ДРУГ МОЙ ПЕТЯ

Валерий Чайко
   

                Пока мы помним человека:- 
                Живёт он долго среди нас!               


https://m.ok.ru/profile/465574550653/pphoto/331241362557

    С одноклассником Есипенко Петром Андреевичем (а ещё с нами одновременно учился его двоюродный брат с таким же именем и фамилией, но с отчеством другим --- Данилович), мы были хорошими друзьями-товарищами по совместным вне школьным увлечениям и занятиям. 
   Активно участвовали в общественной жизни нашей Покровской средней школы. Совместно с девочками организовывали и проводили школьные вечера-диспуты поэзии Блока, Есенина, Асадова, обязательно переходившие затем в весёлую и суматошную  игру ручеек.
  . Особенно любили, кроме ультра современного тогда танца Танго, вальсировать с одноклассницами под музыку на виниловой пластинке Дунайские Волны, с трудом ребятами добытой в районном центре Атбасар!
.    А ещё участвовали в художественной самодеятельности в местном клубе, были инициаторами сбора средств и необходимой информации на возведение в центре села Памятника воинам односельчанам, погибшим в ВОВ, насаждению Зелёного Парка из подручных саженцев, тогда они были большим дефицитом в нашем Казахстанском Приишимье.
   По инициативе  Покровского партийного босса, т.е. парторга колхоза Новая Жизнь --- Павла Балашова, (позже он перешёл в сельсовет председателем), в одиннадцатом классе умудрились даже  создать  <Оперативную комсомольскую дружину  (ОКД)> , нам он выдал корочки, типа удостоверения с указанными ФИО и с круглой печатью сельского Совета, привлекал выходить по графику на вечерние дежурства по селу! Правда, эта дружина почему-то не слишком долго и   просуществовала, может из района команда  <отбой>  поступила, а может его инициативу районные товарищи просто не поддержали, не знаю.
   Весной, летом и осенью, начиная с шестого класса, школяры помогали своим родителям и на колхозных работах --- весеннем севе, сенокосе летом и хлебоуборочных работах осенью. Кроме этого, ежедневно девочки помогали своим мамам в домашнем обиходе ---поддержании чистоты в доме, стирка и прополке многочисленных грядок, а осенью консервирования овощей для запасов на зиму.
.  В обязанности мальчишек входило --- ежедневно накормить и напоить домашних животных и птицу, почистить в сарае и подмести лабаз и двор, наносить необходимый запас воды из колодца, очистить от снега тропинки и т.п. Получается слишком обширный круглосуточный список, неотложных ежедневных обязанностей простого рядового сельского жителя, который и не снился бы современеому городскому обывателю.
Но, такая богатая событиями жизнь, для нас была вполне привычным и даже интересным явлением, не подлежащим какому либо сомнению. Ведь, кроме радиолы Кантата,  для поддержания живой связи с внешним Миром, в  доме не было телевизора, магнитофона и компьютера! Поэтому народ, после трудного рабочего дня, стремился хотябы самую малость приобщиться к духовной пище и сходить в клуб на просмотр очередного фильма Господин-420, Аршин малалан, Чапаев и т.д.
   Молодёжь развлекала себя сама, придумывая  различные игры и соревнования, кружки вязания и художественной самодеятельности!
Именно на такие занятия в местный клубный хор и танцевальный кружок, мы с Петром и ходили.
   Помню, как бурно рукоплескали односельчане (и даже на  <бис>  дважды вызывали) троим нашим парням --- Шестопалову Николаю, Володе Лаут и Николаю Пидлому, за неожиданно прямо, мастерски исполненную ими на сцене клуба песню о Ермаке.

    Ревела буря, дождь шумел,
    Во мраке молнии сверкали.
    Беспрерывно гром гремел,
    И ветры в дебрях бушевали!

  А после песни про Ермака и наш танцевальный номер объявили. Четыре пары танцоров из нашего десятого класса --- Гельвих Андрей, Кушнаренко Виктор и мы с Петром, вышли в хромочах, чёрных брюках и белых косоворотках с кушаками. Гармонист лихо заиграл нужную мелодию, а мы исполнили русский плясовой танец! От нахлынувшего на меня волнения и старания не ударить в грязь лицом, плясал и приседал вокруг Людмилы заучнными на репетиции коленцами, в азарте толком и не понял, почему так быстро гармонь издала последний аккорд!
.  Пётр танцевал в паре с Розой Ланг, (если не ошибаюсь), а я с Людой Агибаловой. С кем другие парни составили пары, тоже не помню, может они когда-нибудь прочтут этот рассказ, да и подскажут нам подзабытые имена!

