Картель Phoebus или эпоха потребления

Эльдар Саидов
Сто девятнадцать лет - ровно столько горит лампочка, выпущенная компанией Шелби. Хотя материалы и общее качество производства, по идее, должны за это время стать лучше, лампочки перегорают с завидной регулярностью. Думаете, это случайность? Боюсь, что всё чуточку сложнее.


Всё началось в 1921 году. Шведский гигант по производству лампочек Osram предложил другим гигантам по производству лампочек - Phillips, General Electrics и более мелким игрокам одну простую, но гениальную идею - выпускать лампочки, которые работали бы не по 2500 часов, а по 1000. Иными словами, лампочки сделали менее надёжными. Картель Phoebus - так они назвали свою новую компанию. Заговор был раскрыт. Однако лампочки продолжают перегорать с завидной регулярностью. Хотя перегорать в современных лампочках практически нечему. Выходит, что картель Phoebus незримо продолжает свою деятельность.

А вот для производителей автомобилей, например, техника, которая вчера работала, а сегодня - отказала - не выгодна. Потому что когда человек покупает автомобиль, он смотрит на внешний вид, салон, цвет, какие-то технические характеристики, в том числе - потребление масла и бензина. Но никто не спрашивает, как часто придётся менять всякие фильтры, прокладки, датчики. Более того - если вы внесёте подобный запрос в строку любого всесильного поисковика - вы ничего не получите. Нет никакой статистики по этим так называемым мелочам. И это странно, потому что покупка всех этих мелочей в течение от 3 до 5 лет делает по стоимости новый автомобиль. Гениальная схема - фильтр в машине работает, но датчик, показывающий его работу - в неисправности. А потому и сам фильтр не работает. Эта электронная схема, противоречащая всякой логике, была заложена на заводе, выпускающей этот автомобиль. Только меня это смущает?

Мы на самом деле весьма и весьма скромны в своих потребительских предпочтениях. Дайте мне надёжный телефон - и я проживу с ним не один год. Ведь именно так было с мобильными телефонами в 90-е. И даже в начале 2000-х. Скажите мне, что поменялось? Я вам отвечу: у производителей мобильных телефонов окончательно и бесповоротно исчезла совесть. Ибо мой телефон уже никогда не сможет работать достаточно быстро и без зависаний, если он не является моделью последнего поколения. В итоге, если я хочу сохранить свои нервы, я должен потратить свои деньги. Новый круговорот природы - и с этим ничего не поделаешь...


Мы не являемся потребителями по природе - мы являемся людьми, которым эпоха потребления навязывается. В результате мир конвульсирует и содрагается от экологических катастроф, а сильные мира сего продолжают обогащаться за наш счёт. Что-то в этом мире всё-таки остаётся неизменным...