6. Первый опыт семейной жизни

Екатерина Истоомина 2
                Если я скажу,  что 11 сентября 1979 года в 26 лет я женился, жену зовут Ирина, и мы стали жить-поживать и добра наживать, - значит, я ничего не сказал. Начать надо издалека. Иринка родилась 30 ноября 1960 года в семье выпускника военного училища, которого распределили в далекий Тахиаташ, к южной границе Узбекистана. Красивая молодая мать сбежала оттуда к родителям в Архангельск. И сразу пришла в гости к своей подруге, моей сестре, чтобы показать свое сокровище.

                Впервые я увидел свою будущую жену обнаженной, когда её распеленали на нашем большом столе, - и сразу влюбился. Свидания наши были частыми, потому что мы жили  в нескольких минутах ходьбы друг от друга. Её сразу и навсегда полюбили мои родители. Я не выпускал малышку из рук. И все в шутку стали называть её моей невестой. Мама подарила ей красивый старинный платочек, сфотографировали девочку в фотоателье - как Аленка на упаковке современной шоколадки. Но "тещенька" увезла её в Витебск, выйдя замуж во второй раз. 

                Новая встреча с Иринкой состоялась в 1966 году, и я снова влюбился в неё, когда уже подростком ремонтировал ей замочек на босоножках. А в 1973 году , когда я уже стал лётчиком, она с родителями снова приехала в Архангельск. Тогда, гуляя с ней по городу, я в третий раз влюбился, такая она была очаровательная в красивом пончо. Теперь я серьёзно стал ждать, когда она закончит школу, и ей исполнится 18 лет. Я уже знал, что и её родственники ждали этого. Не потому, что хотели скорее выдать её замуж, а потому, -  и не скрывали - что боялись потерять "такого надежного мужа" для своей очаровательнейшей и умной дочери. Помните героиню Галины Беляевой в начале фильма «Мой ласковый и нежный зверь»? Вылитая моя Иринка…

                Шесть лет мы писали друг другу любовные письма. Не раз я, как влюбленный пацан, мчался в Витебск. А летом 1979 г. привез её к сестре, у них и "выкупАл" потом на свадьбе долгожданную невесту. В невесту был наряжен мой племянник-первенец, под фатой скрывалась маска бабы Яги. Сценарий свадебного действа готовился тайно. А сам я, между свиданиями и полетами, готовил свою квартиру к семейной жизни. Мои родные организовали потрясающую свадьбу. А потом "препроводили" нас с Иришкой, счастливых, жить в нашем деревянном доме с печным отоплением, где не было никаких современных удобств, но зато это была собственная трёхкомнатная квартирка с отдельной нашей спальней. Иришка быстро привыкла к моему папе и полюбила его. Он же в свою очередь очень помогал ей по хозяйству, когда меня не было дома во время моих полётов.

                Семейная жизнь складывалась замечательно, но буквально через год на долю нашей семьи выпало первое испытание. После авиационной аварии с переломом руки я попал на больничную койку. Папа ежедневно навещал меня. А когда я сказал ему, что меня завтра выписывают, у него дома прихватило сердце, и он сам оказался в больнице. Теперь уже я постоянно навещал его, нося локоть своей сломанной руки на уровне плеча. 

                Мне предстояла долгая борьба за восстановление здоровья. И не просто здоровья. Я поставил перед собой задачу - вернуться на лётную работу. Поэтому пришлось месяцами ежедневно подолгу проводить в поликлиниках и лечебно-физкультурном диспансере. Много раз моя любимая племянница Юленька сидела со мной на полу у ванны и, страдая от моих мучений, распрямляла мне руку в горячей воде. Она в ту пору была в том же возрасте, как и я, когда она родилась. Нам было, о чем вспоминать во время этих процедур. Ирина видела меня только по вечерам, она тогда еще работала. Через десять месяцев я снова начал летать, и мы зажили прежней жизнью. 

                Еще в старом доме у нас родилась Алеся. Иришку я тоже, в глубине души, воспринимал доченькой. Когда я летом привез ее сюда, то сам отвел её в педучилище, потом сам подбирал подходящий для её работы детский сад, помогал ей по художественному оформлению детских групп, где она была воспитателем. Привычно, как со своими тремя племянниками Истомиными, я стал вместе с ней ухаживать за малышкой.
 
                Иришка оказалась домоседкой, всё свободное время занималась изготовлением сувенирных кукол. А я, разумеется, сделал для неё инвентарь, конструировал мелкие детали для кукол и разный антураж для композиций. К нам домой приходили корреспонденты нашего телевидения и снимали про ее коллекцию  фильм. Недавно младшая дочь Анита написала мне, что коллекция сохранилась, что все гости очень удивлялись и были в восторге. Она маленькой девочкой любила играть с этими игрушками и подружкам хвасталась, что это сделала мама собственноручно.

                Ещё при жизни мамы я увлекся шитьем.  Она работала портнихой в швейной мастерской  «Северошвей», который располагался через два дома от моего садика. Помню, как к нам в дом приходили «заказчицы» - красивые Архангельские модницы, мама шила для них и платья, и разные по сезону и по фасону  пальто. И конечно же, я всегда был возле мамы. Она мне выкраивала ткань для  кукольных платьиц, а я сшивал эти кусочки на машинке. Затем готовые платья относил в свой детский сад, где девчонки наряжали кукол.

                Часто бегал к маме на работу, наблюдая за действиями портних и мастеров по ремонту швейных машин. В первом классе я уже умел шить на швейной машинке. В зрелые годы шил брюки, куртки, шторы, чехлы и ремонтировал нашим знакомым швейные машинки. Я всегда вспоминаю с нежностью свою весёлую, никогда не унывающую мамочку. А папуля привлекал меня к мелким делам по хозяйству. Да и во дворе росли деловые ребята, жизнь с сараями/«сарайками», полными всякого барахла, была полна хлопот. Руки мои многому научились.

