соседи

Наталья Улитина
Полина стояла на лоджии своей новой квартиры и смотрела на новогоднюю елку, переливающуюся разноцветными огнями, что стояла на площади и была видна из окна. Рядом в коляске посапывал трехмесячный Лёнечка. «Какая я счастливая! Новый год встретим в новой квартире!» - радовалась Полинка.
Неслышно на лоджию вышел Виталик, обнял ее, и они вместе стали смотреть на площадь и на елку.
Поеживаясь, Виталик нежно шепнул ей на ушко:
- Моя дорогая хозяюшка, так хочется горячего чайку.
- Пойдем, пойдем скорей.
И они тихонько, чтобы не разбудить Лёнечку, пошли на свою новую кухню. Полина по-хозяйски расставила чашки, достала пряники, и они, прижавшись друг к другу, стали ждать, когда закипит чайник.
- Здорово, что мы успели переехать до Нового Года! И ничего, что мебели практически нет. Главное - мы вместе!
И они еще сильней прижались друг к другу со счастливыми улыбками на лицах. Чайник вскипел. Полина начала разливать чай, в это время в дверь позвонили.
- Кто это?
- Не знаю, сейчас посмотрю.
Виталик вышел в коридор и открыл дверь. На пороге стояла пожилая дама. По-другому ее нельзя было назвать: седые волосы завиты и красиво уложены, элегантное шелковое платье прекрасно сидело на стройной фигуре.
- Добрый вечер, молодой человек, - хорошо поставленным голосом сказала она. – Разрешите представиться: Мария Ивановна, ваша соседка. Пришла познакомиться с соседями.
- Очень приятно.
Из кухни выглянула Полинка:
- Добрый вечер. Меня зовут Полина, а мужа - Виталик. Проходите, пожалуйста, мы как раз собираемся пить чай.
- Спасибо, Полиночка. Тогда я принесу свой пирог к чаю и запру дверь.
Через несколько минут, уютно устроившись на кухне, все пили чай. Виталик с аппетитом ел лимонный пирог, что испекла Мария Ивановна.
- Вот, мои дорогие, на старости лет государство дало мне отдельную квартиру. А то ведь до этого времени все жила в коммуналке. Думала, перееду в свое жилье - отдохну от наших коммунальных страстей. А вот ведь какая штука – теперь скучаю по соседям. А вы как здесь оказались? – поинтересовалась Мария Ивановна.
Виталик стал рассказывать, как они с Полинкой мечтали о квартире, о своих родителях, что жили далеко, но помогли им купить жилье, о Лёнечке... Мария Ивановна слушала с интересом, не перебивая, улыбалась доверчиво и лишних вопросов не задавала. А Виталику почему-то очень хотелось ей все рассказывать и рассказывать.
- А вы знаете, ребятки, я ведь всю жизнь преподавала в школе. Сейчас, правда, на пенсии уже. Какие только судьбы не прошли передо мной за время моей работы!
- А дети у Вас есть?
- Сын. Но он далеко. Есть в России такие небольшие города, где живут ученые. Вот он в одном таком городке и живет со своей семьей. Зовет меня к себе, да я не хочу. Пока не поеду - привыкла жить одна. Ну, не совсем одна: с соседями. За много лет мы друг другу почти родными стали. А вы, кстати, знаете, что означает слово «соседи»?
- Наверное, те, кто живет рядом.
- Почти. Соседи – это те, кто сидит рядом, живет вместе. Вот мы с вами настоящие соседи - сидим рядом сейчас и живем на одной площадке.
На балконе стал подавать голос Лёнечка. Полинка побежала к нему.
- Хорошие вы ребята - повезло мне с соседями. Спасибо за чай.
Виталик проводил Марию Ивановну до порога:
- Всего доброго!
А через три дня Новый год постучался в двери. Полинка с Виталиком, уложив Лёнечку, слушали речь Президента. Потом под звон курантов выпили шампанского и негромко прокричали: «Урааа».
В это момент раздался робкий звонок. Виталик открыл дверь. Перед ним стояла, смущенно улыбаясь и держа в руке бутылку шампанского, Мария Ивановна.
- Виталик, никак не получается открыть, а какой же Новый год без шампанского?!
- С Новым годом, Мария Ивановна. Проходите к столу, сейчас все сделаю.
- Да нет, Виталик. Я вынесла на лестничную площадку журнальный столик с бутербродами. Открой здесь. А я позову всех наших соседей. Будем вместе Новый год отмечать!
