Скульптор Сара Бернар

Алина Алексеева-Маркезин
    Сара Бернар «Офелия», мраморный рельеф, 1880 год,

          Исключительный актерский талант принес Саре Бернар титул «Божественной Сары». Однако звезда «Комеди Франсэз» добилась успеха еще в одной творческой профессии, редкой для женщины XIX века — она была скульптором. Мраморный рельеф «Офелия», представленный среди топ-лотов аукциона эротического искусства Sotheby’s в феврале 2017 года  с первоначальной стоимостью в 50 — 70 тысяч фунтов стерлингов, ушло с молотка за рекордную для наследия Сары сумму — 308 тысяч. Это резонансное событие вернуло былой интерес к знаменитой француженке как к скульптору.

Барельеф ОФЕЛИЯ
 "По мраморной воде рядом с Офелией плывут розы и анемоны, они символизируют любовь и смерть. А также - цветы, которые уже сошедшая с ума возлюбленная Гамлета раздавала королевским придворным: маргаритки (эмблема чистоты) и фиалки - знак верности и, одновременно, любимые цветы самой Сары Бернар".

   В 1874—1886 годы Сара Бернар представляла свои работы в Парижском Салоне, принимала участие в выставках в Лондоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Всемирной  выставке в Чикаго (1893) и на Всемирной выставке в Париже в (1900). Сохранились сведения о 50-ти произведениях Сары Бернар.

     «Это женщина, настоящая женщина со всеми ее метаниями и контрастами!.. Со всеми ее крыльями и когтями! И льстивая, и нежная, и ласковая, и вероломная! И ловкость… и изворотливость ужа! Коварство и самоотверженность!» — драматург Викторьен Сарду.

          Актриса, блестяще игравшая на сцене драматические роли, часто выбирала для своих работ сильные темы. Любовь и Смерть — главные герои ее произведений. Она создавала бюсты любимых ею людей и сложные скульптурные композиции, раскрывающие трагические сюжеты.

      Заниматься скульптурой (как профессионал) знаменитая актриса начала в 25 лет.  В конце 1860-х скульптор Ролан Матье-Менье лепил ее бюст, Сара неожиданно дала ему настолько толковые указания, что мэтр порекомендовал ей самой обучаться профессии. И сам (а также Эмилио Франчески) стал ее учителем.

 
     Мастерская на площади Клиши станет «тихой гаванью» Сары, позволявшей ей укрыться от враждебной атмосферы «Комеди Франсэз». Здесь она работает и принимает своих друзей. Современники актрисы усматривали в ее занятии провокацию, нарушение принятых норм. Новая профессия Сары, железная воля и упорство, - качества присущие мужскому характеру, — нарушали общепринятые условности и приписывались тщеславию актрисы, ее желанию заставить публику еще больше восхищаться собой.

     Сара также занялась рисованием, однако ее живописное творчество не вызывало большой интерес у современников.
   
      «За пределами мастерской — это женщина, очаровательная женщина Сара Бернар. Но стоит ей переступить порог святилища, где она месит гончарную глину, это уже мужчина с резцом скульптора в руках. В самом деле, только мужчина может так пренебрегать своим внешним видом, только мужчина может обладать такой энергией и волей, не зная устали. Взгляните на нее… простите мне мою ошибку, взгляните на него за работой», — писал литератор Пьер Верон.

     В 1879 году труппа «Комеди Франсэз» отправилась на гастроли в Лондон, в это же время в Лондоне открылась выставка в галерее Уильяма Рассела на Пиккадилли, на которой экспонировались пять скульптур Бернар. Выставку посетили принц и принцесса Уэльская, Сэр Фредерик Лейтон, президент Королевской Академии. Газета «Таймс» написала благосклонные отзывы о ее работах.

      «Офелия» Сары Бернар была впервые представлена публике во время американского турне в 1881 году. Автор подарила свою работу Королевскому Театру в Копенгагене в знак признательности за гостеприимство, оказанное ей во время первого выступления в этом театре летом 1880 года. Позже Сара Бернар создала (из известных на сегодня) еще две версии «Офелии».

       Одна из копий "Офелии" была подарена актрисой венскому художнику Гансу Макарту, после смерти которого в 1885 году с аукциона была распродана вся его коллекция и барельеф, в том числе. Обладателем "Офелии" стал Богдан Ханенко - известный украинский промышленник, коллекционер и меценат. Таким образом авторская копия известного творения французской актрисы оказалась в Киеве. И сегодня в столичном Музее Ханенко можно увидеть ее среди других экспонатов.

    Возможно, «Божественная Сара» под маской Сфинкса скрывает еще немало тайн и спустя еще несколько десятков лет мы узнаем о других талантах удивительной француженки. Появится новая легенда, а «Легенда, — говорила Сара Бернар, — всегда берет верх над историей».