Путевые заметки путешественника по Индии

Владимир Гаврилов 3
Владимир Гаврилов

Путевые заметки путешественника по Индии

(С января по июль 2020 года)

         
          Предисловие

          Моя мечта побывать в Индии осуществилась в самом начале 2020 года, когда я, закончив накануне хлопоты с оформлением визы, бронированием места в хостеле в Дели, сбором рюкзака, сел рано утром 6 января на экспресс Белгород – Москва и уже вечером рейсом казахской авиакомпании АйрАстана вылетел из Домодедово по маршруту Москва-Дели. Полет продолжался всю ночь с единственной пересадкой в Алма-Ате, а уже около 12 часов 7 января 2020 года мы приземлились в аэропорту имени Индиры Ганди в Дели.

          Глава 1.  Прибытие в Дели, аэропорт, метро Дели

          Индия встретила легким смогом, небо было в тучах, и было довольно прохладно для Индии, где-то около 14 градусов тепла. Причина была в том, что накануне, в самом начале января на Дели опустился сильный смог, такой плотный, что видимость на улицах была около 3 метров. И кроме этого, в столице в ночь на 3 января была зафиксирована самая низкая ночная температура за последние   150 лет наблюдений, всего + 8 градусов. Это ощущалась жителями как катастрофа и много бедных людей, которые жили на улице, просто замерзли и умерли.  Когда накануне отлета я смотрел на Youtube видео из Дели, решил на всякий случай купить маски от смога. Маски в Дели мне не пришлось использовать, поскольку смог ослабел, но зато они пригодились мне в будущем, когда мир охватила пандемия короновируса.

          Аэропорт имени Индиры Ганди

          Хотел бы сказать несколько слов об аэропорте имени Индиры Ганди. Это огромный суперсовременный аэропорт, очень красивый. Пройдя через зал прибытия, все мы, кто прилетел этим рейсом, двинулись длинным коридором через весь аэропорт к таможне. Этот коридор казался бесконечным, но, через определенные промежутки сбоку размещалась движущаяся дорожка, на которую можно было встать и ехать некоторое время. Приятное новшество для пассажиров, особенно пожилых. Наконец мы вышли в зал, где нужно было пройти таможенный контроль. Я заполнил таможенную декларацию и встал в очередь к стойке контроля. Когда подошла моя очередь, я предъявил чиновнику мой загранпаспорт, распечатанную заранее электронную визу и декларацию. Он строго посмотрел на меня, спросил на английском цель прибытия, и удовлетворившись моим ответом, шлепнул штамп в мой паспорт и сказал на прощание: - Welcome to India.

         И вот, наконец-то я в Индии. Когда я вышел из аэропорта, меня сразу же обступило множество таксистов, которые начали наперебой зазывать в свое такси, дергать за руки, спрашивая, куда мне надо. Я приготовился к такому напору заранее и, сказав, что я еду на метро, бодро двинулся в сторону станции метро, благо она располагалась в каких-то ста метрах от аэропорта. Надо сказать, что я еще дома хорошо подготовился к этому путешествию: изучил и распечатал схему метро в Дели, карту старого Дели с памятниками старины, которые я хотел осмотреть, карту сети железных дорог Индии. Я уже знал адрес моего хостела, где я заранее забронировал через сервис Booking.com место на 6 дней и ближайшую к нему станцию метро.
 
         Метро  Дели

         Захожу в метро, узнаю в кассе сколько стоит проезд до станции Nerhu Enclave, недалеко от которой расположен мой хостел, покупаю жетон за 50 рупий, прохожу контроль и спускаюсь на платформу. До нужной мне станции мне надо сделать два перехода с одной линии на другую, при этом надо покупать новый жетон. Надо сказать, что стоимость проезда в метро Дели зависит от количества станций, которые вы хотите проехать - чем больше, тем дороже. Вы называете кассиру станцию, до которой едете, а он объявляет стоимость проезда. Покупаешь жетон и проходишь к пункту контроля. Полицейский контроль обязателен. Вот такие правила  в метро Дели, поэтому поездки в метро обходятся  дороже, чем в Москве.
         
