Атлантида в Ливии

Олег Гуцуляк
1.

Согласно эвгемерической традиции объяснения мифологии, братья-близнецы Атлант и Геспер жили в ливийской земле Гесперития (др.-греч. "Вечерняя"). Одним из их занятий является разведение овец – мирная деятельность простых смертных людей (Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека» IV 27). В некоторых источниках утверждается, что Атлант был ливийцем, построившим первый корабль и плававшим на нём (Климент, «Строматы» I 75, 3). В «Схолиях к Эсхилу» ливиец Атлант соперничает за открытие астрологии и годового цикла с безымянным «царем Аркадов» (Scholia in Aeshilym 438.9).

Как сообщает римский грамматик Мавр Сервий Гонорат (конец IV в. н.э.), царь Атлант (rex) был «сведующий в астрологии, ведь и Геркулеса научил», а ведь ориентация по звёздам особенно важна для мореплавания. Сервий описывает культурные подвиги царя Атланта подробно: «Говорят, что Атлант – сын Иапета, рожденный в Африке, который год разделил по временам, и первый движение планет и небесных светил описал, и законы природы. О нем говорят, что он небо держит. Говорят, что он научил своего внука Меркурия и Геркулеса» (Servii in Vergilii Aeneidos libros commentarii, IV.427-435).

То же самое повторяет древнегречески историк Диодор Сицилийский (90 — 30 гг. до н. э.): «он точно исследовал астрологию и первый принес людям учение о сфере и изобрел карту (чертеж) сферы (звездного неба). По этой причине о нем пошла молва, что весь космос держится на плечах Атланта, или о том, что Атлант держит небо» (Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека» ІІІ 60,3).

«… Схолиаст Гомера рассказывает об Атланте как «о муже мудреце (aner sofos), который первый поведал знания по астрологии; предсказывает он и ветры (бури) и перемены звезд и закаты. Существовало предание, что он несет на себе космос –  emutheuthe ferein uf eauton ton kosmon». В Схолиях к Гесиоду мы встречаем эпитет Атланта, выражающий его ученость, мудрость, интеллектуальное превосходство - mathematikotatos - самый сведующий в науках: «Был и некий Ливиец, муж самый сведующий в науках (aner mathematikotatos), по имени Атлант, о котором существовало предание, что он небо держит –  emutheuthe ton ouranon echein – по причине того, что он самый лучший (aristos) в астрологии». Атлант у Павсания представлен как «исследующий то, что находится под землей, и то, что совершается на небе. Это дало повод Гомеру сказать о нем: «дочь Атланта гибельного, который знает бездны всего моря, держит он колонны огромные, которые небо и землю по краям удерживают» … Атлант фигурирует в античных источниках и как человек, который стоит у истоков науки философии. Это еще один аспект разнообразной мирной деятельности Атланта…  «Охос – философ у Финикийцев, Замолксис у Фракийцев, Атлант у Ливийцев». В позднем предании Атлант может быть представлен и как изобретатель какого-либо искусства. Подобную трактовку древнего эпического образа встречаем в эпосе Вергилия «Энеида». Атлант у Вергилия – музыкант... Нам представляется, что музыкальное искусство Атланта у Вергилия – это реминисценция древнего мифологического мотива о родстве Атланта со звонкоголосыми Гесперидами (Геспериды – дочери Атланта, у них общая географическая локализация, связь с дальним западом). Вспомним, что эпитет Гесперид у Гесиода – ligufonos – «со звонким голосом, звонкоголосые». Этот эпитет, вероятно, выражает в древнем предании музыкальную одаренность дочерей Атланта, представляет их как певиц, наделенных звонкими, сильными голосами. Иопас, играя на кифаре, воспевает те явления, первооткрывателем которых считался в позднем эпосе Атлант – небесные светила и законы их движения, а также происхождение человека, созвездий (Гиады и Арктур), различных природных явлений, стихий, животных. Иными словами, Атлант научил Иопаса понимать законы природы, и движения небесных светил и планет, научил их прославлять, воспевать в музыке – открыл ему красоту, мудрость, гармонию, разумное устройство и предназначение мира и человека. Атлант наделен у Вергилия в соответствии с древней эпической традицией эпитетом «величайший» – maximus. «Величайший» – это эпитет древнего бога, Титана Атланта» [Крайко Ю.В. Античный миф об Атланте и Атлантиде: опыт фольклористического рассмотрения : дисс. … канд. филолог. наук  // http://studopedia.org/11-61854.html].


