Кин-дза-дза. Данелия

Ив Жовайр
27.12.20


                "у Манохина на объекте трубы..." лопнули


      Меня удивило, когда в одном из интервью Алексей Балабанов назвал
самым удачным из своих фильмов фильм "Про уродов и людей". Я-то полагал,
что он назовет фильмы "Брат...". Похожее удивление я испытал от признания
другого талантливого режиссера - Данелия, любимым фильмом которого, вопреки
моим ожиданиям, оказался фильм "Кин-дза-дза".
        Наверное, подумал я,  автор и его зритель, пусть даже зритель с хорошим,
"правильным" художественным вкусом, не могут оценивать фильм одинаковой
мерой. Наверное, автор, если это крупный мастер, озабочен  прежде всего воплощением
задуманного. И сочтет удачным тот свой фильм, в котором
задуманное реализовано в большей мере.
        Вот  фильм "Кин-дза-дза" ...   Фильм сделан мастерски, но мне не
доставило бы  удовольствия смотреть его второй, третий раз, в отличие от,
скажем, "Мимино". А чем же фильм мог особенно понравиться самому автору?
        Можно предположить, что, в отличие  от "Мимино" и других своих
шедевров, где автор опирался на материал, почерпнутый в личном опыте,
в собственной памяти  художника, в этом фильме им все было сотворено из
ничего, все  -  вымысел, все - придумано!
        В фильме не только создан причудливый мир, неожиданный для этой
жанровой ниши, но все нафантазированное  уложено в единую картинку, детали
и приметы которой проникнуты убедительной логикой.
        Может быть, сделать такое кино,  когда не на что опереться, когда
ничто из пережитого и подсмотренного невозможно использовать, - может быть,
такое кино сотворить особенно трудно и ценно?