         Надо отметить, что метро в Дели самое современное и очень чистое(!). Строительство метрополитена началось 1 октября 1998 года, а ввели его в эксплуа-тацию уже в конце декабря 2002 года.  Первой подземной линией стала жёлтая линия, открытая 20 декабря 2004 года. Действующих станций метро на начало 2020 года – 253, длина сети составляет 347 км. Большинство линий метро располагаются над поверхностью земли, проходят на разных уровнях, и, переходя с одной линии на другую, ты просто поднимаешься пешком или на эскалаторе как бы с первого этажа на второй или на третий. Что еще привлекает внимание так это современные малошумные вагоны с кондиционерами, обилием информации для пассажиров, станции озвучивают на двух языках: хинди и английском. Над каждым выходом из вагона располагается световое табло, на котором отображается текущая станция и мигает следующая. Все это сделано, прежде всего для сельских жителей, чтобы они не терялись в современном большом городе. И еще, что поразило так это отсутствие людских толп  и давки. Хотя в первый день я ехал ближе к концу рабочего дня, толп на станциях не было, никакой давки при посадке и высадке из вагонов, все соблюдали спокойствие и вежливость. Не то, что в Москве в часы пик. И это несмотря на то, что население Дели превышает 20 миллионов человек.
 
         Люди в основном доброжелательны и отзывчивы, всегда готовы тебе помочь. Мне приходилось  много раз за время передвижений по Дели обращаться за помощью к жителям по поводу того, как добраться до того или иного места. И мне старались подробно объяснить, как лучше доехать до нужного мне места. Хотя индийский английский ужасный, поначалу я просто не понимал, что мне отвечают. Но, со временем привык и более-менее понимал индийцев. Хорошо говорит на английском молодежь в столице, которая либо учится в университете, либо уже окончила его. Поэтому в случае необходимости, я обращался за помощью к молодому человеку или девушке.

          Что еще запомнилось от метро Дели так это полицейский контроль и рентген для вещей при входе на платформу на каждой станции(!). Войдя в вестибюль метро и купив жетон, все подходят к выходу на платформу, кладут на транспортер все свои вещи, а мужчины должны снять с себя даже поясной ремень(!) и положить его на транспортер. Потом все по очереди проходят через рамку металлоискателя. Пройдя рамку, ты должен поднять руки и полицейский тебя тщательно прощупает с головы до ног. И уже после этого ты забираешь с ленты транспортера свои вещи и идешь на платформу. Так проверяют всех пассажиров метро без исключения, и мужчин и женщин (для женщин своя очередь) на входе. Мера вынужденная, принята в целях предотвращения террактов. Никто при досмотре не возмущается, все организовано четко и вся процедура проходит спокойно и быстро, хотя мне приходилось иногда стоять в очереди на досмотр порядка 10-15 минут. Когда едешь на метро и линия проходит на высоте  4-х или 5-ти этажного дома, любуешься панорамой малоэтажной частью Дели, уходящей к горизонту.

         Еще одна забавная деталь метро. На многих переходах с одной линии на другую, путь перехода отмечен на полу цветной краской босыми ногами, и ты просто идешь по этим следам на нужную платформу. Поскольку каждая линия имеет свой цвет (желтый, синий, оранжевый и т.д.), то, идя по отпечаткам этих цветных босых ног, просто невозможно заблудиться. Вот такое новшество я бы ввел и в московском метро, забавно и прикольно.
 
         Метро Дели имеет еще одну интересную особенность: вагон №1 в любом составе предназначен исключительно для женщин! Хотя никто не запрещает женщинам ездить и в других вагонах, что они и делают, особенно если путешествуют не поодиночке, а семьями.
 

(продолжение следует)