Вера в чудо

Галчона
Костя бежал изо всех сил - так хотелось ему успеть до закрытия храма. И нет, нельзя сказать, что он был сильно верующим. Где-то внутри он сомневался, что Бог есть на самом деле: слишком много несчастий выпало на его долю за короткие 13 лет жизни. Но в храме он нашел возможность и выговориться, и согреться, и даже иногда удавалось сделать какую-то работу, пусть и за небольшую оплату.

На мальчика уже никто не обращал внимания. Костя покупал всегда три свечки и прятался в самый дальний угол зала, где висела небольшая и почему-то очень темная икона. Грустное лицо, большие, пронзительные глаза и какая-то тонкая, едва заметная и очень добрая улыбка. От нее всегда становилось теплее на душе.

Вот и сегодня Костя сел привычно на пол и рассказал своему Другу о том, что удалось еще немного заработать и о том, что завтра тоже будет работа. И это замечательно! Пообещал, что постарается выучить все пропущенные уроки и написать контрольные хотя бы на три. А лучше на четыре, чтобы не расстраивать маму. И еще о чем-то тихо просил, как всегда.

-Да где же она... Была же! - он хлопал по карманам в поисках зажигалки, но ее не было. - Сейчас, подожди, зажгу от других свечей!

Костя уже развернулся было, как перед ним возник незнакомец.

-Помочь? Держи. - Он протянул зажигалку.

-Спасибо.

Мальчик зажег свечи.

-Уже поздно. Мама не заругает, что ты еще не дома?

-Нет.

-А я тебя часто тут вижу. Я и сам часто тут бываю. У меня жена недавно умерла. Почти два месяца прошло. Дочка осталась. Чуть младше тебя. Но живет сейчас с моими родителями. Я ей никак сказать не могу, представляешь? Что мамы больше нет. А она спрашивает...

Костя молча слушал.

-Ты извини, что я тут разговорился так...Накипело просто, знаешь. И друзья вроде есть, и всё...А поговорить... - Мужчина вздохнул и замолчал.

-Да ничего. Только вы дочке скажите. Знаете, мы, дети, все чувствуем.

-А ты чего, не учишься? Извини, я немного услышал твой разговор.

-Сейчас нет. Некогда. Но я обещал: я к контрольным подготовлюсь, чтобы не отчислили. Ладно, извините, мне пора!

Мальчик выбежал из зала, но тут же остановился у раскрытых дверей: на улице лил дождь. Прохожие зябко ежились под зонтами, а те, кому повезло меньше, спешили через лужи до ближайшего укрытия.

-Вот тебе и начало ноября. - Мужчина остановился рядом. - У меня машина. Хочешь, довезу?

Костя посмотрел на незнакомца с недоверием.

-Не бойся. Меня тут все знают. Можешь даже у настоятеля храма спросить, если он тут еще. Я ни какой-нибудь похититель детей. Кстати, меня зовут Игорь.

-А меня Костя. Ладно...

Конечно, мама и учителя говорили много раз, что с незнакомцами нельзя разговаривать. А уж садиться в машину - это и подавно. Но почему-то Игорь вызывал доверие. Да и потом, подумал Костя, вряд ли плохие люди проводят вечера в церкви.

- Тут рядом, - сказал мальчик, удобно разместившись в кресле большой машины, - Садовая 25.

Дождь барабанил по крыше и лобовому стеклу и грозил превратиться в настоящий водопад.

-Спасибо! Прям тут остановите, первый подъезд мой. Спасибо огромное! Спасибо!

Не дожидаясь ответа Костя выпрыгнул из салона и в минуту скрылся за тяжелой деревянной дверью. Еще через несколько минут в окне на втором этаже зажегся свет. Только после этого Игорь двинулся с места.

****

Дождь лил несколько дней, а потом ударил мороз. И все покрылось какой-то необыкновенной ледяной коркой. Город преобразился и стал похож на один большой каток. Кто-то радовался, кто-то проклинал городские службы за то, что они не могут своевременно посыпать улицы реагентом, кто-то пророчил суровую и снежную зиму потому, что такая примета.

Костя сидел в своем углу молча, поджав колени, а по лицу текли большие обжигающие слезы. Сегодня он не говорил и не благодарил, и не делился никакими новостями. А просто сидел и плакал, стараясь не привлекать особого внимания.

-Эй, ты чего? - разадлся сзади знакомый голос.

Костя не обернулся, а лишь уткнулся лицом в колени. По содрагающейся спине и редким заглушенным всхлипам Игорь понял, что мальчик плачет.

-Ну,ну,приятель. Что случилось? - Мужчина сел рядом и приобнял мальчика за плечи. Тот не отвечал и никак не реагировал. - Знаешь, а я ведь послушал тебя тогда. Помнишь наш разговор? И тем же вечером рассказал дочке, что мама теперь на облаках...Что мама теперь ангел.

-И маая-маяя.. маяя мама то-же... сссккоро ссстанет ангелооомм... - И мальчик разразился новыми рыданиями.

