Театральная улица

Евгений Пимонович
     Этот план местности обнаружился на сайте ветеранов  ПВЗРККУ. Для меня он был подобен засушенному цветку, который можно оживить силой воспоминаний.

        Полтавское высшее зенитно-ракетное командное училище, расположившееся в здании бывшего Петровского кадетского корпуса, построенного в 1840 году – место распределения моего отца, 34-летнего капитана по окончании академии. Училище меняло свое наименование, звездочки на отцовских погонах тоже изменяли свою величину и количество,  двор моего детства, включающий территорию училища стал знаком как пять пальцев  и потребовал запечатления.
     Не раз принимался я чертить его на белом листке в клеточку. Конечно, такого качества не удавалось достигнуть ни разу. Но моё старание не прошло бесследно: увидев этот план, я сразу же перенёсся на полвека назад. 

   Утро начиналось в прямоугольнике, обозначенном на схеме 15 (ДОС). До войны этот дом не числился на карте города, был частью военного городка. И получил городской адрес, Полтава, улица Октябрьская дом 40 только после войны, когда был восстановлен из руин в 1958 году, всего за четыре года до нашего знакомства с ним!
Объекты 6 и 11 назывались у нас «Большая развалка» и «Малая развалка». Однажды обследованные,  они потеряли новизну и стали для нас, школьников младших классов, тем же, чем Колизей для римлян – привычными руинами.
   Всегда будоражила полоса препятствий. Она не показана на плане (засекречена? Еще не построена?). Находилась, похоже на территории обозначенной номером 19.  Набор препятствий стандартный: горизонтальное бревно, вертикальный забор, подземный лаз, ходы сообщения, фасад полуразрушенного дома, стенка с двумя проломами. Здесь было чем заняться!
    Конечно же, не могли не притягивать спортгородки (см. на плане номер 18). Когда там не было курсантов -- турники, брусья и козёл с конём не простаивали, на них вертелись мы,  становясь выше, быстрее, сильнее!
   Занятия курсантов тоже были нам кстати. Сидишь на скамейке и внимательно наблюдаешь. Думаете за техникой исполнения? Нет – за тем, не сверкнет ли серебром или медью монетка, не вынутая предусмотрительно из карманов.
     Курсанты заканчивали занятия, мы терпеливо ждали, когда они удалятся и бросались ворошить яму с опилками под турником-брусьями в поисках сокровищ! Охота пуще неволи...
   Сезон большой охоты открывался у нас по весне. Как только в феврале начинало припекать солнце, мы отправлялись к казармам, там вдоль стен по мере оседания сугробов, появлялись как подснежники горлышки бутылок, выброшенных из окон казармы любителями погорячить кровь. Белые бутылки из под водки, зеленые из под Биомицина (так для краткости называлось «бiле мiцне»).
     Удивительно как нам удавалось с авоськами полными стеклотары не попасть на глаза офицерам! Совершив обмен "товар-деньги", тут же продолжали цепочку,  закупали товар: повидло в модных тогда «космических» тюбиках, леденцы и изюм в разноцветной глазури (назывался по ценнику морские камушки, рупь-тридцать за кг) на всю бригаду тимуровцев!
     Самые дерзкие из нас развлекались, прицепляясь к телеге с лошадью, следовавшей на вещевой склад. Чтобы проехать десяток метров и вовремя увернуться от кнута возчика.
     Летними вечерами играли в казаки-разбойники, расставляя мелом стрелки на асфальте.
   И в мыслях не было, что мы носимся по Театральной улице. Её попросту не существовало во времена  транспарантов «Нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме».
   Не ходили по Театральной строем из казармы на плац и  курсанты тракторного училища. Ведь тогда это была безымянная аллея, посмотрите на схеме: вертикальная линия от КПП (номер 7) до строевого плаца (номер 21).

   Мне непонятно, почему эта славная аллея получила своё нынешнее, театральное прозвище. http://proza.ru/2020/12/22/1731

   До 1810 года не было в Полтаве никакого повода для Театральной улицы, потому что не было и театра.
    Первый полтавский театр обосновался в районе Немецкой колонии, где по приказу императора Александра I поселились полсотни выходцев из Богемии,  Моравии и Силезии – назревала война с Наполеоном,  не хватало сукна для мундиров.
    Немцы-колонисты, прибыв в чужой монастырь не забыли  про свой устав: добились закрытия на территории колонии шинка (питейного заведения),  объявив его “притоном беспорядочных людей".
    Похоже, что театр был частью их европейского  досуга, потому и появился именно на этой окраине города, неподалеку от нынешнего Театрального переулка.
    На современной карте Полтавы между  кварталом, образованным 1-м и 2-ым Театральными переулками и Театральной улицей и зданием бывшего Петровского кадетского корпуса расположился городской стадион. До революции на его месте был сначала Сенной рынок, а потом Сенная площадь.
     Когда первый театр обветшал, его не стали восстанавливать, снесли и построили в другом месте. Осталась от него лишь пара анекдотов.
  Один из них гласит, что во времена, когда городским головой Полтавы был  Авраам Васильевич Зеленский, в театре шла пьеса под названием “Жидовская корчма”. Жида играл ставший впоследствии знаменитым актер Михаил Семенович Щепкин. При этом он так виртуозно и незаметно подражал манерам Зеленского, что зрители не могли удержаться, чтобы не воскликнуть: “Да ведь это  наш городской голова!”. Зеленский же, узнав об этом, обязался платить артистам по 2000 рублей в год, только бы они НЕ играли этой пьесы. И “Жидовская корчма" была снята со сцены.
     Мне неизвестно, чем руководствовался городской голова Полтавы после распада Союза и закрытия военного училища в центре города, но анекдот налицо: Театральную улицу с окраины, с территории бывшей Немецкой колонии искусственно продлили до центра города, включив  в неё участок между проходными бывшего училища.
    Если не учитывать аллергию постсоветской украинской власти на всё советское и имперское, чем веет уже 180 лет от стен бывших Петровского кадетского корпуса, Автомобильного технического училища, тракторного училища и артучилища, то остаётся надеяться только на каламбур.
       Ведь артучилище несведущий может прочитать не только как артиллерийское, но и как артистическое, более театральное, более толерантное, более анекдотичное, более соответствующее новым идеологическим установкам.