Неизвестный зкзистенциалист

Александр Реушев
   « И  ВДРУГ  ЖИЗНЬ  СТАЛА  В  ТАКОМ  РАЗРЕЗЕ,  ЧТО  ВСЕ  ТВОИ  ОШИБКИ,  НЕУДАЧИ  И  СТРАДАНИЯ  -  ЭТО  НЕОБХОДИМАЯ  ЦЕЛЬ  К  ТОЙ  МЫСЛИ,  И  ТОМУ  ПОНИМАНИЮ  ВРЕМЕНИ,  КОТОРОЕ  ТЫ  ОКАЗЫВАЕТСЯ  ПРИОБРЁЛ.    И  ТЫ  С  УЖАСОМ  ОСОЗНАЁШЬ,  ЧТО  НИЧЕГО  НЕ  ПОНЯЛ  БЫ,  ЕСЛИ  Б  НЕ  ЭТИ  СТРАДАНИЯ,  ЕСЛИ  Б  НЕ  ЭТИ  НЕУДАЧИ,  НЕ  ЭТА  БОЛЬ.    ГОСПОДИ,  КАК  ТОЧНО  ВСЁ  СЛОЖИЛОСЬ !  ДВА  -  ТРИ  ВЕЗЕНИЯ,  ТАМ,  ГДЕ  НЕ  ПОВЕЗЛО,  И  Я  БЫ  НИЧЕГО  НЕ  ПОНЯЛ".

    Информация об авторе этих строк крайне скупа. Всё, что мне известно, это то, что его звали Виктор Максимович, и то, что он был учителем другого -"заслуженного учителя" ещё из советских времён.  Несколько страниц вырванных из книги воспоминаний последнего, после того, как она была безнадёжно испорчена - был прорыв в отоплении - это единственное, что  сохранилось. В остальном я положился на память. Я сохранил страницу с поразившим меня отрывком ( и ещё несколько других - там тоже были  очень интересные размышления!), а остальное выбросил. Какой же я был  беспечный!  Я не помню  теперь ни имени автора, ни названия книги. . Остаётся только гадать: кем он был, тот неведомый Виктор Максимович, которого цитировал автор, и откуда у него подобного рода «экзистенциалистские»( как я потом опознал) мысли и настроения?
   Я полностью был согласен с неизвестным учителем - тогда; согласен с ним и сейчас - если взять тему «извлечения уроков»("ничего не понял бы, если б не эти страдания..") чуть шире: иногда в падении, или на пути к нему, приобретаешь больше, чем "победитель" со своей "победой". То же самое можно сказать о "позитивных" и их "позитивностях" (нам всё время говорят: "надо быть оптимистом, позитивным..") - может это и не победы вовсе, и не "позитивности", а форма самообмана - способ отгородится от реальности , от жесткости жизни, от самой жизни.
   Однажды мне сказали: твоя философия ложится тенью на твою жизнь. Пусть так. Но ведь и жизнь отбрасывает тени на философию. Философствуя ( шире- думая) - мы не можем игнорировать "самоочевидности"( заключаю это слово в скобки, т. к. это самоочевидности- для нас), - т. е. тот опыт, который нам выпало претерпеть. Нет, это жизнь ложится тенью на философию, а уж потом - наоборот.
   Наш мир, по образному выражению "раннего" Г. Лукача (" Душа и форма"),- это и преисподняя , и чистилище , и небо - всё вместе. И никому в нём не даровано только одно блаженство и райское наслаждение. Невозможно "пребывать на небе" в продолжительном довольстве, зная что кто то жарится в аду. Каждая идиллия имеет угрожающую внешнюю опасность в виде фона( чужого горя, страдания, смерти), который из реальности -для-других в любой момент может обратится реальностью-для-нас.
   Следует отметить, что на "уроки через страдания" в трактовки неведомого Виктора Максимовича можно посмотреть и иначе. Словами Христа - "Да минует меня чаша сия!". Слишком велика оказывается цена познания.. Я многое что понял, но многое и многих терял. Зачем мне такие  "уроки"?
   Когда то страшной казалась мысль, что можно уйти из этой жизни, так ничего в ней не поняв. Страшна смерть детей; вообще молодых: уйти, так и не узнав и толком ничего не изведав в этом, по выражению А. Платонова - "прекрасном и яростном мире". Но вот мы живём и живём, и уже почти прожились; "уроки" - какие могли - извлекли; что то познали и что то изведали... Легче ли нам смотреть в глаза неизбежному? Ни в коей мере...
   Все попытки дать оправдание ошибкам, неудачам и страданиям  есть не более чем робкая попытка избегнуть окончательного банкротства и капитуляции перед лицом смерти; попытка зацепится за край с помощью надежды -"нет весь я не умру..". Может и действительно, дорогой товарищ, "весь" ты и не умрёшь, возможно и останутся  какие то отпечатки в сердцах людей... Не сразу умрёшь, так всё равно потом... Уйдут ведь и те-" сообразно порядку времени"- в ком ещё теплились, или будут теплиться,  хоть какие то наши образы или отпечатки. Второй закон термодинамики никто не отменял..
    Можно конечно вспомнить о "технических" возможностях культуры или цивилизации. Люди давно покинули нас, а мы всё ещё  видим их фотографии, слышим их почти неискаженный голос, улавливаем их мысль..
  Всё это не более, чем призраки, бледная тень, жалкая копия реальной и живой  личности. Всё что они   содержат в себе - лишь слепок отдельных  моментов реальной жизни, вдобавок, взятый ещё и  вне контекста. Ушедший из нашей жизни человек здесь предстаёт перед нами -"с искажённым лицом". Выньте из морской стихии  красавицу-медузу и вы получите жалкую тряпку. И это всё - на что мы можем  рассчитывать. Есть, конечно, различные формы "спасения", но это уже  ЗА пределами пространства философского размышления. И здесь я касаться этого не буду.

2018