Ба-Бах

Василий Рылов
В далеком 1955 году мы еще жили в поселке Диваевск в старой избе, постройки тридцатых годов. В нашей избе была всего одна большая комната с полатями (деревянными настилами), сооруженными под потолком между стеной избы и русской печью.  На полатях могли спать несколько человек. Под окнами дома был небольшой палисадник, росли две пушистые березки и большой куст черемухи, когда он расцветал в мае, то было ощущение снежной горки. Прошедшей зимой мне исполнилось шесть лет, я с нетерпением ждал первого сентября, чтобы с ровесниками пойти в первый класс, еще не зная, что в школу меня не примут из за того, что я посмел родиться позднее на четыре месяца.
Рядом с нами жила большая семья Вишняковых, у них было четыре девчонки. На границе участков стоял длинный сарай соседей с двускатной крышей, обращенный одним скатом к нам. Бывало залезут девчонки на крышу сарая и начинают дразниться: "Черкосый, чернокосый!" Я и правда был чернокожим, так как постоянно ходил без майки. А я, так важно прохаживаясь по двору отвечал: "Лисачи, вы, лисачи!" - поскольку они все были рыжими. Мне помогал наш пес Тунгус, сидящий на цепи и гавкающий на них. В общем совместными усилиями мы от лисачей отбивались.
  Вчера приехал мой брат по маме, Анатолий, Братка, как я его звал, на летние каникулы. Я был очень этому рад. Братка был для меня непререкаемым авторитетом. Он был старше меня на тринадцать лет, учился в горном училище города Осинники на подземного электрослесаря. Когда он появлялся в доме,  я ходил за ним, как нитка за иголочкой. Он был заядлым охотником и рыболовом и всегда брал меня с собою в тайгу или на рыбалку. Это было такое счастье - иметь такого брата! Летом, я с Браткой,   спал в сенях на самодельной большой деревянной кровати. Он рассказывал мне сказки, различные истории из жизни и прочитанных книг.
Хозяйство у нас было как у всех, небольшое - корова, теленок, поросенок, несколько овец и десяток кур. Так как жители поселка работали в артели, то их автоматически причислили по существовавшим тогда законам, к городским жителям, фактически проживающим в глухой тайге. За лишних животных в хозяйстве накладывали штраф и налог. Коммунисты очень боялись, что народ разбогатеет. Весной мама садила курицу высиживать яйца. Появлялись цыплята, желтенькие такие комочки. И вот этим летом одна ворона повадилась таскать цыплят. Надо сказать, что вороны очень умные птицы. Когда я, уже позднее, учился в школе, то наткнулся в библиотеке на старые журналы "Лесная газета" в которых все было про природу, охоту, рыбалку. Мне так нравились эти журналы. Однажды я прочитал в одном журнале рассказ охотника про то, что ворона умеет считать до восьми. У него (охотника) ворона тоже повадилась таскать цыплят. Он решил сделать засаду, прошел с ружьем в баню, из окошка которой можно было стрелять по подлетевшей вороне. Но ворона и не думала подлетать, а сидела вне зоны поражения. Охотник вышел из бани, прошел в дом и вместе с женой прошли в баню, а жена вернулась в дом, оставив охотника в бане. Ворона, как сидела, так и сидит, не подлетая к цыплятам.  Получается, что ворона умеет считать, подумал охотник. Интересно, до какого количества? Далее начался эксперимент: прошли в баню трое, вернулись двое, ворона сидит, ну и так далее...Только когда в баню прошло девять человек, а вернулось восемь, ворона подлетела к цыплятам и была убита охотником. Вот поэтому охотник и сделал вывод, что ворона умеет считать до восьми.
Вернемся к нашим цыплятам. Мама попросила Анатолия убить ворону, которая таскает цыплят. И вот мы с утра караулим ворону. В сенях, справа от двери было небольшое оконце, без стекла. В него можно было просунуть ружье и стрелять. Братка приготовил ружье для стрельбы и лег на кровать в сенях, а я выглядывал в оконце, ожидая прилета вороны, и она прилетела, сев на забор напротив нас. Тихонько позвал брата, он просунул осторожно ствол ружья в оконце и стал целиться в ворону. Я стоял рядом, справа от него, ба-бах! Что-то ударило меня в грудь и я потерял сознание. Сколько времени я пробыл без сознания не знаю, очнулся на койке в избе, в ушах шум, слышу кто-то плачет...открыл глаза - мама! Увидев, что я зашевелился и открыл глаза, прошептала: "Слава тебе, Господи, живой!" В области груди было больно, приподняв рубашку увидел большое красное пятно, которое позднее стало огромным синяком. Вставать с постели мама не разрешала, пришлось проваляться часа два или три, встал, слегка закружилась голова, присел, посидел немного и пошел на свежий воздух. Так что же случилось? А дело было так :
В то время боеприпасы охотники снаряжали сами - патроны были латунными, вытаскивали шилом старый капсуль, садили новый, отмеряли меркой дозу пороха и высыпали в патрон, загоняли пыж и насыпали мерку дроби или картечи, снова загоняли пыж и боеприпас готов.  До недавнего времени пользовались дымным порохом, все к нему привыкли, в том числе и Братка. А в этот раз он купил в Осинниках новый порох, так называемый - бездымный, имеющий совершенно другие свойства, более мощный и выделяющий меньшее количество дыма при выстреле (отсюда и название - бездымный). О новых свойствах пороха брата в магазине не предупредили, а он, видимо, не поинтересовался и когда снаряжал патроны, засыпал такую же дозу пороха, как дымного, а нужно было в два раза меньше. При выстреле ствол ружья разорвало, цевьё с приклада сорвало и оно ударила мне плашмя в грудь,  хорошо, что плашмя. К счастью, Анатолий никаких повреждений не получил.
А в ворону он все таки попал!