловил на самодельную удочку, состоявшую из двух натёртых руками до засаленности серых на вид от времени палочек, соединённых втулкой из медной трубки. К верхнему концу узлом с глупым бантиком была привязана толстая леска, на которой болтался поплавок из половинки винной пробки с горелой спичкой.
От анализа средств лова я перешёл к личности. Мой вывод был прост и не в пользу рыбака. Бомж. И какого рожна он выполз на набережную в выходной день, и куда смотрит полиция? Тут родители с детьми гуляют, а он может чахоточный или желтушный? Кто его знает, по каким помойкам его носит?!
 Самое удивительное, что все, проходящие мимо, его не замечали или делали вид, что не замечают, и только я заинтересовался этой колоритной персоной. Широкий низкий необъятный пухлый крепыш с обветренным морщинистым красным лицом с на удивление гладко выбритым подбородком, с большим мясистым носом и кустистыми бровями, не обращая внимание на окружающих увлеченно, перевесившись через перила ограждения смотрел вниз, как будто что-то можно было разглядеть в этой мутной воде. Увлеченно сопя, он ловко орудуя толстыми пальцами, словно дирижёр, водил своей палочкой вдоль гранитной стенки набережной, пытаясь выудить нечто в безмолвной глади.
Я не выдержал и, подогретый алкоголем, решил сам нарушить социальную дистанцию:
- Что ловим?
- Разное. Что клюет. Тут и лещ есть и плотва, но это на любителя. У меня тут свой интерес вот! Ёршики тут!
-Да нафига тебе они?! Их коты даже не едят!
- Молодой человек! Хорошего матёрого ерша поймать, я вам скажу, это о-го-го, даже для такого профессионала как я.
- Чего его ловить? Червя на крючок! Крючок на дно! Он в заглот берет, даже подсекать не надо.
- Дилетант! Так каждый может! Андрей, ничего, что я обращаюсь к тебе так фамильярно? Так вот я о чём, Андрюша, ты на петельку ловить пробовал? А на интерес?
- Не понял? Откуда вы знаете как меня зовут? Ты кто?
- Много вопросов. Такому молодому образованному человеку не к лицу тыкать не знакомому сильно пожилому как я собеседнику. Давай присядем. И перестань пить это пойло! Что за мерзость разбавлять ординарный бренди мерзкой «Колой»?! Нельзя себя так не уважать!
Помню, как-то в Уруке, нас с Эдиком Инна напоила пивом, да всё спрашивала о смысле жизни. Инной правда её потом назвали. Эдик так укушался амброзии, что кроме как кричать «А ну нах» и «И-н-на» ничего не мог. Ты меня про смысл жизни не спрашивай, ладно? И душу я у тебя покупать не буду, не проси! Меня Пётр Ионин величают без батюшки, ибо имя его тайна великая.
Возьмём, к примеру, древних греков! Вот те умели пить! А нынче… Вот ты сидишь да горе заливаешь. Помогает? Вижу, что нет!
Тут он неожиданно перешёл на высокий слог:

Вино воспринимайте как лекарство,
К чему раздумьем сердце омрачать?
Вино – из всех лекарств лекарство,
Печаль унынья горечь разбавлять!