2.

Геродот в своей знаменитой «Истории» (примерно в 460 г. до н.э., т.е. за сто лет до Платона), писал о каких-то атлантах, живущих именно в Северной Африке: «… К этому соленому озеру (Тритон) прилегает гора, которая называется Атлас. Она узка и со всех сторон закруглена и так высока, что ее вершину не видно, так как она всегда окутана туманом, и летом и зимой. Местные жители говорят, что она упирается в небо. От нее получили название и местные жители, которых называют атлантами. Говорят, что они не едят ничего живого и не видят никаких снов» (Геродот, «История», IV, 184).

Вергилий (70 г. до н.э. – 19 г. до н.э.), который любил истолковывать греческие имена, перевел имя Атлант как Durus «твёрдый, выносливый» («Atlantis duri»; Aeneid IV.247), сопоставив его с греческим словом ;;;;;; «терпеть, выносить» [Robert W. Cruttwell. Virgil, Aeneid, iv. 247: 'Atlantis Duri' // The Classical Review. – 59.1 (May 1945). – P. 11] и с ремаркой Страбона (64 г. до н.э. – 24 г. н.э.) о том, что автентичным североафриканским названием горы Атлас было «Douris» (Страбон, 17,3), происходящее, вероятно, из берберского adrar «гора» [George Doig. Vergil's Art and the Greek Languag // The Classical Journal. – 64.1 (October 1968, pp. 1-6). – P.2].

Овидий (43 до н. э. – 17 или 18 год н. э.) сохранил миф об африканском царе (rex) Атланте, сыне Иапета.  Он «превосходит всех людей огромным телом» (hominum cunctos ingenti corpore praestans) (Диодор Сицилийский, «Историческая библиотека» IV 27)  и отказал в гостеприимстве Персею, который за это с помощью головы Горгоны Медузы обратил его в гору («Метаморфозы», IV, 604-662). Под последней ныне понимаются Атласские горы Северо-Западной Африки. Сами Атласские горы простираются вдоль всего Магриба от Туниса через Алжир до атлантического побережья Марокко. Наивысшая точка – гора Тубкаль (4167 м), находится на юго-западе Марокко (около 60 км к югу от города Марракеш).

Как известно, покровительницей Персея, сына Зевса и Данаи, была Афина, что вызывает в памяти параллель к противостоянию Атлантиды и Афин.

3.

Но существует также картографическая традиция XVI-XVII вв., которая помещает «атлантов» Геродота на востоке современной Ливии, где-то в районе горного плато Тибести, расположенного преимущественно на севере Чада и частично на юге Ливии [Архипов А. Атланты до Платона: Ливийский адрес // РОИПА. – 2020. – 21 дек. – https://www.youtube.com/watch?v=MOsC_eSsiDM].

Известно, что высшей точкой Ливии (2267 м) является гора Бикку-Битти (;Bikku Bitti, Bette Peak) на отроге Дохон (Dohon) нагорья Тибести.

Но самая высокая точка нагорья Тибести (а также Чада и всей Сахары) – активный щитовой вулкан Эми-Кусси (Emi Koussi; на языке тедага «emi» – «горы, масив»), достигающий 34-45 метров в высоту, а ширина вулкана 60-70 километров (37-43 мили) и объем 2500 кубических километров (600 кубических миль). Сама кальдера вулкана состоит из двух вложенных одна в одну кальдер: размер внешней составляет около 15 на 11 километров (9,3 ; 6,8 миль), а внутри него на юго-восточной стороне находится меньшая кальдера, известная как Эра Кохор (Era Kohor), шириной около 2 километров (1,2 мили) и глубиной 350 метров (1150 футов). В раннем голоцене эти кальдеры были залиты вдой и представляли собой глубоководное круглое озеро, на берегах которого, покрытого рогозой, обнаружены следы поселений/ До сих пор вокруг кальдеры есть небольшие бассейны с водой, а также стекающие по его склону реликтовые долины рек – «вади». Затем дно кальдеры, покрытое буйной растительностью, использовалось как идеальное пастбище для коз, овец и крупного рогатого скота, особенно в период, когда Сахара вновь была саваной (неолитический субплювиал начался в VII тыс. до н. э. и продолжался около 2 тысячелетий, закончившись после засухи 3900 лет до н. э. Последнее извержения лавы со следами пластов диатомовых водорослей в его кальдере датируются 14 790 ± 400 – 12 400 ± 400 лет до нашего времени. Вулкан Эми Кусси изучают как аналог марсианского вулкана Элизиум, а некоторые астронавты считают его самой узнаваемой достопримечательностью на Земле, если смотреть с орбиты.

