Быть депутатом

Валадар Шушкевич
ЛИЧНЫЕ МЕМУАРЫ О КРАСНОЙ ЭРЕ (128)
С фотоиллюстрациями смотреть здесь:
https://blukach.by/post/1797


 Во второй половине 70-х годов в районном объединении «Сельхозтехника» меня поставили на должность инженера-контролёра с дополнительной нагрузкой возглавить комсомол и спорт организации. Я не просто добровольно согласился на очевидные хлопоты, а даже сам напросился на такое почётное дело. В результате стал уважаемым человеком в трёхсотенном коллективе.

 Отделом кадров и партийной организацией руководил муж моей двоюродной тётки Владимир Благодиров. Он всюду выдвигал родственника. Не без его помощи меня назначили кандидатом в депутаты Лепельского городского Совета. На выборах за мою кандидатуру проголосовали, как полагалось, 99,9 процента лепельцев моего избирательного округа. В него вошли приозёрные улицы Красноармейская и Пионерская.

  Я даже не знал, где они находятся. Да этого и не требовалось. В обязанности депутата входило посещение сессий городского Совета. Ждал их с нетерпением, поскольку заседание длилось несколько часов, а с работы можно было сорваться на весь день. Голосовал за всё, что предлагалось, не вникая в сущность вопроса. Не думаю, что когда-нибудь проголосовал против.

 Однажды затребовали изложить на сессии деятельность «Сельхозтехники». Инженер по труду и зарплате Леонид Смирнов написал мне статистическое обоснование. Я успешно зачитал его на сессии.

 Через какой-то период депутатской бездеятельности горисполком обязал меня провести встречу с жителями моего избирательного округа и составить отчёт с наказами избирателей. Я серьёзно взялся за дело. Узнал, где находятся улицы Красноармейская с Пионерской, в горисполкоме разведал телефон уличкома. С ним вместе определили день и время встречи. А как зимой через весь город добраться туда, если в выходной день редкий городской автобус вообще не ходит? Но для молодого мужика три километра расстояние плёвое.

 Пригласил с собой кума-собутыльника Виталика Гридюшко. Вдвоём стали на лыжи и успешно пришли к избирателям.

 Встреча проходила в условленном старом доме по Красноармейской. В каком конкретно, забыл.

  Людей было много. Я что-то говорил о деятельности горсовета в пользу населению. Предложил высказывать местные проблемы, о которых сообщу в горсовет. Там они будут изучены и обязательно решены.

 Вопросов было поднято столько, что я еле успевал фиксировать. Порассуждал над возможностями их устранения. Поддатый Виталик, которого представил своим помощником, к месту предлагал пути решения сложившихся ситуаций. На заключение представителей власти пригласили за коллективный стол. Хорошо угостили.

 Несколько дней добросовестно составлял отчёт о встрече с избирателями. Когда принёс его секретарю горсовета Шарлаю, тот быстро пролистал скреплённую кипу бумаг и похвалил:

 - Вот это настоящий отчёт. Видно, что депутат потрудился на совесть.

 Я был горд своей значимостью. Больше никогда не виделся со своими избирателями. Ибо понял, что мой отчёт вряд ли кто серьёзно разбирал, и вряд ли были выполнены наказы избирателей. И когда меня выбрали депутатом по тому же округу во второй раз, уже на встречу с избирателями не пошёл, поскольку в черновом варианте имел их фамилии и наказы. Потому лишь их переписал в сокращённом варианте и более общо. На этот раз Шарлай меня не хвалил, а лишь коротко определил мою деятельность одним словом:

 - Хорошо.

 Вот пишу и вспоминаю эпизоды из своей депутатской деятельности. Размышляю: а бесплатным ли был проезд депутатам на почти отсутствующих городских автобусах, или это мне лишь мерещится? Но два случая помнятся отчётливо.

 Позвали меня жители моей улицы Партизанской Филимончики на опись имущества. Не хотел влезать в семейные распри и позвонил в горсовет Шарлаю: обязан ли вмешиваться, если являюсь депутатом от иного избирательного округа? Тот ответил, что депутат должен решать вопросы и по месту жительства.

 Пришёл к скандалистам. Ругаются между собой. Каждый вытаскивает из шкафа вещи, которые, на его взгляд, должны быть включены в опись. Второй посылает оппонента подальше и орёт, что это подарила его мама, а потому разделу не подлежит. Соображаю объяснять, что всего лишь составляю опись имущества, а делить его будет суд. Не помогает.

 В общем, намучился с описью здорово. Потом до конца депутатства рассказывал, до чего неблагодарна бесплатная общественная нагрузка. И зарёкся когда-нибудь снова баллотироваться.

 Второй случай - уже в пользу положения народного избранника. Пришлось ночевать в гостинице города Городка. Там оказался мой лепельский друг Лёнька Разумов. Скорешились. По давней дружбе решили отметить встречу в моём номере. Официально зарегистрировали его посещение на ресепшн. И заголливудили. После 22-х часов в дверь начала ломиться ресепшенка: гость должен уйти, поскольку посещение постояльцев разрешено до 23 часов. Мы не открыли. Через некоторое время раздаётся более настойчивый стук: милиция. Впускаю. Требуют документы. Показываю красное удостоверение депутата. Тон обращения меняется. Спрашивают, почему не открыли администрации. Отвечаю, что пребывание гостей разрешено до 23 часов, потому гость имеет полное право находиться у постояльца ещё 14 минут. Окидывают взглядом бедно сервированный стол, смотрят на депутатское удостоверение, возвращают его и напоминают, что к 23-м часам гость должен уйти. Обещаю. Уходят. А в нужное время покидает номер и Лёнька. Утром ресепшенка скажет, что меня выручила «красная книжка», иначе не миновать бы дебоширам оформления протокола. Но мы ведь и не дебоширили, а пили молча.

 Данное себе обещание никогда не баллотироваться в депутаты я нарушил через, примерно, десятилетие. Полез в кандидаты в депутаты уже Верховного Совета БССР. Против моей кандидатуры тогда восстала главная верхушка руководства района в лице первого секретаря районного комитета коммунистической партии Ивана Шаколо. Но об этом я уже писал воспоминание. Вкратце напомню: победили оба. Он не допустил моего выдвижения в кандидаты, а я не допустил его выдвижения в кандидаты. Оба остались квиты.


28 декабря 2020 года.