Наука и религия

Холод Павел
поскольку сегодня большой религиозный праздник, пожалуй, будет позволительно немного порассуждать на тему религии. естественно по-дилетантски и конечно же поверхностно, как то и подразумевает формат социальных сетей и моя собственная компетентность в данной области.

как ни парадоксально это звучит, но с моей точки зрения религия - если брать во всей совокупности разнообразные религиозные верования человечества от древности до наших дней - является тем самым двигателем человеческой цивилизации и прогресса, который позволил ей развиваться и достичь определённых успехов в освоении окружающего мира.

меня всегда удивляло, когда люди противопоставляли религию и науку, поскольку мне казалось вполне самоочевидным, что в основании научного познания мира лежит именно подлинное религиозное чувство - вера в то, что есть что-то необъяснимо притягательное за этим голубым пологом небосвода; что-то, до чего мы обязаны дотянуться, хотя и сами толком не знаем зачем.

в этом смысле наука - лишь одно из проявлений духовного поиска человека, материализация его внутренних устремлений в неизвестное. и именно религия - первична по отношению к науке, а не наоборот.

не будь религии как веры человека в высшие начала, не было бы ни науки, ни того, что мы называем гуманитарными дисциплинами. ведь прежде, чем захотеть практически добраться до звёзд, человек должен был испытать рационально необъяснимую тоску по тому, что таят в себе эти самые звёзды.

с другой стороны, если представить, что человечество - скажем, в результате термоядерной катастрофы - свалилось в доисторическую архаику, и все прежние достижения научно- технического прогресса оказались благополучно забыты, можно не сомневаться, что религия как неистребимая жажда познания непознаваемого, заново воссоздаст науку, возможно в каком-то совершенно новом виде.

а вот что действительно противостоит научному постижению мира, так это многочисленные религиозные заблуждения и предрассудки, которые не имеют отношения к сути того, что принято называть религией, а представляют собой некие побочные эффекты. (правда, когда побочные эффекты становятся религиозным мейнстримом - а в истории бывало и такое - религия и впрямь превращается в опиум для народа).

в норме же и то, что мы называем точными науками, и ценности современного секулярного мира, такие, например, как права человека, всё это выросло из религии и имеет её своим корнем. вырви корень (как предлагают некоторые) и очень скоро не останется никаких прав и свобод, а сам человек уподобится животному.

но, по моему глубокому убеждению, человек отличается от животных именно тем, что он способен, по крайней мере время от времени, отрывать лицо от плуга и поднимать его к небу, тем, что он, в отличие от животных (хотя мы и мало о них знаем) способен любоваться звёздами и внутренне стремиться к ним, а не просто помышлять о хлебе насущном.

очень вкратце это именно то, что я для себя называю религией, тогда как наука, при всём глубочайшем к ней уважении и признательности - лишь одно из практических воплощений этого устремления, причём не факт, что самое важное.