В контексте того, что данные ливийские атланты, упоминаемые Геродотом, могут быть потомками тех воинственных атлантов с атлантического побережья Африки (с его нынешними Атласскими горами), о которых повествуют Солон и Платон, но «оставшиеся» («закаменевшые») в регионе Тибести, дальнейшие исследования могут быть перспективными.

Например, известно, что этот и ближние регионы населяли в период, когда Сахара была саванной, представители средиземноморской расы, носители тенерийской (Tenerian) культуры (5200-2500 гг. до н.э.). По костям их представителей биоархеолог Крис Стояновски пришел к выводу, что у тенерианцев огромные мускулы ног, что позволяет предположить, что они были чрезвычайно сильными. Он объяснил, что для приобретения таких огромных мышцац они должны были есть много белка и вести «напряженный образ жизни», что соответствует культуре, основанной на рыболовстве. Могилы показывают, что тенерианцы соблюдали духовные традиции, поскольку они были захоронены с артефактами, такими как украшения из клыков бегемота и глиняные горшки. Самая интересная находка – тройное захоронение взрослой женщины и двоих детей (пять и восьми лет), датируемое 5300 лет назад. Они обнимали друг друга. Остатки пыльцы указывают на то, что они были похоронены на ложе с цветами. Предполагается, что все трое умерли в течение 24 часов друг с другом, но, поскольку их скелеты не имеют видимых травм (они не умерли насильственно) и то, что они были похоронены так тщательно (что маловероятно, если бы они умерли от чумы) – то причина их смерти неизвестна. Исчезновение культуры связывают с быстрым высыханием Сахары и Аравии и их опустыниванием (из-за внезапного сдвига экваториальной конвергентной зоны на юг, причину чего связывают с т.н. «событием Хайнриха» в ледниках Гренландии и изменениями цикла Эль-Ниньо).


4.

С этими же климатическо-ландшафтными изминениями связано и известное уже из письменных источников заметное уменьшение масштабов разливов Нила между 2700 и 2100 гг. до н. э., в результате чего уменьшилось пространство плодородных земель, что привело к ухудшению экономической обстановке в государстве. Вероятнее всего, орды пастухов и рыбаков из Сахары и побережья Ливии двинулись на восток в Египет и зафиксировались как «нашествие атлантов». Исторически этот период совпадает с крахом Древнего царства в египетской истории – VII и VIII династий. Тот факт, что о представителях этих династиях почти ничего не известно (кроме имен в списках царей и что они правили в Мемфисе), указаны короткие сроки их правлений и нет традиционных египетских артефактов, связанных с ними, то, вероятно, эти цари являются вождями ливийских «атлантов», захвативших временно несколько египетских номов (в том числе и Мемфис), но затем разбитых гераклеопольскими фараонами (IX и Х династии, «царский дом Хети»). Характерной особенностью в именах этих мемфисских фараонов VII VIII династий является использование иероглифа q;j (человек с поднятыми руками), означающего «высокий», «ликующий». Лишь с одним царем этой династии (Какаура Иби, Qakare Ibi; тронное имя – «Какаура»-«Возвышенная душа Ра», личное имя – Иби) связывается пирамида в Саккаре, самая маленькая из всех известных царских. Она не ориентирована, как обычно, строго на север, а довольно сильно отклоняется на северо-запад, была выстроена из плохо обработанных каменных блоков местного происхождения и так поспешно и небрежно, что сейчас мало чем уже напоминает пирамиду, и больше похожа на песчаный кратер, возвышающийся не более чем на 3 м. На некоторых из оставшихся её блоках были найдены надписи красными чернилами – «вождь ливийцев». Хотя внутри стены и потолок погребальной камеры исписаны традиционными «Текстами пирамид» и непосредственно для Иби, но само качество надписей «очень среднее» и, кроме того, перепутаны порядки размещения заклинаний.