И она пошла звонить в другую дверь.
На ее звонок на лестничную площадку вышли Глеб Матвеевич, мужчина лет пятидесяти, и его жена, яркая молодящаяся Марина. А Мария Ивановна уже звонила в следующую дверь. Из проема показалась всклокоченная голова мужчины пенсионного возраста.
- Степаныч, присоединяйся к нам. С Новым годом!
- Да мне, вроде как, неудобно. Не одет я по-праздничному.
- А это ничего. Мы тебя простим. И Нину приглашай.
- Так она на смене.
- Тогда сам выходи.
Через несколько минут на лестничной площадке собрались до сей поры незнакомые люди. Мария Ивановна обвела всех глазами:
- Дорогие мои!! Так уж случилось, что в прошлом году мы с вами стали соседями. А что это значит?
Нестройными голосами, улыбаясь, все сказали:
- Сидеть рядом, жить вместе.
- Вот именно. Мы с вами рядом, совсем рядом. Мой сын за тысячи километров от меня, а вы рядом. И это хорошо. Давайте выпьем за Новый год, за то, что мы рядом, и пусть у нас будет дружный этаж.
Все чокнулись пластмассовыми стаканчиками с шампанским:
- Давайте знакомиться!
- А я предлагаю всем переместиться к нам в квартиру. Маришка столько всего наготовила!!! – предложил Глеб Матвеевич. - Там и познакомимся.
- Ой, а у нас маленький!
- Кладите его в коляску и катите к нам.
Все получилось замечательно. Полинка принесла свой фирменный салат с курицей, Мария Ивановна - маленькие пирожки, ну а Степаныч принес бутерброды со шпротами. Шутили, смеялись, рассказывали о жизни, делились кулинарными рецептами почти до четырех утра.
Уже дома Виталик шепнул Полинке:
- Молодец Мария, как все придумала! Все перезнакомились и весело встретили Новый год! Здорово!
После праздников начались рабочие будни. Несколько раз Мария Ивановна выручала - гуляла с коляской рядом с домом, пока Полинка бегала в магазин. А утром 23 февраля, открывая входную дверь, Виталик увидел праздничный шарик с милой открыткой, привязанный к ручке двери. Подумал: «Конечно, Мария, кто же еще?!» Разноцветные шары были привязаны к дверным ручкам Глеба Матвеевича и Степаныча.
А уже 8 марта вся мужская братия этажа с цветами и конфетами поздравляла Марию Ивановну с праздником. Она громка охала и совсем по-девичьи заливалась румянцем от комплиментов, которые говорили ей соседи. В конце марта ночью раздался звонок на телефон Виталия. Он глянул на номер - звонила Мария Ивановна.
- Да!
- Виталик, вызови скорую, что-то плохо мне. - Слабым голосом проговорила она и отключилась.
- Конечно, сейчас.
Он дозвонился до скорой, там стали спрашивать, что болит, какой возраст.
- Да я сосед. Сердце болит, а возраст, думаю, лет 75.
Скорая приехала быстро, Виталик встречал врачей на лестничной площадке. Дверь была открыта, видимо, Мария Ивановна сумела заранее открыть ее. Виталик остался ждать врачей у двери. Они вышли через полчаса.
- Давление высокое: возраст уже приличный. Она сейчас будет спать, давление начало спадать, а рецепт мы оставили на столике.
Виталий тихонечко вошел в комнату. Мария Ивановна с трудом приоткрыла глаза и тихим голосом сказала:
- Возьми, пожалуйста, ключи запасные. Они на тумбочке в коридоре.
- Может Вам попить?
- Нет, спать буду. Спасибо.
И она закрыла глаза. Виталик огляделся. Чистота, простота и много-много книг. Он прошел на кухню, налил из чайника воды в стакан и поставил на тумбочку рядом с кроватью. Взял рецепт, ключи, тихонько запер дверь. «За лекарством сбегаю утром, до работы», - решил он. Утром в аптеке купил лекарство, тихонько открыл дверь и зашел. Мария Ивановна спала. На лице появился слабый румянец, Виталик это заметил и обрадовался. Следующие три дня соседи по очереди навещали Марию Ивановну. Марина принесла ей вкусный бульон, Степаныч со своей Ниной Ивановной принесли красивый ночник, а Виталик с Полиной на правах самых ближайших соседей заходили по два раза на дню, грели чай и проверяли, все ли лекарства приняла Мария Ивановна. На четвертый день она потихоньку вышла на улицу. Полинка не отходила от нее, гуляя с коляской. А уже через неделю Мария Ивановна поправилась, и все вернулось в свое русло. В апреле она сказала, что скоро уезжает в деревню.