-На, вот, попей, попей. Тише, тише. Успокойся. - Мужчина принс горячий шоколад и несколько сендвичей. - Попей. Слышишь? И поешь. А потом расскажешь.

Они сидели в машине напротив старого парка. В храме ребенка успокоить не удалось, поэтому Игорь забрал его на небольшую прогулку. Заодно купил горячей еды. Костя выпил напиток и неохотно откусил кусочек от сендвича.

-Так-то лучше. Рассказывай.

-Мама болеет. Очень. Сегодня доктор приезжал. Я на кухне был, но разговор слышал. Если очередь не сдвинется на операцию... Знаете, он когда уехал - мама сказала, что больше всего на свете хочет теперь Новый год со мной встретить. Как раньше: салатики, мандарины... И я понял.

-Подожди, подожди. А отец твой где?

Костя пожал плечами.

-Не знаю. Он ушел от нас. Пять лет назад. У мамы сердце. Там что-то с клапаном, что ли. Я не знаю. Она стоит на учете у нас в больнице и в очереди. Ей обещали, что в мае или июне ее черед подойдет. Раньше - никак, только платно. Вот я и работаю, как могу и где могу, чтобы накопить быстрее. А тут ей совсем плохо стало - ее в больницу забирали. Потом привезли. Потом доктор приходил с анализами. И всё...

-Ну а бабушки-дедушки?? Неужели помочь не могут?

-Родители отца с нами не общаются. Они почему-то всегда... были нам не рады. А другая бабушка живет далеко, под Кемерово. Она старенькая уже. Мама говорит, в прошлом году у нее инсульт был. Звонит иногда. Да только мама запретила что-либо ей говорить. Не хочет расстраивать. Боится...

Игорь молча смотрел в окно на прохожих, спешащих куда-то по своим делам. Все повторялось: тот же страх, то же ужасное чувство ожидания. Неизбежности. И какой-то чудовищный обратный отсчет.

Его жене рак дианостировали слишком поздно. Они бросили все силы на терапию и операцию, но в итоге столь резкое и активное вмесшательство лишь ухудшило ситуацию. Жена угасла за несколько месяцев. Он вдруг с новой остротой вспомнил, как сидел тем вечером у ее кровати и что-то рассказывал. Об их прошлом, о том, как они ездили в горы, катались на лыжах и мечтали, сидя вечером у костра, однажды сюда вернуться. И тем вечером Игорь пообещал ей, что как только все останется позади - они обязательно поедут. В тот маленький домик. Разожгут костер, будут ловить снежинки, лепить снеговиков и пить горячий шоколад из больших таких кружек. Он все говорил и говорил. А потом почувствовал, как она чуть сжала его пальцы. И по ее щеке покатилась блестящая усталая слеза. Она слабо улыбнулась. И... ушла.

Игорь отвернулся и незаметно вытер слезы. Он - взрослый мужчина, которому помогли пережить горе не только родители и друзья, но и психологи. А рядом - мальчик. Мама которого мечтает встретить Новый Год. Последний раз.

-Дядя Игорь. - Вдруг выпалил Костя. - Вы меня простите. Я Вас совсем не знаю. Но... Дайте мне немного денег. Я отработаю! Я клянусь! Я ...хотите, буду дома убираться, готовить, машину мыть, могу что-то носить, я вообще много чего могу. Но... Я хочу доучиться эту четверть,чтобы принести маме дневник с хорошими оценками. А еще хочу Новый Год -  хочу купить ее любимые духи, каких-нибудь вкусностей на стол, украсить комнату... Хочу... Понимаете...

Мальчик снова заплакал.

-Тише, тише, друг. Поехали, я тебя домой отвезу, поздно уже. Не будем волновать твою маму. Скажи мне лучше, ты имя доктора не запомнил случайно?

-Как же, запомнил. Он к нам часто ходит. Старичок такой. Зуев. Илья Владимирович.

-Понятно. Ну, не плачь. Не плачь. Все хорошо будет.

Игорь остановил машину у подъезда.

-Слушай,у меня сейчас с собой только это, - он протянул мальчику пару тысяч рублей, - держи. Нет-нет, держи! И возвращайся в школу. А я что-нибудь придумаю.

Мальчик вытер оставшиеся слезы и крепко обнял своего нового случайного знакомого.

-Спасибо, вы не думайте, я...

-Все, все. Давай потом. Встречаемся завтра. На том же месте!

****

Но ни завтра, ни послезавтра, ни через несколько дней Игорь не приехал. Костя с утра шел в школу, потом бежал домой, готоить маме обед и убираться дома, а потом - то в кафе (им нужны были часто разнорабочие - посуду помыть, что-то из магазинов принести, в зале убраться), то в магазин (там он убирался на складах и в подсобках, а после закрытия мыл полы), то в церковь.