Крахом VIII династии стало восстание против фараона Нефериркара II, описанное в папирусе, известном как «Речение Ипувера». В плачевном состоянии Египта винят вторгнувшихся чужеземцев: «… Воистину: чужеземной землей стала страна (т. е. Египет). Номы [разгромлены]. Варвары извне пришли в Египет… Нет [больше] нигде египтян… Каждая чужеземная страна говорит: «Это наша вода! Это наши поля!». Что вы можете сделать против этого?.. Варвары стали искусны в работах Дельты… Оно [несчастье] не наступило бы, если бы были боги среди них [людей]… Ты [неправедный царь] делал [все], чтобы вызвать зло. Ты говорил ложь. Страна стала ядовитой травой, уничтожающей людей. О, если бы не погребались [люди] живыми. Все эти годы [стали годами] смуты… [А] ливийцы? О, если бы мы повернули [их] обратно!..»  [Речние Ипувера / пер. и коммент. В.В. Струве // Энгурра. – 2016. – 28 февраля. –  Сами враги, описываемые как «живущие в палатках, на подобие жителей пустыни», представлены носителями принципов первозданного хаоса («исфет», ;;zf.t), противостоящие принципам законности («маат», maat «правда»). Первому принципу следовал бог Сет и неправедные фараоны, второму – праведный фараон, с помощью ритуалов укрощающий хаос. Сам Хаос символизировало чудовище-змей Апоп (Апофис), являющееся творением … Нейт (отождествленной, как нами говорилось выше, с греческой Афиной, рожденной на берегу ливийского озера Тритон, «выпрыгнув из головы Зевса»; а у Геродота прямо сказано: «…К этому соленому озеру (Тритон) прилегает гора, которая называется Атлас… От нее получили название и местные жители, которых называют атлантами» (Геродот, «История», IV, 184)), явившимся из первозданных вод ещё задолго до Великой Эннеады. Существует также версия мифа, где Апоп выступает в качестве демиурга-создателя Вселенной.

Таким образом, представляется возможным указать на то, с каким именно реальным историческим событием, следует соотнести легенду о «вторжении атлантов», которую рассказал египетский жрец Солону в храме богини Нейт. Это – вторжение в Египет ливийских племен тенерийской (Tenerian) культуры и основание ими VII VIII династий с центром в Мемфисе.

Также это объясняет, почему в нарративе об атлантах возникли «столбы Геракла». Вероятнее всего, Солону рассказали, что спасти Египет от атлантов смогли фараоны IX и Х династий (ок. 2170 г. до н.э.) со столицей Гераклеополе (столице ХХ нома Верхнего Египта; на древнеегипетском языке город назывался Нен-Несу, Nen-nesu, Henen-nesut, Hwt-nen-nesu, что означало «Дом царского ребенка», средневековый город Анас, ныне – Ихнасья эль-Медина). Город имел выгодное географическое положение на скрещении торговых путей, его территория включала весь бассейн Фаюмского оазиса. Легенды гласят, что именно здесь , в центре нома, в городе Гераклеополь, солнце чуть не уничтожило человеческий род, здесь же бог Гор сражался с Сетом, а затем Гор и его отец Осирис были венчаны на царство над народом Египта. Но из-за того, что затем Гераклеопольскую династию победила Фиванская, от той эпохи в самом Гераклеополе не сохранилось ни построек, ни некрополя правителей.

Само же предание о трагической гибели родины атлантов в следствии мощного катаклизма, возможно, принесли в Египет переселенцы-тенерийцы, рассказав, что очень давно родина их могучих предков погибла на побережье Атлантического океана и оставшиеся вынуждены были бежать в глубь Африки, на плато Тибести, но затем и тут они пострадали во время землетрясения в кальдере вулкана Эми-Кусси (а позже легенда «актуализировалась» из-за катастрофы на острове Санторин) и вынуждены были отсюда уйти.  Некоторые двинулись к Египту, а некоторые возвратились на землю предков к Атласским горам…


5.

Возможно, не все ливийцы-тенерийцы оставили родину. Ныне регион Тибести населяют полукочевые народы, называемые «тубу» (от араб. «тебу» – «скальный человек»), говорящие на языках теда (тедда, тода, тодга, тодага, туда), даза (дасса, дазага, дазагра, дазагара, горан, гуран) и канури (хауса называют их «бери-бери»), относящиеся к носителям западной группы центральносахарских языков (нило-сахарская макросемья).

