15. Визуальное мышление и воображение

Лариса Болотова
                Из книги «Восприятие и познание мира» З.С. Беловой:

 (стр. 52) «В психологии даётся такое определение визуального мышления, что это – человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определённую смысловую нагрузку и делающих значение видимым. Определение визуального мышления напоминает определения воображения, даваемые рядом других авторов. Достаточно вспомнить определение воображения, предложенное Л.С. Выгодским: «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежних накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно саму основу той деятельности, которую мы называем воображением.

Общая особенность   воображения и визуального мышления заключается в том, что новое когнитивное образование формируется при активной мыслительной деятельности, опирающейся на изменение наличной ситуации, данной в чувственных образах.

Воображение и визуальное мышление не могут быть отнесены либо к мышлению в его вербальных  формах, либо к чувственности: они  являются своеобразным сплавом того и другого. Воображение обязательно включает в себя чувственность. Вместе с тем нет воображения без мышления, которое, как показывают психологические исследования, можно рассматривать как своеобразную  программу, определяющую процессы реконструкции наглядных образов. Воображение, будучи своеобразным сплавом чувственности и абстракции, является такой психологической деятельностью, где чувственно наглядные образы играют роль элементов, а логические компоненты – роль программы, определяющей смысл и характер преобразования этих элементов. Ведущая роль понятийного мышления в процессе воображения заключается в том, что его продукты, наглядные образы, вербализуются, обогащаются смысловым содержанием.

Визуальное мышление как промежуточное звено между чувственным и рациональным (познаётся разумом) в процессе познания способно проявлять себя только в движении чувственного материала в определённых формах, по определённой программе. Необходимо наличие среднего синтезирующего звена, внутри которого протекает процесс согласования чувственного и рационального, так как только на чувственной или логической основе выстроить образ проблемной ситуации не представляется возможным. Этот факт был отмечен ещё И.Кантом. Он ввёл в качестве связующего звена между чувственным и рациональным творческое или продуктивное воображение. «Итак, у нас есть чистое воображение как одна из основных способностей нашей души, лежащая в основе всякого априорного знания. При его посредстве мы проводим в связь, с одной стороны, многообразие в созерцании с условием необходимого единства, чистой апперцепции – с другой. Эти крайние звенья, а именно чувственность и рассудок необходимо должны быть связаны друг с другом при посредстве этой трансцендентальной функции воображения, так как в противном случае чувственность, правда, давала бы явления, но не  давала бы предметов эмпирического познания, стало быть, не давала бы  никакого опыта». Познавательное содержание или информация, данная в чувственным созерцании, подводится под способность воображения, творящего новые образы».

                Следовательно, познавать окружающий мир человека может через низшие чувства и рассудок, а также через высшие чувства и разум. Связующим звеном и в первом, и во втором случае выступает творческое воображение (способность видеть образно).

«Воображение имеет сложную структуру. Психология классифицирует его:
а) по степени преднамеренности (воображение произвольное и непроизвольное);
б) по активности (воспроизводящее и творческое);
в) по обобщённости образов (конкретное и абстрактное);
г) по видам творческой деятельности (научная, изобретательская, художественная, религиозная и т.п.)»

                Человек может общаться как с миром Макрокосмоса (Космические тела), так и с миром Микрокосмоса (элементарные частицы) через творческое воображение. Так Ньютону увиделась во сне таблица элементов, а Резерфорду  – строение атома.

«Поскольку нас интересует общность, одинаково присущая и воображению, и визуальному мышлению, поскольку под воображением, близким к визуальному мышлению, следует понимать именно творческое, продуктивное воображение. Если репродукция следов в памяти состоит в воспроизведении образа, максимально приближающегося к тому, который был в восприятии, то продуктивное воображение состоит в изменении этого содержания, в создании образа, который как бы рассогласуется с содержанием тех восприятий, которые послужили основой для его создания».

                Здесь память можно представить в виде поля, где сохраняются увиденные образы. Не забываем, что человек имеет своё пространство мышления.

«Воображение не сводится только к функции связующего звена между чувственным и рациональным. Оно динамично, ибо рождено действием, которое может остаться вне поля зрения самого субъекта и которое проявляет себя через деятельность. Визуальное мышление приводит в движение как материал, хранящийся в памяти, так и материал, содержащийся в каждом новом акте восприятия, и только в движении этих материалов оно проявляется и актуализирует себя. Это не движение по замкнутой цепи, оторванное от внешнего мира, а своего рода интенциональная, предметно направленная внутренняя деятельность».

                Существуют различные пространства: физическое пространство, формы которого мы можем видеть, астральное пространство, где располагаются наши чувства, ментальное пространство, где располагаются мысли и т.д. Сознание человека способно перемещаться по этим пространства и концентрироваться в каждом из них.

«Воображение является в некотором смысле аналогом и чувственной канвой логики визуального мышления. Благодаря своему реализму (наглядности), оно могло бы претендовать на роль своего объективного прототипа по отношению к понятийному мышлению. Отсюда и возникает широко распространённая иллюзия того, что воображение способно само создавать новую реальность. Термин «визуальное мышление», понимаемое как мост и звено между чувственным и рациональным, удобен тем, что заведомо включает в себя чувственно визуальное и внечувственно рациональное».

                Каким образом мыслит человек, лишённый зрения?  Откуда он берёт образы?

                Понятийное мышление, имеет ли оно своё пространство? Если да, то, какое оно? Оно поле, скорей древо слов. Так ли это? Есть слова главные, общие, конкретные. Имеем систему в системе с одной стороны, но с другой стороны от одного слова можно перейти ко всем другим словам, имеем замкнутость и связь между словами.

«Человек начинает познавать мир не с его созерцания, а с его практического преобразования».

                Так ли это? Что происходит, когда человек созерцает? Возникают ли у него мысли по поводу увиденного? Возникают. Может ли он изменить своими мыслями то, что видит? Сможет, если обретёт власть над своим сознанием? То есть расширит его.

«Когда речь идёт об общественно развитом человеке-деятеле, соотношение чувственного и рационального, непосредственного созерцания и априорного теоретического знания уже не подчиняется логике первичного и вторичного. Созерцание и предзнание (опережающее отражение) представляют собой сплав сторон процесса мышления.

Основой познания служит практика, а не просто чувственное созерцание или абстракция предзнания. Практика пронизывает весь процесс познания от начала и до конца. И в этом смысле знание представляет органическое единство чувственного и рационального».

                Человек – это инструмент для познания. Сознание, таким образом, пытается понять (познать, изучить) Материю, которую создало как противоположность себе. То есть существует только Сознание, а Материя всего лишь есть объект познания. Так ли это?