Реанимация на дне ущелья

Берта Гуревич
В моей долгой, более чем 93-х летней жизни, а также более 45-летней врачебной практике, есть такие события которые врезались в душу и не забываются. Я в прошлом владела несколькими специальностями, работая на севере Иркутской области в Сибири, где за окулиста, дантиста, эпидемиолога. Это из-за нехватки врачей. Позже вошла в медицинскую практику реанимация - оживление умирающего человека, а я, как хирург по основной специальности,  должна была ею владеть в совершенстве. В 1982 - 1984 годах обучали не только врачей, а и людей случайных, для помощи при авариях на дорогах, пожарах, утоплении.  Ведь помощь пострадавшему должен оказать каждый. Особенно вернуть к жизни пациента обязан врач-хирург, если остановка сердца или дыхания произошли на операционном столе. В те годы эфир, хлороформ лили прямо из бутылки на марлю, так как наркозных аппаратов ещё не было. Пациенту вдыхали воздух изо рта в рот через тонкую марлю чередуя с массажем сердечной области. Иногда это заканчивалось переломом ребер или грудины. Возникла необходимость в специалистах врачах -реаниматологах. В Москве, при больнице имени С. П. Боткина были организованы общесоюзные курсы где их готовили. Я прошла эти курсы. Реанимация мне пригодилась во время одной из туристических поездок по кавказской Военно-Грузинской Дороге "ВГД". Тогда мне пришлось реанимировать человека выпавшего из кузова грузовой автомашины на крутом повороте. Скорее всего он сам вышел из машины, чтобы поглядеть на дно глубокого ущелья и под ним обвалилась земля. Из врачей более 30 туристов была только я одна и кто мог оказать помощь пострадавшему,  если не я. Конечно нашлись желающие сразу  и извлечь его оттуда, но когда увидели, что он не подает признаков жизни, лежит неподвижно - спустили в ущелье меня.
Чтобы понять, что это былo за ущелье, надо сказать о самой "ВГД". Известна она с давних пор. О ней писали историки, геологи, писатели и поэты. С момента её официального открытия по ней в экипажах любили путешествовать особенно до города Минводы Лермонтов, Пушкин. В 1841 году между Лермонтовым и Мартыновым произошла дуэль, на которой поэт был ранен в сердце и вскоре скончался. В разное время проезжали по ней царь Николай 2-ой, поэт Коста Хетагуров. В 1851 году Лев Толстой. Проезжали Дюма-отец, Владимир Маяковский, Никита Хрущёв. Сейчас памятник русско- грузинской дружбы, поставленый в 1982 году - одна из достопримечательностей Кавказских Минеральных Вод. Ещё с 1811 года "ВГД" перешла под надзор "Управления Путей Сообщения России". Тогда и отремонтировали мосты,плотину, дамбы, укрепили стены во избежание обвалов траншей.  Почистили скалу "Пронеси Господи!", грузинские памятники старины, соборы, крепости, сторожевые башни.  Улучшилась работа "Экспресс-почты", которая работала ещё с 1827 года. В черте Пятигорска  находится свыше 40-ка целебных источников, отличающихся и по химическому составу, и по температуре воды. А из Тамбуканского озера, расположенного близ города, добывали, как и сейчас, целебную сульфидную грязь. В 17 км от Пятигорска,  Ессентуки - город, с самыми роскошными парками,гротами,  каскадными лестницами, с цветниками на улицах. Не зря город Ессентуки считается самым лучшим курортом Европы.
Теперь подробнее о моей реанимации  туриста, упавшего в расщелину в горе. Все, человек 30, ехавших  с ним, думали, что свалившись в такую глубокую яму, он разбился насмерть и уже сняли по нему шапки. Лет 40  ему было, кавказского вида,плотный, грузный, коренастый. Погода в тот день была не из лучших - солнце пряталось за тучи, особенно в низинах, где и  без того темно. Скорый на сообразительность, руководитель нашей туристической группы сразу обратился ко мне обследовать его состояние - жив ли  вообще, так как глубина расщелины свыше 4 метров и падение с такой высоты ничего хорошего не сулит. Меня спустили на веревочной лестнице, обвязав веревкой вокруг талии. И что я увидела? На дне ущелья сырость слякоть и сырой песок,  хлюпающая под ногами вода и что хуже всего - это остроконечные большие камни. Упавший мужчина всем телом лежал на этих камнях, не подавая признаков жизни. Не дышал и мне показалось, что он уже умер. -А может это ушиб головы или сотрясение мозга- подумала я. Сложно было приподнять его с камней,такого грузного, тяжёлого, чтобы сделать ему искусственное дыхание изо рта- в рот или массаж сердца. Трудная это работа даже для сильного мужчины. Но я начала реанимацию. И что же? После всех моих усилий, он открыл глаза, поднялись его густые брови и он изобразил удивление  почему он здесь, кто его сюда сбросил и зачем. Когда я поняла, что его жизни уже ничего не угрожает, я  веревкой подала сигнал извлечь нас обоих из этой расщелины. За веревку по лестнице сначала вытянули меня, а потом и его. Спасённый оглядел всех, тяжело дыша и продолжал удивляться почему такая  шумиха вокруг него.Все наверху поняли - сдюжил турист. А я была рада, что сохранила еще одну жизнь - благородное дело! Вся туристическая группа выпила красного не столько за здоровье спасённого, сколько за моё. Оба мы сели в машину и продолжалось моё путешествие по "ВГД". Когда мы покидали Кавказские Минеральные Воды, спасенный лично тепло попрощался со мной, от души поблагодарил меня хотел даже взять мой адрес и телефон, оставив свой в надежде, что и он когда-нибудь и мне пригодится.
Берта Гуревич   
Чикаго, август, 2020 год.