Потом внезапно пришел декабрь. Он расцвел новогодними гирляндами и общей верой в какое-то обязательное и очень доброе чудо. Только Костя становился все молчаливие и угрюмее: мама уже не вставала и все больше спала. Доктор приходил теперь каждый день, ставил капельницу и делал какие-то важные уколы. Когда мама не спала, он садился рядом, клал голову ей на колени и чаще молчал. Иногда вспоминал, как они ездили к бабушке - долго-долго, на поезде. И как вкусно пахло в доме пирогами и растопленной печью. И как за рекой в лесу пели соловьи. А иногда мама вспоминала и молодость, и детство и какие-то общие и очень забавные моменты их жизни. И улыбалась. И сразу становилось так тепло и хорошо.

****

С утра разыгралась настоящая метель и Костя не пошел в школу. Он сидел на кухне с учебниками, когда в дверь несколько раз позвонили.

-Должно быть доктор, - сказал Костя больше самому себе и пошел открывать дверь.

-Ой, зд.. здравствуйте. - На пороге стоял Игорь. - Вы... мы... Я ...

-Привет, можно?

-Да, да, проходите.

-Кто там, Коть? - раздался слабый голос из комнаты.

-Это... Учитель зашел. Я забыл в школе... Там, это...

-Я занес новые учебники. - Быстро нашелся Игорь, сбрасывая на ходу заснеженное пальто и шапку. - Погода ужасная сегодня. Вы извините. Здравствуйте.

Женщина внимательно осмотрела незнакомца.

-Вы Костин учитель?

-Да, я только полгода как в школу пришел работать. Учитель... биологии.

-Ааа... Котя, поставь чайник.

Игорь осмотрел комнату: небольшая, чистая, со старой, но еще добротной мебелью. На подоконнике цветет несколько декабристов и фиалки. За слеклом навесной полке - ряд ярких и черно-белых фотографий.

-Вы извините, у нас не совсем чисто. Я...

-Нет-нет, все хорошо. У вас уютно.

-Спасибо. - Женщина улыбнулась и закрыла глаза. На столе среди каких-то книг лежала толстая медицинская карта. Игорь привычно октрыл ее и начал листать с самого начала. Ряд слов и цифр сложились во вполне знакомую картину. Костя принес чай.

-Нет, спасибо. Я на мнутку всего. Можно, я это возьму? - он показал на карту. - Я за ней и приехал.

Костя не очень понял, но кивнул.

Уже в дверях Игорь обернулся:

-Ты извини, друг, что я пропал. Не поверишь - отправили в тот же день срочно в командировку. А я и телефона не знаю твоего, чтобы предупредить. И ночью же я не приеду... Неудобно, как-то. Но ты не думай. Я твою просьбу помню. Держи вот, - он протянул плотный конверт, - маме обязательно нужно много бульона. И фрукты, и соки. Купи обязательно, хорошо?

Прежде чем Костя ответил, Игорь закрыл за собой дверь.

****
-Ало, Перович, дело есть. Ты сейчас свободен? Я заеду.

-Игорь? 20 минут и я буду один.

-Хорошо, я как раз в дороге.

В кабинете было тепло. За столом сидели двое. Мужчина постарше в небольших очках внимательно листал толстую медицинскую карту. Читая последние страницы и просматривая колонки цифр с анализами он нахмурился. Потом достал из ящика стола сигареты и закурил.

-Дело, брат.

Игорь молчал.

-Знакомая?

-Можно и так сказать.

-Не знаю, не знаю. Сложно все.

-Петрович, должок. Помнишь же.

Мужчина тяжело выдохнул и выпустил густой клубок дыма.

-Должок. Клади завтра. Анализы, все дела. Если все в пределах нормы - будем разбираться. Сам? Или Львовича поставить?

-Сам. Я сам. До Нового года сможем?

Петрович пожал плечами, глядя в колонку последних цифр.

-Я обещал. Новый год нужно встретить.

-Ну, раз нужно. Раз обещал.

****

Это была единственная палата из всей больницы, где нарядили елку. Большая зеленая красавица раскинула свои пушистые лапки, увешанные красивыми блестящии шарами. На небольшом столе стояли фрукты, аппетитное мясо, несколько салатов и свежие соки, а еще огромный торт и целая корзина сладостей.

-Торт я тоже сам испек. Дядя Игорь помогал! - Мальчик суетился, расставляя тарелки.

-Ты у меня молодец. Ты у меня настоящий и большой молодец, сынок. Спасибо.

С операции прошло уже две недели. Женщину перевели в общую палату и разрешили на особых условиях отметить Новый год. С сыном. И новым другом. Она шла на поправку очень быстро и никак не могла поверить в то, что случилось.

-Знаете, - сказала она после того, как куранты пробили 12, - а я ведь не верила. Все это так быстро свалилось, так сразу, так страшно. И я в минуты, когда могла, молилась о том, чтобы просто дожить. Дожить до Нового года. Чтобы услышать куранты и загадать счастье моему мальчику. Последнее счастье.

-Предлагаю перейти на ты. Я знаю. Я это чувство очень хорошо знаю. Как-нибудь расскажу.