Линкор против авианосца

Александр Щербаков 5
Теоретически такая дуэль могла бы состояться, но практически исключена.  Во Вторую мировую войну был лишь один случай потопления английского авианосца огнем артиллерии надводного корабля.  Вот что об этом бое можно прочитать в интернете. 

Гибель авианосца «Глориес» или Бой в Норвежском море (8 июня 1940 года) — морской бой в Норвежском море в 300 милях к западу от Тромсё во время Второй мировой войны, в котором линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» военно-морских сил Германии уничтожили авианосец королевских военно-морских сил Великобритании «Глориес» и два эсминца. Первое в истории сражение линкоров с авианосцем.

4 июня 1940 г. из Киля в поход к побережью Северной Норвегии вышла немецкая эскадра под командованием вице-адмирала Вильгельма Маршаля в составе быстроходных линкоров (линейных крейсеров) «Гнейзенау» (флаг адмирала), «Шарнхорст», тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер» и четырёх эсминцев. Целью похода (кодовое обозначение — операция «Юно») была атака Харстада — главной базы союзников под Нарвиком для поддержки действовавших там в окружении немецких войск.

В 16.46 8 июня наблюдатель на мачте «Шарнхорста» заметил на востоке дым неизвестного большого судна, идущего на юго-запад. В 17.00 «Гнейзенау» и «Шарнхорст» сделали полный поворот и, развив скорость в 29 узлов, устремились на пересечение курса неизвестного корабля. Вскоре он был опознан как британский авианосец.

Замеченным немцами кораблём был «Глориес», который со 2 июня обеспечивал под Нарвиком воздушную поддержку эвакуации союзных войск (операция «Алфавит») в составе авианосного соединения вице-адмирала Л. В. Уэллса (авианосцы «Арк Ройял», «Глориес» и 5 эсминцев). 9 июня оба авианосца должны были присоединиться к эскорту покидающего Нарвик второго большого союзного конвоя, однако утром 8 июня командир «Глориеса» капитан Г. Д. Ойли-Хьюз запросил у адмирала Уэллса разрешение немедленно самостоятельно следовать на базу в Скапа-Флоу. Причиной такой просьбы был острый конфликт между командиром авианосца и начальником авиагруппы корабля коммандером Д. Б. Хотом, что требовало срочного решения военного суда на базе. По другой версии, «Глориесу» требовалось срочно идти на базу из-за исчерпания запасов топлива. После получения разрешения, «Глориес» в сопровождении эсминцев «Ардент» и «Акаста» двинулся в сторону метрополии. Следует отметить, что в Норвежской кампании одиночные переходы авианосцев с минимальным эскортом были типичны для Королевского флота, так как британское командование не допускало появления здесь крупных надводных сил противника.

Во время перехода авиационная группа авианосца не вела воздушного патрулирования, хотя при заблаговременном обнаружении противника «Глориес», не уступавший по быстроходности немецким линкорам, мог бы уклониться от боя, сообщив о противнике другим британским кораблям. Однако самолёты «Глориеса» находились в ангарах, ни один из них не был в готовности к старту. Отказ от воздушной разведки объяснялся тем, что из-за северо-западного ветра для запуска и посадки самолётов авианосцу пришлось бы ложиться на обратный курс. Всего на авианосце в тот момент находилось 35 самолётов, из которых пять были торпедоносцы «Суордфиш», а остальные — истребители «Гладиатор» и «Харрикейн».

