Джованни Больдини

Алина Алексеева-Маркезин
 Джованни Больдини. Портрет Марты Бибеску 1911г.Частная коллекция.

     Джованни Больдини (Boldini Giovanni) (1842-1931) — итальянский живописец, один из самых известных и успешных портретистов на переломе XIX — XX веков.
Порой о нем говорят как об импрессионисте , но картины художника, скорее, ближе к работам Джона Сарджента . Мы, возможно, глядя на работы итальянца, порой вспомним и Серова, и Врубеля, и Фешина.
      
      Джованни Больдини родился в Ферраре в 1842 году и был восьмым сыном из тринадцати детей.  В 1862 году отправился во Флоренцию на шесть лет. Учился во Флорентийской академии художеств. Встречался с другими художниками из группы Маккьяйоли. В этих работах подчеркивалась живописную непосредственность и свежесть.

     Наделенный поистине божественным талантом, он писал как женские, так и мужские портреты, пейзажи и натюрморты. Достойные аналоги его искрометной живописи едва ли встречаются за всю последующую историю искусства.

   Ранние работы итальянского художника можно отнести к реализму, однако славу великого мастера ему принесли полотна, изображающие действительность в стиле импрессионизм. Элегантными и динамичными были и портреты, и образцы жанровой живописи, созданные великим мастером.

 С самых ранних лет карьеры Больдини он проявил замечательный талант художника-портретиста, и во время поездки в Лондон в 1869 году он получил признание многочисленных комиссий. С 1869 года работал в Лондоне, где получил известность как портретист.

     В 1872 году поселился в Париже и стал выставлять свои работы в Салоне. Начиная с 1874 года он часто выставлялся на ежегодных Салонах  и быстро завоевал известность в парижских художественных кругах. Дружил с Эдгаром Дега, Джоном Сарджентом, Полем Эллё.

   Публичный дебют Больдини в 1974 на Салоне Марса с его смелым, плавным стилем живописи вскоре оказался чрезвычайно популярным. Он начал рисовать портреты и быстро приобрел репутацию благодаря своим ослепительным, элегантным изображениям модных женщин, выполненным этими смелыми, плавными мазками.

    Он стал самым модным художником-портретистом в Париже в конце 19-го века. Оставил портреты многих заметных фигур прекрасной эпохи, был одним из наиболее известных и хорошо оплачиваемых портретистов своего времени.

  Все заслуги Джованни Больдини трудно перечислить. 
За резкую, живую, страстную манеру письма он также получил прозвище «мастер свистящего мазка».

    Однако титулы и признание пришли к художнику не сразу.
Его имя встречается в списках выпускников Флорентийской академии художеств, из чего можно сделать вывод, что образованием будущего великого портретиста занимались лучшие европейские мастера того времени.
 
    Огромное влияние на него оказали работы Эдуарда Мане. Вдохновлённый его манерой письма, Больдини развил свой неповторимый стиль живописи, для которого были характерны резкие, эффектные и выразительные мазки.
 
     Работы мастера высоко ценились уже при жизни. Он зарекомендовал себя как талантливый портретист и автор пейзажей, натюрмортов и жанровых зарисовок.
Разделяя всеобщий восторг перед гением Больдини, американская писательница Гертруда Стайн говорила:
 
   «Когда жизнь расставит всё по своим местам, Джованни Больдини будет признан величайшим художником прошлого века. Все новые школы родились от него, так как он первый применил упрощенные линии и плоскости»


О нём говорят:"Именно он, Джованни Больдини, сто лет назад запустил в Европу модное поветрие – чтобы достичь в жизни главного, а именно быть желанной и роскошной, женщина должна быть изящной и грациозной, как пантера, как кошка, как змея."