Умные были люди - и поговорить, и вообще! Знавал многих: Платона, Ксенофонта, Плутарха, Лукиана, Петрония, Эпикура. Последний был весьма себе философ, но бражничать и поснедать любил.
Как сейчас помню: «Вино – души людской зерцало!» А ты!?
Он коротко махнул рукой в мою сторону. А у него в животе булькнуло и зажурчало.
- Эх молодёжь, молодёжь…. Ничего не умеете! Ничего не понимаете, а потом, как всегда, вот, а его уже нет!
- Чего нет?
- Времени Андрюша. Времени! Для хорошего симпосиума нам третий нужен — вкушать амброзию и пить божественный нектар. Как говорил Плутарх: «Пить и пьянствовать – не одно и то же!». Понимание эстетики лёгкого расслабляющего опьянения говорит о благородстве личности, пьянство же – только для рабов и черни, как средство забыть на некоторое время тяготы жизни.
Философы считали застолье местом для умных бесед о важных вещах, там они предавались спорам и выяснению истины. Поэтому собеседников должно быть не менее трёх и не более девяти, чтобы было кому оценить рождение мысли – чудесный, божественный акт, способствующий проникновению в таинственный мир идей.
Как говорил мой друг Платон - эйдосы (идеи) первичны - они находятся в основе мироздания. То же можно сказать и об эйдосе вина – он первичен, а само материальное вино вторично.
Поэтому предлагаю метафизический акт перевода вторичного в первичное провести в более уединённом месте. Пройдём, там напротив замка есть место, в прохладной тени старых ив.
Ловко спрятав все свои рыбацкие принадлежности внутри одежды, отсвечивая голым загорелым пузом под коротковатой футболкой, он неспешно повёл меня через мост ближе к Петровской площади, туда где стоит новый памятник адмиралу Апраксину.
Не поверите, но этот старый чёрт меня уговорил. Я человек не склонный к спонтанным решениям из любопытства, пошёл за этим цыганом на пленэр. Тем более, что место там было ничем не хуже нынешнего и даже лучше.
Громада старого замка одновременно нависала и пронзала васильковое до жути небо. Мой новый знакомый ловко расставлял в углу под стеной равелина складной столик и два "взрослых" шезлонга.
- Присаживайся! Сегодня ты мой гость.
- Боюсь спросить, вы кто?
- Я инопланетянин.
- Тогда я ангел во плоти! Чем докажешь?
- В отпуске я. Скучно мне. Вот я на спор и ловлю всяких ёршиков. Место тут хорошее — уловистое.
Отвлекая меня от концентрации на ускользающих мыслях, он снова прочитал вирши к месту:

Замок полный мрачной силы
На яру среди пролива,
Возвышается паря,
Белой глыбой маяка.
Стены давят на скалу,
Башни смотрят на волну.
Ветра вой разбит на вихри —
Флюгера свистеть привыкли.
Словно шелом на донжоне
Купол с гранями зеленый.
День за днём проходит мимо —
Он стоит неколебимо.
Даже крик горластых чаек
Ото сна не пробуждает.

- Откуда? – я только и смог выдавить из себя, когда Пётр закончил декламировать стих и расставлять на столике нарезку из мясных деликатесов и сыров на тонком костяном фарфоре с изящными столовыми приборами.
- Не бери в голову! Из пространственного стазис кармана, конечно. А ты думал у меня там что, карликовый повар в тюбетейке? Пить что будешь? Крепкое или для души?
- Для души.
- Тогда угощу тебя прекрасным Бароло. Не погреба Скоруса, но, пожалуй, это будет к месту. Или тебе водки?
- Зачем?
- Водка ускоритель времени и эликсир телепортации. От нужного количества забудешь, где и как, а главное с кем.
- Не понимаю.
- Ты про удочку или про то, что я читаю твои мысли?
Не в силах воспроизвести от удивления образы в слова, я просто кивнул в знак согласия.
- Удочка эта, сколько себя помню, всегда была со мной. Вечная вещь из дерева гофер, теперь такого и не найти. Почему ты? Именно сегодня и сейчас? А почему нет?! Приятная беседа ещё никому не мешала жить. Идеальное место для созерцания удивительного природного явления бывает только здесь в этом мире, в этом месте. Мальтийский крест Авроры Бореалис в белую летнюю ночь - это надо видеть!
- А рыбалка?
- Что рыбалка?! Я своего ёршика уже поймал. Мир так устроен, по-всякому. Всему своё место и время. А у вас бардак от лени и наглости. Большинство молчит, а меньшинство… сам понимаешь. Менять нельзя, таково течение жизни.
Одни воруют, другие смотрят… и все несчастны… и всем всегда мало. Плюнь, и живи сам! И да, ты писатель, а не инженер! Вы тут все писатели. Пишете, а дела реального нет! Вся ваша внутренняя энергия и ресурсы уходят в пустоту. Морок на вас! И никто вам не поможет...
Грустно помолчав, он продолжил:
- Всё сами. Творение — это высший акт! Божественное откровение — самый важный и приятный процесс. Пока не повзрослеете, не поумнеете, так и будете копаться в себе, и искать смысл там, где его нет.
- А где он есть?
- Это самая главная тайна вселенной.