Авианосец шёл со скоростью 17 узлов, выполняя противолодочный зигзаг. Для экономии топлива под парами находилось 12 из 18 котлов, что не позволяло в случае необходимости быстро развить максимальную скорость. Несмотря на ясную погоду, визуальное наблюдение с мачт и надстроек не велось, в результате, неизвестные корабли в западной части горизонта на «Глориесе» заметили только в 17.00. Капитан Орли-Хьюз дал приказ поднять из ангара и приготовить к взлёту «Суордфиши». Эсминец «Ардент» был послан для опознания неизвестных кораблей. После того, как они не ответили на запрос с эсминца прожектором, в 17.20 на «Глориесе» был дан сигнал боевой тревоги. В 17.27 «Гнейзенау» открыл огонь средним калибром по приблизившемуся на 14,5 км «Арденту», а в 17.32 «Шарнхорст» сделал первый залп главным калибром по «Глориесу», находившемуся от него в тот момент на расстоянии в 25 км.

В условиях дневного боя на расстоянии прямой видимости решающую роль играла корабельная артиллерия. В этом отношении два немецких линкора, вооружённые каждый девятью 280-мм, двенадцатью 150-мм и четырнадцатью 105-мм (зенитными) орудиями, имели подавляющее преимущество над британским авианосцем с шестнадцатью 120-мм орудиями и двумя эсминцами с четырьмя 120-мм орудиями на каждом. Британские эсминцы располагали сильным торпедным вооружением — по два 4-трубных торпедных аппарата на каждом, но чтобы успешно применить торпеды, им пришлось бы сблизиться с противником на дистанцию гарантированного поражения артиллерийским огнём.

«Глориес» не успел задействовать своё главное вооружение — ударные самолёты «Суордфиш». В 17.38 третий залп «Шарнхорста» дал накрытие и «Глориес» получил первое попадание. 280-мм снаряд пробил верхнюю палубу и взорвался в ангаре, вызвав там пожар. Из-за разрушений палубы взлёт самолётов с авианосца стал невозможен. Два «Суордфиша», которые успели поднять на палубу, были сброшены взрывом в воду. Авианосец оказался полностью обезоружен, так как его 120-мм артиллерия на такой дистанции не доставала до противника. В 17.46 к обстрелу «Глориеса» подключился «Гнейзенау». Обстреливая «Глориес» главным калибром, «Шарнхорст» и «Гнейзенау» одновременно вели заградительный огонь из 150-мм орудий по сблизившемуся с ними эсминцу «Ардент». «Ардент» почти сразу получил попадание в котельное отделение. В 17.42 он дал по «Шарнхорсту» 4-х торпедный залп, безрезультатный из-за большого расстояния, и добился одного попадания из 120-мм орудия. Поставленная им дымовая завеса не смогла закрыть «Глориес» от противника.

Только через полчаса после объявления боевой тревоги, находясь уже под огнём двух линкоров, командир «Глориеса» дал, наконец, приказ изменить курс, ведущий на сближение с противником. Авианосец сделал резкий поворот на юго-восток. Он смог увеличить скорость до 26 узлов, однако немецкие линкоры не отставали и даже сократили дистанцию до 21 км. «Шарнхорст» и «Гнейзенау» вели стрельбу без спешки, тщательно производя пристрелку и наблюдение. В 17.56 «Глориес» был поражён второй раз. 280-мм снаряд разорвался на мостике авианосца и уничтожил всех находившихся там, включая командира корабля. Командование принял старший офицер Ловелл. Через две минуты авианосцу удалось временно скрыться от обстрела за дымовой завесой, поставленной эсминцем «Акаста». В это же время эсминец «Ардент» вышел из-за дыма и дал в сторону немецких кораблей второй торпедный залп, как и первый — безрезультатный, немецкие линкоры уклонились от торпед. Эсминец снова попал под огонь среднего калибра немецких линкоров и, сильно повреждённый, затонул в 18.22.

В это время немцы уже заметили «Глориес» в разрыве дымовой завесы и возобновили его обстрел главным калибром. «Гнейзенау» сразу добился накрытия цели. 280-мм снаряд разорвался в машинном отделении авианосца и нанёс кораблю гибельные повреждения. Охваченный пожарами «Глориес» потерял управление и стал двигаться по кругу с растущим креном на правый борт. Стало ясно, что авианосец обречён.

