7. 3 Посвящение Платона и его философия

Лариса Болотова
                Из книги «Великие Посвящённые»  Эдуарда Шюре:

 (стр.319) «Светлый образ Сократа, умирающего за истину беседующего в свой смертный час с учениками о безсмертии души, запечатлелся в уме Платона, как самое прекрасное из зрелищ и как самая святая из всех мистерий. Это было его первым великим посвящением. Позднее он изучал физику и метафизику и много других наук; он  навсегда остался учеником Сократа. Он передал нам его живой образ, влагая в уста своего учителя сокровища своей собственной мысли.

Хотя нам известно, что он основал школу на пятидесятом году своей жизни и умер семидесяти лет, невозможно представить себе его иначе, как молодым, ибо вечная молодость есть удел душ, у которых к глубине мысли присоединяется и чистота сердца.

Платон получил от Сократа великий импульс, мужественное и деятельное начало своей жизни, свою веру в справедливость и истину. Но сущностью своих идей он был обязан своему посвящению в Мистерии. Его гений облёк их в новую форму, одновременно и поэтическую, и диалектическую. Посвящение своё он принял не только в Элевзисе, он искал его во всех доступных источниках античного мира.

После смерти Сократа он отправился путешествовать. Он слушал многих философов малой Азии. Оттуда он отправился в Египет, чтобы войти в сношение  (в общение?) с его жрецами; там он прошёл через посвящение Изиды. Он не достиг, подобно Пифагору, высшей ступени, на которой человек становится адептом и приобретает действительное и прямое видение божественной истины вместе со сверхъестественным, с земной точки зрения, могуществом. Он  остановился на третьей ступени, которая даёт человеку полную власть разума и совершенное господство над душой и телом».

                То есть власть над чувствами, мыслями (душа), страстями и невежеством (тело)?

«Затем он отправился в Южную Италию, чтобы познакомиться с пифагорейцами, хорошо зная, что Пифагор был величайшим из греческих мудрецов. Он приобрёл на вес золота один из манускриптов учителя. Познакомившись с эзотерическим преданием Пифагора из первоисточника, он взял у этого философа основные идеи и сам план системы.

Возвратившись в Афины, Платон основал свою школу, столь прославившуюся под именем Академии. Чтобы продолжить дело Сократа, нужно было распространять истину. Но Платон не мог публично передавать те учения, которые пифагорейцы прикрывали тройным покровом. Его обет молчания, благоразумия и сама цель запрещали ему публичное выступление, и хотя в его Диалогах мы находим ту же эзотерическую доктрину, но она замаскирована, смягчена, нагружена диалектикой, как посторонней тяжестью, а сама суть её преображена в легенду, в миф, в притчу.

Нет ничего легче, как восстановить различные части эзотерической доктрины в произведениях Платона и в то же время открыть источники, из которых он черпал».

                Суть, основа любого учения, а также любой религии одна и та же. Она просто передаётся от одного учения к другому, от одной религии к другой, по мере их возникновения, обретая новые формы изложения.  Основная задача найти исток всех учений и религий, и проследить их развитие.

«Учение об идеальных первообразах вещей, изложенное Федре, соответствует доктрине священных чисел Пифагора. Тимей даёт очень спутанное изложение эзотерической космогонии. Что касается учения о душе, её странствии  и её эволюции, - оно проходит через все произведения Платона, но нигде не виднеется с такой ясностью, как в его Пире, в Федоне и в легенде Эре, помещённой в конце последнего диалога. Мы узнаём тут психею, и как прекрасно и трогательно просвечивает она сквозь наброшенное на неё покрывало своими чудесными формами и своей божественной грацией!

Мы видели в предыдущей книге (о Пифагоре), что ключ к космосу, тайна построения всех его отделов заключается в принципе трёх миров, отражённых в микрокосме и макрокосме, в человеческой и божественной троичности. Пифагор формулировать эту доктрину под символом священной Тетрады. Эта доктрина живого Глагола составляла великое таинство, источник магии, святую святых посвящённого, его неприступную крепость, возведённую над бурным океаном проявленного мира.

Платон не мог и не хотел раскрывать эту тайну в своём публичном учении. Очень немногие могли понять его, а непонявшие только исказили бы эту теогоническую мистерию, заключавшую в себе происхождение миров».

                Соединение духа и материи рождает Проявленную вселенную?

«К тому же и клятва молчания связывала его. Для борьбы с порчей нравов и с разнузданностью политических страстей нужно было нечто иное. С уничтожением великого посвящения должна была закрыться и дверь в потусторонний мир, та дверь, которая открывалась вполне только для великих пророков и для немногих истинных посвящённых.