Тонкая грань ломается с хрустом.
Впереди пустота.
Не будем о грустном…

- Тогда зачем всё?
- Сейчас для удовольствия. Я тебе - ты мне! Приятная компания. Никто никому ничего не должен и, спасибо, я только что выиграл целый эрг.
- Это не честно!
- Это твоя точка зрения. Пойми, не существует правильных или не правильных мнений. Мнение либо есть, либо его нет. Мнение можно реализовать или не реализовать.
- Это обман!
Он с явной усмешкой игнорировал моё мнение:
- Спасибо ещё за один эрг! Андрей, несправедливость дает возможность сформулировать понятие добра, и отделить его от зла. Не хочешь терпеть - сопротивляйся! Не можешь один - объединяйся! Не видишь цели – ищи! Унылые мямли, так вам и надо! Будете сидеть и жалеть, что не попробовали.
Повторю тебе старые истины: «Дорогу осилит идущий» и «Под лежачий камень вода не течёт» Сам решай, вы русы или трусы?
И, пожалуйста, не надо меня сейчас бить!
Эта мысль только что возникла у меня:
- А что мне будет? Да ничего! Прилетают тут всякие. Лапшу простым землянам на уши вешают.
- Вот! Ты сам все правильно понял! - Вскочив на ноги, Пётр, смешно пружиня телом, отбежал от меня в сторону. - Не торопись! Логически подумай, о чём ты сейчас сказал?!
Сложные или не простые, почему у вас такая социальная дифференциация? И кто её ввёл? И для чего? Вы простые, они сложные - два противовеса. Вы простые, а они богатые. Вы бедные, а они сложные. Вам одним словосочетанием дали установку на бедность и нищету.
- Ай! Ай! - Закричал он, убегая от меня после моих пинков. – И! Ии…! И спасибо ещё за один эрг!
- Что такое эрг?
- Ай! - Он снова смешно подпрыгнул, уворачиваясь от моей ноги.
- Если тебе эрги, тогда что мне?
- Обмен! Предлагаю обмен! Что ты хочешь?
- Не знаю, а что есть?
- Спасибо ещё за один эрг! – Остановившись, тяжело дыша и хлюпая носом, поблагодарил меня Пётр.
- Что-то есть, а чего-то и нет. Хочешь кубок, как у Ликурга?! Любой формы и вида! Он тебе воду в вино будет превращать или в лекарство.
- Старый алкаш! А полезного ничего нет?
- Есть то же самое, но по желанию будешь все плохое забывать! Другого нельзя – лимит! Вы у нас стоите в запрете на передачу технологий. Только вещи для личного пользования.
- Что такое эрг?
- Единица эгрегора. Производная энергии жизни. Хочешь дополнительную функцию?
- Какую?
- Приворотную! Будешь угощать, кто после тебя из кубка выпьет, ну ты сам понимаешь, взрослый уже.
- Хочу всё! Только я вино не очень.
- Могу дать с настройкой на любой напиток. До ста напитков будет выдавать! Только воду успевай заливать! Хочешь?
- Хочу. Только все функции, чтобы мне, и самые лучшие напитки!
- Не вопрос! Прям сейчас и начнем дегустацию. Ты выбираешь, а я в каталог прошиваю. И спасибо ещё за один эрг. Какой хороший сегодня ёрш попался!
Мы пробовали. Я выбирал. Под небесную симфонию света он предложил выпить «Северное сияние». Видимо, я был не вполне адекватен, раз согласился на ёрш из двух равных частей водки и шампанского. Вот я олень! Правда, как он и обещал, — голова от выпитого не болит! Болит натруженное тело! Причем всё!
Проснулся я в середине следующего дня в гостинице «Дружба». Рядом, под одеялом, на ощупь лежало голое тело.
- Сволочь! Это как это я. Не помню... Бойтесь своих желаний.
Даже не хочу знать, кто там! Бонус оказался с подвохом. Не желая себя разочаровывать, я тихо собрался и вышел.
Что за жизнь кругом? И номер не мой! Я точно ничего не снимал.
Неспешно шагая на вокзал, я думал, что обязательно напишу этот рассказ. Неприятности всегда соседствуют с опрометчивостью. Сначала выпью горький напиток прозрения, а потом сладкого вина забвения и буду жить дальше, как жил.
Дома я поставил на приготовленное заранее место на стеклянной полке в серванте странный кубок с символикой Олимпиады 80, добавив ещё один бокал в свою коллекцию.
Чесались лопатки, а в старинном серебряном зеркале тускло отражался НИМБ — активированный нейронный индивидуальный модуль безопасности. Я подумал про себя:
- Может и вправду отдохнуть. Слетать куда-нибудь? Отпуск мне положен, я тут почти сидеральный год. «Хатор» без движения почти 7529 земных лет.
А морду я всё-таки Петру набил, а не будет нарушать запрет на прямой контакт с аборигенами! Начальство просит остаться ещё на один цикл. А надоело! Хотя в другом месте будет всё та же рутина…