Так беспечность на авианосце и нерешительные действия его командира привели к уничтожению ценного военного корабля ВМС Великобритании. Но, как я сказал выше, это был единственный случай в истории Второй мировой войны, когда авианосец был потоплен корабельной артиллерией.

После появления радаров и при бдительном несении вахт на авианосце он мог уклониться от боя с крупными надводными кораблями и или вести его на расстоянии,  когда артиллерия корабля не могла до него достать, а сам он смог поднять самолеты палубной авиации, что не было сделано в описанным выше случае.

Самый крупный боевой корабль в истории – линкор Императорского флота «Ямато» погиб в бою с палубной авиацией 58-го Оперативного Соединения ВМС США. В целом, здесь нет никаких сомнений и вопросов, исход самоубийственной операции Тен-Го был предрешен заранее. Японцы пошли в тот неравный бой, руководствуясь своим древним кодексом Бушидо – путь воина.

Другое дело, что против японской эскадры (линкор, крейсер и 8 эсминцев) действовали 5 тяжелых и 4 легких авианосцев ВМС США. Девять авианосцев против одного линкора! Соотношение впечатляет. Конечно, это война, а не уличная драка – разговоры о честности здесь неуместны, побеждает тот, у кого больше сил и ресурсов. И все-таки, это бросает тень на палубную авиацию – выходит, ее возможности, мягко говоря, преувеличены?

При внимательном анализе возникают следующие факты: непосредственно в атаках на японский линкор принимало участие 227 самолетов (всего было отправлено 280 машин, из них 53 не вышли на цель). Также необходимо отметить, что треть палубных самолетов были истребителями, чье участие в операции ограничивалось скорее психологическим давлением на японских моряков – пули 50-го калибра не представляли угрозы для полуметровой брони линкора. В результате, две сотни палубных самолетов утопили всю японскую эскадру за 2 часа – летчикам даже не пришлось возвращаться для повторного удара.

Ввиду всего вышесказанного, появляются следующие факты:
1. Силы американцев были явно избыточны. Каждый авианосец отправил всего по одной эскадрилье из четырех, имеющихся в наличии. При этом даже 227 самолетов оказалось более чем достаточно для выполнения задачи.
2. Две сотни самолетов атаковали не одновременно, а несколькими «волнами», самая многочисленная из которых состояла из 150 машин.
3. Исходя из условий той ситуации, у американцев было в запасе, как минимум, 12 часов светлого времени суток. Японское соединение было обнаружено еще ночью, на расстоянии 300 миль от авианосцев (550 километров). Янки хорошо выспались, плотно позавтракали и, ровно в 10:00, их первые палубные самолеты пошли на взлет. Уже к 2 часам дня все было кончено – «Ямато» лег набок и приготовился умирать. Линкор взорвался в 14:23.
Очевидно, что у летчиков была в запасе еще масса времени - в случае необходимости, они могли дозаправиться и повторить атаку.
4. Во время налета на «Ямато» потери американцев составили 10 самолетов (четыре торпедоносца, три бомбардировщика, три истребителя). Еще около 20 машин были повреждены зенитным огнем, но смогли вернуться на свои корабли. Не берусь судить о тяжести их повреждений и возможности быстрого ремонта – предположим, что все они выбыли из строя. 30 из 227. Вполне адекватные потери.

Резюмируя эти 4 пункта, можно сделать вывод, что, чисто теоретически, для быстрого уничтожения «Ямато» и его эскорта было достаточно двух авианосцев типа «Эссекс». Действительно, на каждом «Эссексе» на тот момент базировалось около 100 палубных самолетов, сведенных в 4 эскадрильи (две истребительные, бомбардировочную и торпедоносную). В цистернах корабля находилось 230 000 галлонов авиабензина (более 800 000 литров), заправочная система обеспечивала подачу на полетную палубу 3750 литров топлива в минуту. В бункерах авианосца хранилось 625 тонн боеприпасов: тысячи бомб и реактивных снарядов, полсотни торпед, миллион патронов для авиационных пулеметов.