Платон заменил учение о «трёх мирах» тремя концепциями, которые, за отсутствием установленного посвящения, оставались в течение трёх тысяч лет как бы тремя путями, ведущими к верховной цели. Эти три концепции относятся одинаково и к миру человеческому, и к миру божественному; хотя отвлеченным образом, но они всё же соединяют оба мира, и здесь особенно сильно проявляется популяризаторский и творческий гений Платона. Он проливает целые потоки света, ставя на один уровень идеи Истины, Красоты и Добра.
 
Освещая одну идею посредством другой, он доказывал, что они – три луча, исходящие из одного и того же светового центра, которые, сливаясь и составляют этот световой центр, то есть: Бога.

Осуществляя Добро, следовательно, и справедливость, душа очищается. Она готовится познать Истину, - это первое и необходимое условие для её прогресса. Если расширить идею Красоты, она перейдёт в Красоту духовную, в свет Разума, из которого изошли все вещи, которым оживотворялись все формы и который является и субстанцией, и органов Бога.

Погружаясь в Мировую Душу, человеческая душа приобретает крылья. Овладевая Истиной, душа достигает чистой Сущности, она прикасается к тем началам, которым заключаются в чистом Разуме. Она познаёт своё безсмертие, благодаря тождеству своего начала с началом Божественным. Отсюда – совершенство, эпифания души».

                Почему произошла замена Сократа на Платона? Нужны были другие методы подачи истины? Сократ не смог выполнить, то, что намечено было. Народ не пошёл за ним.  Уровень сознания народа был не готов к принятию нового мировоззрения. Народ был увлечён бытиём, а не знанием.  Знание нужно было передать в форме ближайшей к бытию, что и должен был сделать Платон.

                Имеем противоборство двух противоположных сил: Света (духа) и тьмы (материи). Не путать с начальной Тьмой, из которой возник Свет.  Чем менее развит человеческий разум, тем сильнее человечество используется тьмой (материей) для своего существования. Понятие добра и зла чисто человеческое, земное понятие. Вне земного мира идёт борьба за существование духа и материи.  Чтобы вырваться из оков материи, нужно развить свой рассудок до разума.      

                Методы борьбы используют тёмные силы. Им без разницы с кем бороться с людьми, натравливая их друг на друга, со Светом или между собой. Светлые силы использую методы убеждения, просветления в отношении к людям, но не в отношении к силам тьмы. 

(стр.322) «Раскрывая эти широкие горизонты перед человеческим сознанием, Платон установил – вне узких систем и отдельных религий – категорию Идеала, который должен был заменить на многие века и заменяет и до сих пор, органическое полное посвящение. Он проложил три священных пути, ведущие к Богу. Проникнув во внутренности храма вместе с Гермесом, Орфеем и Пифагором, мы можем убедиться, как правильно и прочно заложены были эти широкие пути строительным гением Платона. Знакомство с посвящением даёт нам и оправдание и внутренний смысл Идеализма.

Идеализм есть смелое утверждение божественных истин душою, вопрошающей себя в тиши уединения и определяющей духовные  реальности путём своих собственных интимных свойств и своего собственного внутреннего голоса. Посвящение есть проникновение в эти истины непосредственным опытом души, непосредственным видением духа, внутренним преображением. На высшей ступени, это общение души с божественным миром.

Идеал есть нравственность, поэзия, философия; Посвящение есть действие, познавание, присутствие верховной Истины. Идеал есть мечта о божественной родине и тоска по ней; Посвящение, этот храм избранных, есть ясное воспоминание, более того – возврат на родину.

Устанавливая категорию Идеала, посвящённый Платон создал тем самым верную пристань для миллиона душ, раскрыл путь спасения для тех, которые не в состоянии достигнуть в этой жизни прямого посвящения, но которые всё же мучительно стремятся к истине.

Платон сделал, таким образом, из философии преддверие будущего святилища, приглашая войти в него всех, обладающих доброй волей. Идеализм его многочисленных детей, и христиан и язычников, представляется нам притвором, в котором пребывают все чающие великого Посвящения.

Вот откуда исходит огромная популярность и светлая сила платонических идей.  Сила эта коренится в их эзотерической основе. Вот почему афинская Академия, основанная Платоном, жила целые века и продолжала жить в александрийской школе. Вот почему первые Отцы Церкви отдавали должное Платону; вот почему св. Августин взял у него две трети своей теологии».