Два типичных заблуждения о заповедях христа и мора

Ольга Соина
Владимир Сабиров

ДВА ТИПИЧНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЯ О ЗАПОВЕДЯХ ХРИСТА И МОРАЛЬНОГО КОДЕКСА СТРОИТЕЛЯ КОММУНИЗМА

Когда я задаю своим слушателям вопрос: «Какие заповеди Христа вы знаете?», то подавляющее большинство из них дружно начинают перечислять: «Не убий, не укради, не прелюбодействуй…». Однако эти заповеди дал людям не Христос, а Моисей в своем знаменитом декалоге в книге «Исход» (Гл. 20). Если быть предельно точным, то заповеди Моисея полностью звучат так:
«1.Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене (кроме Меня).
2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика (что) в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли (не произноси) имене Господа Бога твоего всуе (напрасно).
4. Помни день субботний, еже святити (чтобы святить) его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый — суббота Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетет будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна (не произноси ложного свидетельства на ближнего своего).
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть бляжняго твоего».

Было бы серьезной ошибкой полагать, что Христос отвергает эти заповеди. В знаменитой Нагорной проповеди Он твердо возглашает: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.; 5,17).  Однако Сам Спаситель также дает людям заповеди. В Евангелии от Матфея читаем:
« И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Сразу хотелось бы подчеркнуть, что в отличие от Моисея Христос дает людям не столько мораль-ные заповеди, сколько духовные, направленные не на то, чтобы человек вел порядочную жизнь (т.е. подчинялся порядку падшего мира), а на то, чтобы радикально преобразил свою жизнь, обожился, стяжал вечную жизнь во Христе.
Заповеди любви, данные Христом в общей форме, уточнил и детализировал в своем послании апо-стол Павел.

Из первого послания к Коринфянам свт. Апостола Павла
Глава 13
1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.
3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Упомяну также о втором очень распространенном заблуждении, суть которого заключается в отождествлении заповедей христианства с моральным кодексом строителя коммунизма, который ниже и привожу в полном виде.

Моральный кодекс строителя коммунизма.
1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.
4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.
5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.
6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.
8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.
9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.
11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.
12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.
В итоге получается, что тождество заповедей христианства и морального кодекса строителя комму-низма есть ничто иное как утверждение людей невежественных, религиозно непросвещенных и плохо знающих программные документы КПСС.
Можно утверждать только о некотором сходстве между заповедями Моисея и моральным кодексом строителя коммунизма. Оба эти документа построены на основаниях законнической морали. Оба они задают некоторые нормы и императивы, общеобязательные для всех людей, точнее, для определен-ного круга людей: в одном случае – для древнееврейского народа, в другом случае – для трудящих-ся масс.
Отличительная особенность заповедей любви, полученных нами от Христа, заключается в том, что они персонифицированы и обращены к каждому конкретному человеку, независимо от его расы, эт-нического происхождения, пола, социального положения и т.д.. В этом плане мы согласимся с Н.А. Бердяевым, который утверждал: ««Христианство не знает нравственных норм, отвлеченных, обязательных для всех и всегда. И потому всякая нравственная задача для христианства есть неповторимо индивидуальная задача, а не механическое исполнение нормы, данной раз и навсегда. Так и должно быть, если человек, живое существо выше «субботы», отвлеченной идеи добра. Тогда всякий нрав-ственный акт должен быть основан на бесконечном внимании к человеку, от которого он исходит, и к человеку, на которого он направлен.  Евангельская этика искупления и благодати прямо противоположна формуле Канта: нельзя поступать так, чтобы это стало максимой поведения для всех и всегда, поступать можно только индивидуально, и всякий другой должен иначе поступать».
Я сказал это и тем самым облегчил свою душу.