Авианосец «Эссекс» оснащался двумя пневматическими катапультами и 8 компрессорами: технический темп выпуска самолетов достигал 42 секунд – разумеется, в реальных условиях он был в несколько раз ниже. Но что примечательно: по статистике, 60% запусков с палубы корабля происходило без помощи катапульт – истребителям и бомбардировщикам военных лет еще не требовалась помощь на старте. Все это значительно упрощало процедуру запуска и позволяло быстро поднять в воздух ударную группу.

В прошлых статьях  я предположил, что для уничтожения хорошо защищенной цели класса «линкор» с мощной ПВО и эскортом из десятка эсминцев, потребуется ударная группа из 100-120 самолетов – линкор, скорее всего, не удастся потопить за один вылет, но количество авиатехники, топлива и боеприпасов позволяло двум авианосцам многократно повторить удар и добиться гибели линейного корабля. Это утверждение вызвало у многих читателей недоверие и справедливый вопрос: «Разве возможно? Зенитчики линкора перестреляют эту сотню самолетов, как стаю куриного гриппа, и повторить налет будет уже нечем – матчасть и пилоты погибнут в первой атаке…»

Нужно признаться, в прошлый раз я несколько завысил требуемое количество самолетов в первой «волне» - на самом деле, для атаки эскадры линкоров достаточно группы из 30-40 самолетов. В это сложно поверить, но во времена Второй мировой войны корабельные зенитные средства были не в состоянии отразить атаку даже такого количества самолетов.

Сегодня я не стану проводить никаких сложных расчетов и делать опрометчивых заявлений. Я приведу в пример реальный случай – морское сражение 24 октября 1944 года. В тот день 38-е Оперативное Соединение ВМС США раскромсало эскадру японских линкоров и тяжелых крейсеров. В ходе многочасового морского боя палубной авиацией был потоплен первый корабль типа «Ямато» - суперлинкор Императорского флота Японии неподражаемый «Мусаси».

Гибель «Мусаси»

Не вдаваясь в долгие подробности Тихоокеанского ТВД и в причины появления японской эскадры в море Сибуян (Филиппины), сразу же отметим, что японская операция была обречена на провал – оставшись без истребительного прикрытия, 2-й флот адмирала Такэо Куриты непременно бы встретился с американскими авианосцами.

В составе японской эскадры находились:
Суперлинкоры «Ямато» и «Мусаси». Крупнейшие и мощнейшие боевые корабли на планете. Полное водоизмещение – 70 тысяч тонн (для сравнения: современный тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», флагманский корабль Северного флота ВМФ России, имеет полное водоизмещение порядка 26 тыс. тонн)!

Главный калибр исполинских кораблей – 460 мм. Оружие и механизмы линкоров были надежно защищены мертвым металлом – толщина бронирования рубки достигала ПОЛУМЕТРА броневой стали, башни главного калибра – 650 мм! Непробиваемый стальной лист толщиной 65 сантиметров – вы способны такое представить?

Зенитное оружие суперлинкоров - 12 спаренных установок калибра 127 мм и 130 автоматических зениток (34 одиночных и 32 строенных установки калибра 25 мм). Кроме того, имелось 6 орудий среднего калибра (150 мм) и 2 спаренные пулеметные установки.Кто был способен устоять против таких кораблей?

Линкор «Нагато». За 20 лет до событий в море Сибуян, «Нагато» был лучшим линкором в мире, японцы первыми отважились установить на корабль пушки калибром более 400 мм. «Нагато» получил восемь 410 мм орудий, задав новый стандарт Главного Калибра по всему миру. Кроме того, вооружение линкора включало:
18 х 140 мм пушек среднего калибра,
8 х 127 мм зениток,
98 стволов зенитных автоматов.