  Вместе выступать дважды ездили --- на летний фестиваль в Борисовку, а зимой с этим же коллективом поехали в соседнюю Полтавку. Там  даже умудрились продать немного самодельных билетов входных (диво прямо, что люди хоть за копеечки, но всё же их купили у нас) и в ихной же колхозной столовке, сразу выкупили целый тазик пирожков домашних с капустой и ливером. Ехали мы домой и так аппетитно, весело и шумно жрали их в кузове грузовика!!! Все были жутко довольные, хотя ноги от мороза закоченели, как ледышки!
  А на сенокосе в степях Карагуина за Ладыжинкой , тоже два лета вместе работали (Петя, Вова Згуровец и я) на косилках и граблях. Купались в новых, только что созданных прудах, (тогда мехотряды скреперов и бульдозеров всё предыдущее целое лето насыпали плотины между слвхозами Сочинский и Южный). Первой же  весной, талая вода заполнила эти пруды,  а перелётные утки и гуси на лапках занесли икринки, из них сразу же вывелись мальки всякой рыбы!
Помню, что тогда очередной съезд КПСС поставил задачу животноводам страны --- Догнать и даже перегнать капиталистов Америки по заготовкам молока, мяса и шерсти!!! А для этого в Казахстане имеются все условия быстрыми темпами наплодить многотысячные  гурты скота и  отары овец, а в бескрайних степях Карагуина и Жулана, насыпать плотины между сопками и построить там водоёмы для водопоя животных!
  У меня на страничке  <одноклассники> , где список друзья --- музыка --- группы, имеется ещё и  <форум>, где длинное стихотворение можно почитать, какие масштабные перемены произошли в Атбасарском районе, буквально за одну плановую пятилетку! Представляете, как по всему Казахстану бурлила тогда и кипела трудовая активность целинников!!!
На эту тему, в народе даже много анекдотов бродило, типа --- Один Ваня, уличённый в вялой его активности к участию в бурных прениях на колхозном собрании, задумчиво и очень с серьёзным видом произнёс ---- Меня беспокоит не ваше молоко, шерсть и мясо, а  <обстановка в Гондурасе>!!! Тогда, как оказалось, в каком-то далёком и неведомом для сельчан Гондурасе, как раз шла междоусобная война и гибли люди!
   Лето было знойное с суховеями, на солнцепёке среди сопок и ковылей мы загорели, как негры чёрные стали. Запас воды для кухни держали в огромной деревянной бочке, закопанной от палящих лучей под стогом сена у балагана, типа военной землянки.
А во время работы за сопками, на расстоянии от балагана, для питья у нас в каждом тракторе имелся вёдерный деревянный логушок, в него засовывали шланг (кусок медицинского жгута из аптечки) и такими вот посасываниями глотали воду, хотя и тёплую, но всё же влагу!
   Перед обедом, всей бригадой, Алексей Романович Згуровец нас запылённых и с потрескавшимися на жаре губами, вёз купаться к ближайшему новосозданному пруду, где уже стояли гурты скота и отары овец, пригнанные за сотни километров из нашей Покровки через Атбасар и Ишимский мост - понтон в селе Ащикуль.   Через этот понтонный мост в Ащикуле и возили в Покровку нами заготовленное на Жулане сено.
Тогда асфальта и в помине ещё не было, полевые дороги от колёс сотен ГАЗ-51 и ЗИЛ-164, пребывали постоянно в плотных облаках пылищи, а в дождь вся пыль мгновенно превращалась в  скользящее под ногами и колёсами непролазное болото, быстро однако высухающее под первыми солнечными лучами и продуваемыми степь ветрами!
   На этом самом понтоне, всегда наши сеновозы останавливались, долить в радиаторы воды и самим парням скупнуться малость, чтобы освежиться и смыть пылищу. Однажды наш одногодок, семиклассник Паша Доценко, решил с разбегу нырнуть в речку, но никто же не мог тогда знать, что после обильных дождей в Ишиме воды добавилось и течением намыло возле понтона песчаную подводную отмель, в которую Паша и ударился головой. От смещения шейных позвонков произошёл разрыв нерва, руки и ноги моментально парализовало. Паша всю осень и зиму лежал в  Покровской нашей больничке, напротив домика Кушнаренко Виктора. Я пару раз носил ему приготовленное моей мамой угощение и вел долгие беседы о житье - бытье в классе, школе и на нашей улице. Но, под самую весну парень ушёл из жизни. Мы всей школой его провожали на кладбище, девочки наши все плакали вместе с женщинами, очень жалко было всему селу и его убитых горем родителей!
   А весной погиб его батя, он на тракторе Т-16, РТСовском, --- (пуф-пуф его все называли за характерный звук из  выхлопной трубы), когда пахал огороды людям под картошку и кувыркнулся с плугом вместе в Жабайку с обрывистого берега около крутого склона горки Потапихи, где зимой мы обычно на лыжах всегда катались.
.  Там однажды Петя Ерошенко новенькие свои лыжи сломал, подаренные родителями на День ангела, когда позировал для фотоаппарата и красиво падая какбы на скорости,  при спуске на лёд речки. Мы всей нашей оравой ему сочуствовали в горе, ведь это дорогой подарок по тем временам был для села, где деньги считались дефицитом большим, а зарплату колхозникам трудоднями начисляли, ввиде бартера --- мясом, овощами и пшеницей,которую молола на муку колхозная мельница в лице мельника Сокол дяди Ивана, нашего соседа по улице.
.  Из этой муки всё село в русских печах пекло свой духмяный хлебушко и настоящий деликатес --- крепли, незабываемые мною до сих пор. Это же для нас, в те далёкие времена казалось наивкуснейшим яством, с большим удовольствием поедаемым с домашним молоком от своей коровки. Я лично офигенно любил такую вкусную еду, уминая её за обе щёки после  школы и когда прибегал голодным с речки, где мы всё свободное время пропадали летом и зимой!!!
   После похорон Пашки, мама его от горя и переживаний заболела и тоже умерла, а самого  в семье младшенького Николку, забрал к себе в Магадан старший самый брат Иван, он там работал на золотых приисках...
Жила в нашем селе полноценная ячейка советского общества и государства, хорошая и трудолюбивая сельская семья и вот бац --- не стало её совсем по воле судьбы!  Прискорбно  и переживательно принять такое людские горе, факт!
.  Но, мы малость отвлеклись от наших приключений на сенокосном Карагуине и Урочище Жулан!
   Там целая хохма происходила каждый день! Мы (пацаны-ученики седьмого класса и взрослые мужики односельчане) дружной толпой прыгали с грузовика Витьки Гильц (если не ошибаюсь) и бежали к пруду, на бегу снимая рубашки пропитанные солёным потом и штаны в солидоле, с прицепившимися к одежде остюгами ковыля!
.  Такой поднимался шухерной шум и гам весёлый, прямо жуть!
.  С разбегу мы бросались в пруд среди стада коров, залезших тоже в пруд по самое брюхо и там спасающихся, от целых туч жужжащих кровососов, надоедливых оводов ---бзыков, (так мы их тогда называли между собой, за издаваемый ими при полёте характерный звук ---- бзззззззыыы!!!)
   Между отмахивающегося от бзыков хвостами стада, мы забредали по шейку в тёплую, кишащую разноцветными козявками воду и жадно пили, фильтруя прямо через свои майки. Потом сбрасывали с майки накопившийся слой в сторону и ... снова жадно до упаду пили, а передохнув --- ещё раз пили, чтобы утолить эту свою жажду до самого позднего вечера. Ибо работу начинали с рассветом  <по холодку>, а заканчивали почти в сумерках, после наступавшей прохладцы на закате вечернего солнышка. Зато обед у нас всегда длился до четырёх часов дня, чтобы переждать этот самый жуткий полуденный зной!