 Принадлежат 35% тубу (особенно, народ Qaraan) к Y-гаплогруппе R1b, которая из Евразии проникла в Центральную Африку через две миграции – 6000 лет назад и около 3000 лет назад. Еще одна часть тубу (21%) является носителями гаплогруппы E1b1b1a (M78). Все это удивительным образом совпадает с показателями носителей культуры линейно-ленточной керамики (ЛЛК) в Центральной Европе (5500-4000 гг. до н. э.) и показывает, что у тубу и европейцев ЛЛК были общие предки. Также следует отметить, что самые близкие неафриканские народы для тубу – это жители острова Сардиния. Сами тубу разделены на касты, но особое место отведено эндогамной касте азза (azza, aza), которая занимается ремеслами, такими как обработка металлов, обработка кожи, добыча соли, копание колодцев, выращивание фиников, гончарное дело и пошив одежды, но при этом их традиционно презирали и отделяли от других слоев населения (аналогичная каста хадахид есть среди соседей тубу – народа загава на юго-востоке Чада). По словам Пола Лавджоя, профессора истории Африки, записи XIX в. показывают, что эти изолированные касты тубу следовали тем же обычаям и традициям, что и остальные тубу, а язык, используемый народом азза, является вариантом языка тубу,  но они были независимы в своей политике и убеждениях. Брак между членом азза и членом из других слоев народа тубу был культурно неприемлем.

Это очень напоминает тот факт, что в африканских культурах бытующее внутриплеменное дуальное разделение племен связано с весьма особенным феноменом близнечного культа [Иванов Вяч. Вс. Близнечный культ и двоичнаясимволическая класификация в Африке //  Иванов Вяч. Вс. Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. –  Т. 5. Мифология и фольклор. – М. : Знак, 2009. – С. 11-46]. Если учесть, что из Атлантиды, где господствовал культ божественных первоправителей-близнецов, окрестные племена редко могли ожидать что либо хорошее (аналогично тому, как империя ацтеков устраивала «цветочные войны» с варварскими племенами Мезоамерики, прекрасно изображенные в фильме «Апокалипто» Мела Гибсона, 2006 г.), то становится понятным то, почему близнецы рассматриваются не столько как нечто необычное и чудесное, сколько несущее опасность – либо как «агенты влияния» могущественной империи, либо как объекты пристального внимания самих имперских агентов. Поэтому приходилось либо сразу избавлятся от следов «близнечности» (убивать одного из пары,  проводить символические ритуалы устранения одного из элементов в любой паре – путем противопоставления-разделения (вплоть до раскрашивания в разный цвет разных половин лица и тела) или устранения (удаления левого яичка у готтентотов, кастрация одного из близнецов-«номмо» у догонов, ритуальная деформация левой руки и левого рога быков у нуэр, запрет действовать левой рукой у хауса и меру, использование в пищу только правой половины плода и выбрасывание левой), либо уходить подальше от опасности в глубь континента (и, в связи с этим, происходит инверсия, изменение в отношении к ранее отвергнутым из пары – от убийства близнецов до сакрализации их; левая сторона / рука соотносится с шаманско-религиозным авторитетом, героическими свершениями; происходит совмещение обоих рядов бинарных оппозиций с их снятием в одном члене мифологической системы – в двуполом существе – андрогине, трикстере, энарее, или в ритуально-политическом царе путем побратимства кровью с юношами двух линий-фратрий-«дружин» совершается совмещение правой, военной и левой, похоронной сторон, и, например, двуликая фигура богов-царей Гора-Сета и Януса, соединяющая в одну царственность или части страны, или туземцев и пришельцев).

Собственно канури были на протяжении тысячелетия до времени европейской колонизации были очень воинственны. Вместе с родственными восточносахарскими народом загава в регионе Чада, южной Ливии (район Феццана)  и севере Нигера, Нигерии и Камеруна, т.е. на южном конце торгового пути через Сахару, соединявшего Триполи и Египет с озером Чад, сформировали ок. 700 г. н. э. империю Канем-Борно, асимилировав часть местной земледельческой культуры Сао (V в. до н.э. – 1500 гг. н.э.), предков афроазийских котоко. С принятием ислама канури стали сторонниками фанатичного джихада, конкурируя в этом с фульбе и сейчас в основном представители этого этноса составляют основу движения «Боко Харам» («Западноафриканской профинции Исламского государства», ISWAP).


6.

Отождествление Ливии (Африки) и Атланиды имеет определенную и основательную традицию в научной литературе (см.: [Африканский адрес Атлантиды // http://atlantida.primordial.org.ua/archives/229].