Как и прежде, непобедимый «Нагато» внушал ужас своим противникам. Какой вред могли причинить непробиваемому монстру маленькие хрупкие самолеты? Сотни стволов зенитной артиллерии разорвут в клочья любого, кто осмелится напасть с воздуха на японский линкор. По крайней мере, так казалось японцам…

Много интересных кораблей находилось в японской эскадре: старый, но по-прежнему боеспособный линкор «Харуна» (не совсем корректное выражение – «Харуне» на тот момент едва минуло 30 лет, нормальный возраст для многих современных кораблей), тяжелые крейсера «Тонэ», «Чикума», «Миоко»…всего 7 линкоров, 11 крейсеров и 23 эсминца!

Каждый японский крейсер нес до 100 стволов зенитных установок, эсминец – более 30. Все это, по идее, должно было создать непроходимую стену зенитного огня. Даже несмотря на отставание японцев в конструкции зенитной артиллерии и систем управления огнем, логично было бы предположить, что количество установок должно было непременно перейти в качество. И, тем не менее, дело приняло драматический оборот намного раньше, чем это можно было ожидать.

Побоище

Противник у японской эскадры был не менее серьезный. 38-е Оперативное Соединение ВМС США (оно же – Task Force 58,  несмотря на вполне обыденное название, представляло собой самую страшную эскадру, когда-либо бороздившую Мировой океан. Два десятка ударных авианосцев под прикрытием быстроходных линкоров, крейсеров и сотни эсминцев.

24 октября 1944 года в море Сибуян находились тяжелые авианосцы: «Эссекс», «Интрепид», «Франклин», «Лексингтон» и «Энтерпрайз», а также 5 легких авианосецев: «Индепенденс», «Кэбот», «Лэнгли», «Сан-Хасинто» и «Беллью Вуд».
Получив сообщение о приближении японской эскадры, морские летчики ВМС США, как водится, хорошо выспались, плотно позавтракали, и в 9 утра подняли в воздух свои торпедоносцы и пикировщики.

1-я атака. 12 бомбардировщиков и 13 торпедоносцев под прикрытием 19 истребителей – с авианосцев «Интрепид» и «Кэбот». Японская эскадра встретила их лавиной огня, обезумевшие летчики поскорее сбросили торпеды на ближайшую цель и, потеряв три самолета, поспешили быстро покинуть опасный район.
«Ближайшей целью» оказался суперлинкор «Мусаси» - он получил в борт свою первую торпеду. Ущерб оказался невелик, поступление воды быстро взяли под контроль. Вторым пострадавшим оказался тяжелый крейсер «Миоко».

2-я атака. Через полчаса японцев атаковали самолеты с авианосцев «Лексингтон» и «Эссекс». Всего 30 машин, по данным японцев. В «Мусаси» попали 2 бомбы и торпеда. Первая бомба ударила в полубак, пробила тонкую 25 мм палубу, и, прошив корпус линкора насквозь, вылетела наружу через борт. Вторая бомба пробила две палубы и рванула с такой силой, что от могучего сотрясения лопнули магистрали в котельном отделении.

3-я атака. В действие вступили авианосцы «Энтерпрайз» и «Франклин» - 80 палубных самолетов нанесли массированный удар по японскому соединению. Удивительно, но несмотря на отсутствие какой-либо координации, под основной удар снова попал «Мусаси» - ему разбило нос торпедой.

В полдень янки плотно пообедали и продолжили избивать японский флот. 4-ю по счету, самую результативную и жесткую атаку провели летчики с авианосца «Интрепид» - 14 истребителей «Хэллкэт», 12 пикировщиков «Хэллдайвер» и 9 торпедоносцев «Эвенджер». Линкор «Мусаси» поразили три торпеды и четыре тяжелые авиабомбы – надстройки корабля превратились в пылающие развалины, сдетонировал боекомплект зенитных автоматов. Было затоплено множество помещений в подводной части линкора, в том числе отсек гидромашин, скорость «Мусаси» упала до 16 узлов – с этого момента корабль был обречен. Японский ордер ушел далеко вперед, рядом с гибнущим «Мусаси» остались только тяжелый крейсер «Тонэ» и 2 эсминца.