                Вспоминаю, как мы с Ириной и Алесей гуляли по  Воскресенской улице, на которой обитали Истомины, только их дом был почти в конце улицы. А рядом с 24-этажным зданием строился новый дом, из белого кирпича, покрытого большими белыми плитами, высокий и длинный, с аркой. И мы мечтали пожить в таком доме. И что вы думаете?  Летом 1983 года наш деревянный дом попадает под снос, и нам выделяют большую трёхкомнатную квартиру в ЭТОМ доме на восьмом этаже. Теперь у нас - комфорт, удобства и уют, в которые я вложил все свое умение и любовь. Из окна большой комнаты виден отрезок реки. Это ли не чудо!
               
                Алеся первой вошла в подъезд ещё незаселённого дома.  Уже в новой квартире 22 января 1984 года мы родили Аринушку. Счастью нашему не было предела, у нас уже большая дружная семья! Очень хорошую поддержку мы получали от папули, нашего доброго и хорошего дедушки. Он был моим подручным в
усовершенствовании квартиры по нашим потребностям. С дедушкой можно было оставлять детей, и мы этим пользовались, посещая кино и театры, не пропускали и дни рождения наших друзей. Но пришло и очередное испытание в нашу семью. 20 февраля 1985 года от сердечного приступа папуля скончался в 72 года.

                Памятным оказался этот год.  В марте Коммунистическую партию СССР возглавил Михаил Горбачёв, началась перестройка, а у меня -  переучивание на реактивный самолёт Ту-134. Вся наша жизнь с Ириной после папы прошла именно в «перестроечный» период и к концу его - перестроилась...
               
                Я всегда хотел достойно содержать свою семью. Лётная работа позволяла мне, даже в голодные перестроечные годы, хорошо снабжать семью продуктами питания и хорошей зарплатой. Но перестройка очень повлияла и на авиацию, полеты уменьшились, заработки летчиков сокращались. Перспективы в тумане...

                И неожиданно свыше пришло благословение и мне, и моей сестре. В 1986 г. профтехучилище №26, где работала завучем моя сестра, должно было переехать в новое большое учебное здание, и им потребовались "золотые руки мастера" для оформления интерьеров училища. А без меня куда же? :-) Как говорил герой фильма «Пилот первого класса»: «Кого послать? Конечно же, меня. Всегда и везде - Соломенцев, Соломенцев, Соломенцев». Так я начал зарабатывать Иришке пенсионный стаж. Её оформили на ставку лифтёра, и она раз в месяц приезжала в училище получать зарплату.

                За два года, я сделал все, что запланировала моя «нанимательница и распорядительница». Это было очень увлекательное и творческое дело. Я мог использовать любое оборудование в мастерских этого училища,   строительного и швейного профиля. В это время я еще летал на Ту-134 (фото), но в свободные дни с удовольствием приезжал в училище и доводил его до возможного совершенства, и попутно совершенствовал свои навыки. Скоро это мне очень пригодится.

                Сестра уже  десять лет «креативит» на пенсии, и попросила напомнить ей о моих делах в её любимом училище. Напоминаю:

= Прежде всего, я сделал уникальную пятиметровую панораму учебного расписания в передней стене раздевалки (по проекту очень креативного завуча).
= Наладил радио дистанционную связь со всеми кабинетами и коридорами  из «радиорубки».
= Оборудовал столы двух кабинетов для раздельного обучения английскому и немецкому языкам
= Полностью оформил три кабинета по спецпредметам.
= Настроил киноустановку в небольшом помещении для показа учебных фильмов на уроках.
= Оформил комнату «для релаксации» учителей на переменах.
= Сделал новую, видную издалека вывеску на входе в училище.
= Привычно оформил много стендов.
= Вспомнил, что оформил Ленинскую комнату, которая впоследствии разрослась и превратилась в Музей истории ПТУ №26 имени Николая Островского.               
               
*** (Е.Я. «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». В отличие от смысла, который вложил Шекспир в эти слова, наш «мавр» ушел с почетом, оставив о себе добрую память. Он легко вписался в наш коллектив, со всеми умел поговорить, охотно откликался на просьбы. Его очень ценили. А на Иришкину социальную пенсию это уже никак не повлияет. :-).

                Но что самое важное для меня: пока он работал в училище, наше с Володей общение стало частым и полноценным, как никогда прежде. Мы и на работе часто беседовали, когда он выполнял наши заявки. Я в то время уже активно работала над утвержденной моей авторской программой "Основы духовной культуры". Широко использовала её принципы в оформлении педагогического кабинета. Володя задавал мне массу вопросов, рисуя схемы, печатая плакаты, стенды. ОН стал постигать моё мировоззрение и расширял свои познания в духовной культуре.
 
                Домой мы часто возвращались вместе, и по дороге до трамвая, а потом - и в приятной долгой поездке до своей улицы Воскресенской, мы бесконечно беседовали. Это были "трамвайные университеты", очень полезные и для меня и для средне образованного, но очень умного и мыслящего брата.
 
                Он много спрашивал о моей вере в Бога. Мы стали очень близки духовно. Володя присутствовал на моем крещении в церкви АСД. Потом и сам крестился и стал активным служителем. Понял и принял мой уход из церкви. А через какое-то время и сам покинул хороших, в принципе, духовных братьев и сестер. А сейчас он мой истинный духовный брат в живой вере.
"Истинная вера - в Слове Божьем" - такой афоризм вдруг возник.)*
               
http://proza.ru/2020/12/28/833