                В траве перепёлки, сайгаки, сурки,
                --- Ступени ракет попадались.
                Вода кипяток, но молчат мужики,
                А мы ж комсомол --- не роптали!!!

.  В субботу наш бригадир оставлял троих дневальных на полевом стане для охраны техники, остальных грузил в кузов и вёз домой в Покровку, где мы переночевав в семье и помывшись в бане, переодевались в свежую одежду, получали от мамы торбу свежих продуктов на целую неделю и ждали газончик дяди Лёши, чтобы снова ехать в степь!
....Трактористом на ДТ-54 был тогда Коля Донов, а поваром бригадным была Рая Минакова. Готовила повариха вкусно и сытно, потому-что колхоз в лице председателя правления А.Ивашура и зам по тылу  М.Читамурова, мяса и прочих продуктов не жалели в котёл для работяг, затерянных неделями в Тургацских сопках и ковылях, за пару сотен километров от дома!
...Таким образом, мы школяры семиклассники, .втроём заработали за лето хоть и не большие деньги, но они были наши первые в жизни и заработаны честным упорным трудом, а потому особенно дорогие и желанные.
К новому учебному году, на эти деньги мне купили новенький шикарный чёрный костюм, белую рубашку и часы наручные. Правда на часы уже родители добавили денег, ибо свою зарплату наличными, получал мой отец заведующий ветеринарным участком в колхозе "Новая Жизнь" от Атбасарского района.
.  Когда сели за парты в новом учебном году, то наши девочки одноклассницы, на мой шикарный   новенький костюм (как я ожидал ) никакого особого внимания совсем не обратили, зато с большим любопытством и вниманием выслушали рассказ, где нас всё это лето бес носил, почему видно не было в деревне! Особенно про космический  упавший с небес мусор, да про сайгаков, сурков и перепелов погибших в траве под косилками, хотя мы и старались приподнимать над их головами полотна кос. Жалко нам всем было и птенчиков и взрослых птиц, но что поделать, такова она жизнь!
...А радиохулиганы наши деревенские, как только узнали, что в ковылях по степям, кусками и целыми блоками с дефицитными радио-деталями, валяются обломки от рекет и спутников, запускаемых с Байконура именно через Жулан с Карагуином, так  сразу практически отнеслись к неожиданному клондайку радио деталей и стали делать заказы на доставку их в село.
.  Даааа, было такое --- было, но давно прошло!!!

.                ***********