5-я атака. Авианосцы «Эссекс» и «Лексингтон» отправили 27 торпедоносцев и 15 бомбардировщиков под прикрытием 16 истребителей. Эта атака миновала «Ямато» - самолеты обстреляли другие линкоры японского флота. Этот рейд оказался не столь удачным – часть бомбардировщиков несла 227-кг авиабомбы, малоэффективные против сверхзащищенных плавучих крепостей. Пять поврежденных самолетов с трудом дотянули до своих кораблей и приземлились на воду, эсминцы эскорта подняли из воды экипажи.

6-я атака. Последнюю атаку в тот день атаку провели летчики с авианосцев «Энтерпрайз» и «Франклин». В тонущий «Мусаси» попало 4 торпеды и 10 авиабомб, окончательно превратив в руины Гордость Императорского флота. К 7 часам вечера носовая часть линкора полностью погрузилась в воду до первой башни, вышли из строя все машинные отделения, выключилось электричество. Экипаж стал покидать корабль. Через полчаса 70 тысяч тонн обгоревшего хлама, бывшего когда-то линкором «Мусаси», опрокинулись и ушли под воду. День закончился. Для кого-то удачно. Для кого-то нет. С медленно тонущего линкора спаслись 1288 человек, еще 991 моряк погиб в бою и был унесен на дно в корпусе огромного корабля.

Всего в тот день жертвами американкой атаки стали:
- суперлинкор «Мусаси», затонул.
- суперлинкор «Ямато» - два попадания бомб, одна из них привела к затоплению помещений в носовой части корабля. «Ямато» принял 2000 тонн воды, крен удалось выправить, уменьшилась скорость, боеспособность сохранена.
- линкор «Нагато», получил серьезные повреждения. Взрывами двух бомба были уничтожены воздухозаборник котельного отделения №1, радиостанция, вышла из строя башня главного калибра и 4 средних орудия. Скорость упала до 21 узла, возникли крупные пожары в кубриках. Примечательно, что иногда повреждения «Нагато» описывают, как «незначительные». Может быть так, однако, гибель 52 человек из экипажа линкора позволяет усомниться в этом. Например, во время потопления эсминца «Шеффилд» от неразорвавшейся ракеты (любимого эпизода всех скептиков защищенности современных кораблей) погибло всего 18 моряков. Но это к слову.
- тяжелый крейсер «Миоко», попадание торпеды. Поступление воды удалось взять под контроль, крен выправили контрзатоплением отсеков противоположного борта.
- эсминец «Фудзинами» - затонул от близкого взрыва авиабомбы.
- эсминец «Киёсимо» - прямое попадание авиабомбы, уничтожены все механизмы и оружие в средней части эсминца.
- эсминец «Уракадзе» - от близких взрывов нарушилась герметичность корпуса, вышла из строя связь.

Таковы основные итоги морского боя 24 октября 1944 года. Среди военных историков бытует мнение, что после непрерывных многочасовых воздушных атака японская эскадра сохранила боеспособность, следовательно, американцы не добились желаемого результата. Может быть, может быть…Вот только как быть с потоплением одного из двух крупнейших кораблей на планете? В любом случае, для меня это эпизод войны на Тихом океане представляет сугубо технический интерес – самолеты атаковали эскадру линкоров малыми группами и добились при этом заметных успехов.

P.S. На следующее утро, 25 октября 1944 года, эскадру адмирала Куриты ждало новое испытание: пытаясь прорваться к месту высадки американского десанта в заливе Лейте, японцы случайно напоролись на 6 эскортных авианосцев – маленьких «лоханок», построенных по стандартам гражданского судостроения. Малыши так избили линкоры, что японцам пришлось отказаться от своих планов. И бежали самураи, под напором стали и огня…