В Эдемском саду

Елена Майка
"Иегова Бог взял человека и поселил его в саду Эдем, чтобы он возделывал его и заботился о нём" (Бытие 2:15)

Те, кому приходилось  возделывать почву и заботиться о саде, тот знает, что эта работа требует и навыка, и знаний. Адаму  нужно было многому научиться, прежде чем выполнить назначение,  данное ему Богом: "Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, возделывайте её и господствуйте над морскими рыбами, над созданиями, летающими в небесах, и над всяким живым существом, которое передвигается по земле"(Бытие 1:28). Было ли  задание возделывать землю и заботиться о всех живых существах по силам Адаму? Ведь перед первым человеком, сотворенным Богом для вечной жизни на земле, лежала огромная планета, и её надо было наполнить, обжить и обустроить по образцу  Эдемского сада. Очевидно, что по силам, ибо в Библии сказано: "...Бог благословил их..." (Бытие 1:28). Что означает "заверил в любви и поддержке". Любовь - это мощная побуждаюшая сила. Сила, побуждающая действовать ва благо  того, кого любишь. Помните известное высказывание Конфуция: "Хочешь накормить человека один раз — дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь — научи его рыбачить". Адама надо было научить. Чему? Не только "рыбачить", то есть обеспечивать себя пропитанием. Адаму надо было научиться быть человеком.

У Адама была прекрасная возможность иметь много друзей-наставников -  духовных созданий. Ангелы участвовали в сотворении Земли и хорошо знали ее устройство. Все то, чего не знал Иов, мог узнать Адам, если бы благополучно закончил обучение в Эдемском саду. Каковы размеры земли и "Во что погружены её основания". "Где источники моря и что там, в глубинах  вод? Где путь к жилищу света? И где находится место темноты, где хранилища снега и хранилища града...Где путь, по которому распространяется свет и восточный ветер разносится по земле... Есть ли отец у дождя и кто рождает капли росы? Из чьего чрева выходит лёд и кто рождает небесный иней?"  Для Адама  знания об устройстве планеты  должны были  служить  базой  для    использования  земных  ресурсов к пользе  всех его потомков.

Что узнавал  Адам, обучаясь? Историю создания Земли -  все шесть условных дней творения. Строение планеты: ядро, мантия, тектонические плиты, почва...В будущем, когда потомки Адама населят землю, им пригодились бы эти знания при строительстве городов и коммуникаций. Обязательно изучать надо было то, что мы сейчас называем ботаникой, зоологией и этологией (наука о поведении животных). Практические работы: наблюдать за повадками и делать выводы, а после - приступать к делу, то есть приручать животных, делая их домашними. Надо ли   было  изучать эти науки основательно?  Но разве можно присматривать и ухаживать за всем земным хозяйством без осмысленной вовлеченности в процесс? Так действует любовь -  сила,  побуждающая  творить добро - через осмысленность и вовлеченность. Мог ли Иегова записать необходимую информацию Адаму на подкорку мозга, так, как мы переносим ее с чужого ПК на свою флешку?  Если бы так, то это означало бы лишить Адама радости открытия, радости познания.

Нужны ли были Адаму  сведения о космосе? Вполне возможно, что да. Звездное небо, помимо напоминания о величии Создателя, несло  сведения об ориентации на местности, в ситуации, когда под рукой нет ни навигатора, ни компаса. А их в Эдемском саду конечно же не было. Тем не менее Адам как хозяин, а не гость планеты, должен был  знать о ней всё. В частности, законы устройства Земли - физика и математика тут на первом месте. Химия не отстает. Законы и принципы взаимодействия тел и элементов надо было не только запомнить, но и понять, чтобы потом умело применить, расширяя учебную лабораторию, то есть пределы рая, на всю планету.

Да, еще вот  полезная наука - риторика. Адам позже даже стих сложил по случаю  знакомства с Евой. Учиться говорить красиво и понятно, вкладывая в свои слова смысл и чувства - это тоже урок, это тоже - быть человеком.

В Эдемском саду было изобилие всего необходимого для жизни. Природные ресурсы казались неисчерпаемыми, а продукты питания восстанавливались без усилий человека. В таких условиях очень важно  было научиться культуре потребления. Потому что с изобилием может справиться только культура - уважение к тому, чего  сам не создал и не очень хорошо пока знаешь. Это уважение к земле, к природе и к их Создателю, к тому, кто  дает жизнь и поддерживает ее. Культура потребления - это способность не нажираться, не пачкать, не ломать и не разрушать. Взять ровно столько сколько необходимо, а остальное не погубить, сохранить для других. Этой науке - культуре потребления - Иегова учил народ и в более позднее времена: не собирать манны более необходимого,  быть довольным тем, что имеешь и не желать себе великого.

Многие плоды и фрукты, зелень и коренья во времена Адама  были пригодны в пищу, но некоторые не пригодны. Вероятно, Адам хорошо усвоил эту разницу. В последствии у него не было бы возможности познавать на личном опыте то, что растения могут быть ядовитыми: за пределами рая он мог либо жить, либо умереть от пищевого отравления,  не оставив потомков. Обучаясь у Иеговы, Адам мог заниматься поиском вкуса. Вкуса не только еды. Вкуса во всем, что можно слышать, видеть, трогать. В целом, формированием собственного вкуса к жизни. В том числе и вкуса к пище. Плоды и фрукты, зелень и коренья  были совершенными и не требовали улучшения, если речь шла бы только о воспроизводстве вида. Но...кулинария - это  искусство извлечь из  недр семечка укропа или фенхеля  эфирные масла, ощутить их запах и горьковатый привкус, смолистый дух шалфея и сладковато-пряный или приторно-горький - перца, куркумы, бадьяна, базилика, гвоздики. Создать ореол запаха и вкуса. Творить, сочетая из известного, совершенно новое, высвободить вкус и аромат натурального продукта, сгустить и усилить его, бережно растирая травы и семена, выпустить на волю аромат и вдыхать его, или напротив,  удержать, закрепить, смешивая для этого с другими составляющими. Был ли знаком Адаму огонь? Возможно. Огонь ведь не только дает тепло телу  -  тепло огня, высвобождает вкус во всей его полноте. В кулинарном искусстве, к слову сказать, много общего с искусством получать радость от жизни: это искусство составить блюдо из различных компонентов,  приправив его травами и радостью.

Иегова дал человеку подарок - мыслительные способности  и обучал, как  этим подарком пользоваться. После того, как Адам  разобрался с науками о природе, можно  было переходить к социальным  наукам, то есть наукам общения. Ведь уже появилась Ева. С ней надо было сотрудничать и договариваться, а это означало быть тонким психологом.

Расписание и нагрузка? Я думаю, что обучение проходило очень насыщенно, плотно, без выходных. Мозгу не нужны каникулы. Мозг отдыхает переключаясь.

Отношения между  учеником и учителем. В каком случае эти отношения крепкие и хорошие? Только лишь в том, если  ученику интересно, и его глаза горят жаждой познания. Если же ученик ленив и все время норовит сбежать "на пляж", то интерес учителя к нему скорее всего скоро ослабеет. Им обоим станет скучно. Скучно обоим, если нет результата, если нет  сотрудничества.

Какие у нас отношения с Богом? Хотим ли мы у него учиться? Учиться чему? Как и прежде - учиться быть человеком. Человеком, созданным по образу и подобию своего Бога.