Например, в 1883 г. французский исследователь Е.Ф. Берлиу в книге «Атланты», посвященной «введению в историю Европы», предположил, что Атлантида занимала пространство Северной Африки от Туниса до Марокко и отделялась от Сахары мелководным морем (солным озером Тритон). Затем это море высохло и превратилось в пояс непроходимых соленых болот. В 1920 г. в Брюсселе вышла книга А. Руто «Атлантида», где доказывалось, что столица Атлантиды была в Северной Африке, в шести или семи километрах от устья реки Сус в Марокко. Шестью годами позже в Лионе публикуется работа К. Ру, по мнению которого, несколько тысяч лет назад южнее гор Атлас простирались неглубокие, вытянутые солоноватые лагуны как со стороны Атлантики, так и со стороны Средиземного моря. Северная Африка, таким образом, была полуостровом, и здесь не было пустынь. Народ атлантов создал высокую культуру на территории нынешних Туниса и Марокко. Но потом лагуны, отделявшие цветущую страну атлантов от Сахары, усохли, пески величайшей пустыни, не встречая преграды, поглотили прежде плодородные земли – и это породило впоследствии легенду об Атлантиде, только причиной ее гибели назывались уже не пески, а морские волны.

Очень часто в подтверждение «ливийской гипотезы» Атлантиды приводят упоминания Платона о том, что в Атлантиде водились слоны: «Даже слонов на острове водилось великое множество, ибо корму хватало не только для всех прочих живых существ, населяющих болота, озера и реки, горы или равнины, но и для этого зверя, из всех зверей самого большого и прожорливого» (Платон, «Критий», 114е).

В 1909 г. в юго-восточной части Алжира в каньоне Тассили (Тассилин-Адджер «Плато рек») были обнаружены многочисленные изображения слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, странных человекоподобных существ со звериными мордами. Эти рисунки говорят о том, что ныне безжизненная пустыня была когда-то плодородной местностью, по просторам которой бродили огромные стада животных, а на берегах рек и озёр селились люди, занимавшиеся охотой, собирательством и ловлей рыбы. Но лишь в 1956-1957 гг. удалось организовать научную экспедицию к месту открытия. «… То, что мы нашли в лабиринте скал Тассили, превосходит всякое воображение. Мы открыли сотни и сотни росписей с десятками тысяч изображений людей и животных. Одни рисунки располагались особняком, другие представляли собой сложнейшие ансамбли, – рассказывает руководитель экспедиции профессор Анри Лот в книге «В поисках фресок Тассили». – Рядом с крошечными изображениями людей величиной в какие-нибудь несколько сантиметров находились и рисунки гигантской величины. На других фресках мы увидели лучников, вступивших в борьбу за обладание стадом быков, и воинов, бьющихся на палицах; стадо антилоп; людей в пирогах, преследующих бегемотов; сцены плясок, пиршеств и т. п. Короче говоря, мы очутились как бы в величайшем музее доисторического искусства». Позднейшие исследования, проведённые итальянцем Фабрицио Мори, обследовавшим соседний район на границе Алжира с Ливией, собрали информацию, которая помогла определить датировку изображений Тассилин-Адджера более точно. Исследования палинологов показали, что предполагаемый возраст рисунков древнее, чем думали раньше. Данные раскопок в соседних районах показали, что неолит суданской традиции – то есть Тассилин-Адджера и Эннеди (горный массив на юго-востоке Чада) – древнее неолита Южной Европы и Киренаики (побережья нынешней Ливии), а керамика в Восточной и Центральной Сахаре появилась одновременно с керамикой в Передней Азии. Древнейшие памятники Тассили имеют возраст до 7000 и даже 10 000 лет назад.

В начале ХХ в., ведя исследования на побережье Гвинейского залива, немецкий ученый Лео Фробениус обнаружил в западной Нигерии, в земле народа йоруба, терракотовые скульптуры и бронзовую голову бога моря Олокуна, выполненные с изумительным реализмом и мастерством. Позже здесь были найдены руины древнего города Ифэ, циклопические постройки из камня, стены которых покрывали изразцовые плиты и медные пластины. Фробениус решил, что бог моря Олокун – это Посейдон, верховный бог атлантов, а поклоняющиеся ему йоруба – потомки атлантов (тем более, что йоруба носят темно-голубые одежды, подобные одеяниям атлантов, о которых сообщал Платон). Чудесное дерево, «приносящее яства, напитки и умащения», росшее, согласно Платону, на земле Атлантиды, – это масличная пальма. Кроме того, в стране йоруба, как и «на Атлантидском острове», добывается медь и живут слоны.
;