Эх, баня, баня, баня!

Василий Храмцов
ЭХ, БАНЯ, БАНЯ, БАНЯ!
Как вкусно пел про баню великий артист Михаил Евдокимов, мой земляк! «Эх, баня, баня, баня, малиновый ты жар!» «Ах, русcкая ты, баня, да разгони печаль!» Мне понятен его восторг! Я большой любитель попариться.

В молодости, попадая в экстремальные ситуации, мы стремимся проверить себя на крепость и устойчивость, узнать, на что  способен. Лично я сознательно, а иногда и подсознательно, испытывал себя в самых разных условиях.  Однажды умышленно трое суток не спал. Мог бы и дольше, да побоялся изменения сознания: как бы чего не натворить!  Пробегал под идущим железнодорожным составом. Перепрыгивал с дерева на дерева на тридцатиметровой высоте. Парился в бане при температуре… но об этом отдельно. Много чего было.

В детстве я боялся жара в русской бане. Когда отец парился, я спасался на нижней полке или даже на полу. И уже знал, какую высокую  температуру может выдержать человек!

И вот я взрослый, служу в армии на Дальнем Востоке в особой воинской части, в которой всего двадцать человек солдат и два офицера. Здесь есть рубленная русская баня. Каждую субботу мы натапливаем ее и паримся дубовыми вениками.

Мы все из разных уголков СССР. И баня сортирует нас на сибиряков и прочих. Поддаем жару и начинаем обмахиваться вениками, привыкая к температуре. Тело уже блестит от пота и требует массажа! Похлопываем себя вениками сначала легонько, потом все плотнее. Уже чуть ли не малиновые! Пора добавить температуры! Плещем на каменку водой. Ох, как здорово! Припекает уши! Я надеваю на голову пилотку, а на руки - варежки. С верхней полки парни спускаются ниже. Еще поддаем! Нас осталось двое. Еще поддаем! Напарник тоже сдается. А я все парюсь! Не для хвастовства или рекорда – для удовольствия! Это же такой массаж! После такой бани тело как невесомое. Космическое ощущение!   

Баня – на краю дубовой рощи и на берегу речки. Я прыгаю в воду. За мной – двое или трое. Резкая перемена температуры - это какой-то невероятный восторг! От удовольствия что-то выкрикиваешь и хохочешь! К осени вода все холоднее, ощущение все острее. Желающих прыгнуть в воду все меньше. Вот уже я опять один. Выпал снег – катаюсь в сугробе. Хорошо! Спасибо армейской бане! Никогда ее не забуду. Три года в ней парился!

И вот я на гражданке. В городской бане в Алейске. Все то же самое, что в русской бане, только в увеличенном масштабе. Полок более вместительный, паримся группой. Так же постепенно добавляем жару. И так же скатываются и скатываются с верхней полки. Остаемся двое или трое. Нет, не соревнуемся, а паримся в свое удовольствие. И прекращаем прорабатывать свое тело почти одновременно. Выходим в помывочный зал. Обливаемся холодной водой. Увидел меня сослуживец, такого розового, оживленного и довольного, и восхитился:

- Вот это да! И я пошел! – Хороший пример заразителен!

Позднее мне довелось париться в банях еще трех райцентров Алтая и Новосибирской области. Они как стандартные. В каждой температуру можно поднять до максимума. И мне казалось, что такие бани есть всюду, на всем белом свете! Но…

Волею судьбы оказался я в райцентре на Украине, в той ее части, что граничит с Молдавией. Прихожу в баню. А там – только душевые, парной нет… Семь лет маялся без парной. Уговаривал директора быткомбината построить настоящую баню. Он не согласился, уверенный, что париться будет некому.

И вот я живу в Измаиле, городе русской славы! Наконец-то - есть здесь  шикарная парная! И веники березовые у банщика!  Захожу, как всегда, с шайкой теплой воды. Когда рукам без варежек невтерпеж, их суют в теплую, а не в холодную воду. На меня зашикали: с водой нельзя, влажность повысится! Очень смешно! А парная – почти что зал! Огромная! Сидят мужики на сухом полке, все без веников. Греются! Воздух в парной прозрачный. С веником здесь делать нечего. Также и с водой. Жду, может любители жара появится?

Пришел один. Важный, как профессор. Принес ароматные травы. Открыл вентиль, добавил пару. Стало теплее, как если бы детей парить. И всё! Я попробовал завладеть вентилем - стали  ругаться.

С годами я изучил особенности местной бани. Ходил ближе к закрытию и никого не слушал. Но желаемой температуры ни разу не добиться: объем парной очень большой. А местным мужчинам вполне хватало. Они, выйдя из парной, подолгу лежали на топчанах, укрывшись простыней. Пили пиво, возвращались посидеть в тепле. Ловили кайф.

А потом пришел капитализм. Баню приватизировали. Хозяин не захотел содержать парную, оставил только душевые. Очереди образовались. А душ неплохо дома принимать!

Теперь я живу в Подмосковье. Сын решил побаловать меня среди зимы. Темным вечером мы долго ехали и очутились на берегу водоема. Спустились на лед, а там, на льду, семейная баня! Предприимчивый человек соорудил ее на плоту и сдает желающим за деньги. Тоже – капитализм, предприимчивость, прибыль! Маленькое уютное помещение: крошечный зал и еще меньше - парная. Но такая жаркая! Париться можно сколько угодно. Ополоснуться разрешается. Но мыться с мылом и шампунем нельзя! Водоем все-таки! Веника у нас не было. Посидели в жаркой парной, пропотели. Вижу, что сын тяготеет к парной. Гены! Облились, и хорошо! Спасибо и на том!

Теперь уже не до поездок в баню: инсульт. Спасибо, что по комнате и по двору ходить позволяет.

Вот так! Пройден славный путь от бани в детстве, от апогея в парной и ныряния в снег - до бани на льду в старости. Сын решил построить баню у себя в доме. Но только парное отделение. Котел уже приобрел. Придется подождать. Буду ждать и жить! Какая же баня без сибиряка? Надеюсь еще попариться в удовольствие! Пишу вот, а тело аж вздрагивает от нетерпения! Ждет парной и веника! Обязательно дождется! Уже в следующем году.