- Да, Полиночка, поеду. У меня там такие яблони, такие вкусные яблоки созревают. Обязательно привезу в сентябре нашему Лёнечке.
- Не боитесь одна там?
- Я не одна, у меня там прекрасные соседи!
И она уехала. Лето пролетело незаметно. В сентябре, возвращаясь с прогулки, Полина увидела, что дверь в квартиру Марии Ивановны приоткрыта. Она обрадовалась:
- Мария Ивановна, с приездом! - Громко крикнула она, влетев в ее квартиру.
Из комнаты вышел седой солидный мужчина:
- А Марии Ивановны нет!
- А Вы кто?
- Я ее сын. А Вы, наверное, Полина?
- Да. А где она?
- Я забрал ее к себе. Она теперь будет жить со мной и моей женой.
- Почему? Что случилось?
- Сломала руку на даче. Хорошо, что соседи позвонили. Была серьезная операция. Обслуживать себя она до сих пор не может.
Он помолчал.
- Да и пора уже ей с нами жить. Возраст. Ей ведь уже почти 83.
- Да что вы? А мы думали, что лет 70.
- Да-да. Это она молодится. Так что, сейчас буду продавать квартиру.
- Как жалко... Мы к ней так привязались. Ой, я Вам ключи отдам - она нам оставляла.
Полина отдала ключи, передала огромный привет Марии Ивановне, пообещала, что обязательно позвонит ей. Сказать-то сказала, да забегалась, закрутилась и все никак не собралась позвонить. Лёнечка рос очень подвижным, шустрым, требовал много внимания. Глаз да глаз за ним нужен. Уже ложась вечером спать, ругала себя, что опять не успела позвонить Марии. В ноябре в квартиру Марии Ивановны въехала сухая, как жердь, женщина. Полинка с Виталиком хотели с ней познакомиться поближе, но она не по-доброму зыркнула на них через очки, и желание знакомиться пропало. Незаметно приближался очередной Новый год! Пробили куранты, Виталий и Полинка радостно прокричали: «С Новым годом!!!». А через 5 минут зазвонил телефон. Виталий глянул – Мария!
- Мария Ивановна, с Новым годом!!!
Он выбежал на лестничную площадку с телефоном и стал звонить во все двери. Двери открывались, и Виталий радостно сообщал: «Мария Ивановна звонит».
Глеб Матвеевич с Мариной вышли на площадку, Степаныч со своей Ниной Ивановной тоже, выскочила Полинка, и даже новая соседка приоткрыла дверь и стала смотреть за происходящим!
- Мария Ивановна! Включаю «громкую связь».
Все стали громко с ней здороваться, поздравлять и желать всяческих благ.
- Мои дорогие, рада вас всех слышать. Хочу, чтобы в руках у вас был фужер с шампанским, как в прошлом году.
Мариша, сообразившая об этом чуть раньше, раздавала всем по бокалу шампанского. Новая соседка попыталась отказаться, но Мариша прошептала ей: «У нас не принято отказываться».
- Теперь, когда все с шампанским, я хочу поздравить вас, мои дорогие, с Новым годом. Я благодарна судьбе, что встретила таких людей в своей жизни. Вы все были неотразимы в своей доброте и сердечности в те дни, когда мне нужна была помощь. Я желаю вам всем и вашим семьям здоровья, уюта и процветания в новом году! Ура!
- Ура! – Закричали все дружно. И даже новая соседка. Тихонько.
- И помните, что вы все соседи, а это значит…
И все хором, с улыбками на лицах, сказали:
- Сидеть рядом, жить вместе!
- А это немало. – И Мария Ивановна отключилась.
- Все, все к нам! Продолжаем отмечать Новый год! - Громко сказал Глеб Матвеевич.
Новая соседка попыталась отдать фужер и уйти, но Глеб Матвеевич ее окликнул:
- Куда же Вы, голубушка? Ко мне, ко мне, будем знакомиться. И кстати, как вас зовут?
- Мария Ивановна!
- Так это же здорово!!! Мария Ивановна, мы теперь с вами соседи, а это значит…
И та, смущенно улыбнувшись, закончила:
- Сидеть рядом, жить вместе.