Почему русский язык великий и могучий?

Владислав Плеханов
                1. Крылатые слова И.С. Тургенева

И.С. Тургенев назвал русский язык «великим» и «могучим». Эти два эпитета стали крылатыми словами, без которых русский язык для нас уже немыслим. Поэтому каждый русский рано или поздно задаётся вопросом: «Чем же так велик и могуч наш язык?» И пытается найти свой ответ на этот вопрос.

                2. Чем  велик и могуч русский язык? (Спектр мнений)

Для одних он велик и могуч своим матом, на котором хорошо говорить с врагами, да и не только с ними.

Для других богатством лексики (синонимов, антонимов, омонимов) и разнообразием смысловых оттенков, гибкостью своих синтаксических конструкций и  в силу всего этого богатейшими изобразительными возможностями. Так К. Паустовский восторженно писал: «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.»

М. Ломоносов, который задолго до И.С. Тургенева пытался ответить на этот вопрос, пришёл к выводу:

«Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким с неприятелем, италианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку искусен был, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков» (М.В. Ломоносов).

Для многих русский язык велик и могуч благодаря литературе, написанной на этом языке. Достаточно вспомнить Льва Толстого и Фёдора Михайловича Достоевского, чтобы убедиться в этом. Темы, которые они поднимали в своих произведениях поистине велики. Идеи этих гигантов до сих пор владеют умами всего человечества.

Для многих этот язык велик и могуч благодаря коммунистическим идеям, воплощённым в СССР в реальность. Его лозунги «Мир народам, хлеб голодным, землю крестьянам, фабрики рабочим» десятилетия вдохновляли народы других стран. Поэтому Маяковский в своё время написал: «Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин.»

              3. Чем русский язык велик и могуч для меня?

Для меня русский язык велик и могуч прежде всего своими песнями, в которых выражено величие просторов России, широта души русского народа и сила его духа.

Самым ярким примером являются народные песни «Ой ты степь широкая...» и «Степь да степь кругом». В них как  нигде раскрылись и величие просторов России, и   широта души русского народа. Думаю что одна из таких песен произвела и на Тургенева то потрясающее впечатление, которое он описал в своём рассказе «Певцы»:

«Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня...»

Могучая сила духа в свою очередь ярче всего выразилась в песнях «Дубинушка», «Священная война» и  в гимне России.

Песни и гимны других народов могут гениально выражать радость, печаль, самые возвышенные чувства, однако такого первозданного величия и такой могучей, несгибаемой силы в них нет.

                4. Образ русского языка в литературе

Однако вернёмся к великой русской литературе и зададим себе вопрос: Есть ли в ней образ, в котором русский язык предстал бы перед нами во плоти и поведал бы нам  откуда у него это величие и сила?

Думаю, что таким образом является Тарас Бульба. Это настоящий былинный архетип русского языка.

                5. Исток величия русского языка - широта русской души

И вот что он < русский язык в образе Тараса Бульбы> говорит об истоке своего величия:

«Нет, братцы, так любить, как русская душа, – любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а… – сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: – Нет, так любить никто не может!» * (Н.В. Гоголь).

То есть причина величия русского языка это широта русской души, способной любить так крепко, как никто уже не любит.  Александр Блок подтверждает эту мысль:

«Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!» (А. Блок)**

       6. Исток могучей силы русского языка - сила и стойкость русской души перед лицом немыслимых страданий

А вот  что Тарас Бульба говорит о причине могучей силы русского языка:

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» ***

То есть причина могучей силы нашего языка это сила и стойкость русской души перед лицом немыслимых страданий.

                *     *     *

       7. Как русская душа на великом и могучем русском языке осмысляет себя и свой путь?

Как же эта русская душа осмысляет саму себя и свой путь благодаря русскому языку, который ей подстать?

Это великое осознание ею самой себя и своего пути мы находим у Г.Р. Державина в оде «Бог»:

               «Я связь миров, повсюду сущих,
                Я крайня степень вещества;
                Я средоточие живущих,
                Черта начальна Божества;
                Я телом в прахе истлеваю,
                Умом громам повелеваю,
                Я царь — я раб, я червь — я Бог!»****

Это самоосознание являет всю библейскую историю человека в восьми словах:
 
«Я царь <Адам в раю> — я раб <,своим паденьем изгнанный из рая и ставший рабом греха>, я червь <,вкусивший смерть и тление падшего бытия> — я Бог! <воскресший в осознании себя во Христе>». Первое тире лаконично молчит о падении, а второе — о восстании.

Обобщающим терновым венцом этого самоосознания себя во Христе звучат стихи:

                «Твоей то правде нужно было,
                Чтоб смертну бездну преходило
                Мое бессмертно бытие;
                Чтоб дух мой в смертность облачился
                И чтоб чрез смерть я возвратился,
                Отец! — в бессмертие Твое.»

Здесь русская душа ставит перед собой на великом и могучем русском языке  свою самую высокую цель, в достижении которой требуется истинная сила духа.

Героическая смерть запорожцев в повести Гоголя, мученическая смерть десятков тысяч исповедников Христа в советский период и героическая смерть миллионов защитников Родины в Великой Отечественной войне показали нам, как достигается эта цель.

Это позволило немецкому поэту Рильке сказать о России: «Другие страны граничат с горами, морями и реками, Россия же граничит с Богом.»*****

                Заключение

Так с лихвой оправдались слова И.С. Тургенева, которыми он закончил своё краткое размышление  о русском языке: «Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»


----------------------------
* В гениальной экранизации «Тараса Бульбы» (2009) эти слова сказаны так, что не верить в них просто нельзя. Не верить в них – это всё равно что изменить родине. 

** В этом самоосознании нет никакого великорусского шовинизма, ведь далее Блок пишет:

 «Мы любим всё - и жар холодных числ,
    И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
    И сумрачный германский гений...

Мы помним всё - парижских улиц ад,
    И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
    И Кельна дымные громады...»

*** Поэтому А.В.  Суворов восторженно восклицал в своей «Науке побеждать»: «Я русский. Какой восторг!»

**** «В силе воплощения Божия соделываясь не только чадом Божиим, но и причастником Божественного естества, восторг его (человека): «я Бог» соделался не хвастовством червя, но благоговением человека, величающего в себе действие благодатного милосердия Божия, возведшего его из червя в Бога» (Шишков).

 «...Каждое слово в предложенном образе, как гвозди в кресте Господа» (Александр Краснослабодский).

***** Слова эти были сказаны Рильке в самом начале прошлого века. Смысл их раскрылся во всей своей полноте в 20-м веке.