Суть изобретения и нюансы. Часть 3

Кларита Арта
На моей страничке "Проза.ру" 25.12.2020 я опубликовала "ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ". Это основной документ. В описании дана формула (предварительный вариант формулы) изобретения. Формула является основным юридически значимым документом, по которому определяются рамки юридической защиты изобретения. Имеет смысл уделить внимание этому основному документу.

Формула состоит из главного независимого пункта и зависимого пункта.
Если говорить о составе патентной формулы, то она для СПОСОБА описывается наличием какого-либо действия (операции) или нескольких действий, последовательностью выполнения действий, условиями проведения действий (температура, давление, используемые устройства и вещества и т.д.)

В формуле моего изобретения выполнены эти условия. В ней говорится о том, что к классической октаве, имеющей 7 основных нот добавляется в первом ряду 8-ая нота (прежде всего рассматривается количественный аспект).
Во втором ряду 8 основных нот удваиваются. Они удваиваются от имеющегося нового состава из 8-ми нот с получением во втором ряду тоже 8-ми нот (всего 16).

В октаву я добавила 4 ноты. Согласно автору, добавлять можно только всего 4 ноты, причём, определённым образом. Ноты – это клавиши. Ноты – обезличены, пока не получен у инструмента механизм реализации звука. Ноты (клавиши) можно обозначить слогами, буквами, порядковыми номерами. Названия нот - условны.

Я могла обозначить ноты каким-то другим образом, например, придумать следующие названия для основных нот: мя, ру, ка, фи, эс, ри, лу, нэ, а во втором ряду обозначить их диезами. И это ничего не поменяло бы по существу заявки. В описании изобретения я писала, что все названия – условны, они применяются для удобства объяснения материала. И тем не менее, оставить общепризнанные названия нот, придуманные Гвидо Аретинским, было бы логичным актом преемственности, символом развития классической октавы, а тот факт, что ноты у разного вида музыки называются одинаково, и при этом значения в герцах имеют разные (исторически сложившиеся) – всем известно, это историческая практика. Вряд ли кто-то будет возражать и рекомендовать изменить названия нот для новой универсальной октавы.

Согласно исторической практики, были приняты разные значения частоты для ля1 у разного вида музыки (барокко, церковной, ренессансной, академической и т.д.). Я предложила дальнейший шаг усовершенствования универсальной октавы фортепиано. И если новая универсальная модифицированная октава будет принята музыкальным миром, значения камертонной ноты для разного вида музыки могут быть различными, выбранными в дальнейшем исторически. Практика станет критерием отбора.    
 
В формуле отмечено, что «камертонной нотой назначают ноту до первой октавы», а также указано, что до1 будет «со значением частот в герцах целым числом». О частотах сказано во множественном числе (это важно). Для относительного музыкального звука не существует абсолютного акустического значения частоты. Выбор конкретной частоты – вопрос дальнейшего выбора производителем. И таких значений не так уж много из-за ограничений диапазона.
 
Я дала СПОСОБ модификации универсальной октавы, а не конкретные указания производителям и дальнейшему историческому выбору. По способу всегда подразумеваются варианты конкретного исполнения. Указав в формуле на способ хотя бы одно конкретное значение, я бы совершила логическую ошибку. Также нельзя забывать, что при выборе частоты необходимо будет учитывать условие (ноу-хау автора), его надо использовать, если подходить к изобретению со всей ответственностью. Нюансы имеют значение.

В формуле сказано, что значения нот высчитываются «по логарифмическим формулам». Формулы даны в интернете (они могут быть разного вида, но результат будет один). Для получения значений нот для звукоряда с модифицированной октавой достаточно производителю в формулу подставить количество нот в октаве (16) и выбранное производителем акустическое значение для камертонной ноты. Автором также рекомендовано проверить для уточнения по слуху нюансы звучания нот первого и второго ряда (это моё ноу-хау).

Внешний вид предложенной мною октавы является «лицом» изобретения. Приведу примеры для сравнения. Октава, имеющая 7 белых клавиш и 5 чёрных клавиш (2 + 3) идентифицируется любым человеком в мире как классическая современная октава фортепиано и все её знают. Октава, имеющая 9 белых клавиш и 7 чёрных клавиш (3 + 4) это практически никому не известная октава автора изобретения Andrej Kowalski и это зафиксировано патентом US 6,194,646 Feb.27,2001 (индекс МПК G10C 3/12). Октава Одоевского имеет определённый трёхрядный вид, клавиши разного цвета и инструмент известен всему музыкальному миру. Октава 8/16, имеющая 8 основных нот (белые клавиши) и 8 дополнительных клавиш второго ряда определённого вида – это универсальная октава, предложенная автором изобретения. Никто в мире не имеет прав на эту октаву, кроме автора (или с его разрешения). Идентификация – комплексное понятие и включает полное мнение об изобретении, которое складывается по ряду параметров, в том числе и внешней формы, которая является техническим оформлением нот второго ряда.

Из формулы становится ясно как строится новая октава. Октава формируется из условия, что и у октавы фортепиано, и в новой системе наличествует РТС. В новом музыкальном интервале (лактаве) 1:2 сдвигаются значения нот между крайними нотами. Полутон, как условно-музыкальная единица в лактаве и, соответственно, между всеми нотами звукоряда, становится уже. Я уделяла этому принципиальному вопросу внимание в разных документах много раз. У производителей музыкальных инструментов не возникнет проблем, для них это как азбука построения звукорядов с РТС. Что касается акустических значений в новой модифицированной октаве, то это отдельный вопрос. Необходимо вначале понять СПОСОБ, разобраться с количественным аспектом нот в модифицированной системе и с условно-теоретической единицей (тоном/полутоном), а далее производителям можно выбрать то или иное значение для камертонной ноты, рассчитать по логарифмическим формулам акустические значения нот звукоряда, сдвинуть выше или ниже весь диапазон в зависимости от количества октав и учесть советы автора по ноу-хау.

Считается, что главный независимый пункт формулы определяет объём правовой охраны изобретения (не п.2!), т.е. он является основой заявки.
При написании независимого пункта учитываются следующие основные принципы: чем меньше признаков в независимом пункте, тем шире правовая охрана, что лучше для будущего патента. Следовательно, изобретателям советуют, что нужно стараться описать объект как можно более общими признаками (понятиями, чтобы заявитель имел максимальный объём прав на изобретение). 
В независимом пункте формулы обязательно должны присутствовать признаки необходимые:
- для реализации назначения изобретения;
- для достижения указываемого технического результата.

В формуле я указала о назначении изобретения. Согласно общему положению "Формула излагается в виде логического определения изобретения, совокупностью всех его существенных признаков. Признаки в формуле выражаются таким образом, чтобы обеспечить возможность их идентификации. Если возможно несколько форм реализации признака, обеспечивающих в совокупности с другими существенными признаками получение одного и того же технического результата, признак целесообразно выражать общим понятием, охватывающим выявленные формы реализации."

Техническим способом модификации может быть только новое количество нот в октаве, воспринимаемых как единое целое в новой системе октавы, новое звучание в герцах каждой ноты, что в свою очередь даст в интервалах и аккордах новые звуковые соразмерности. Не может быть никакого другого осуществления. Если определить это общими словами, то такими словами будут слова, указанные в формуле: «Способ… применяемый с целью увеличения спектра звучания октавы и большего благозвучия для клавишных инструментов».

В формуле не указывается технический результат, а только описываются средства для его достижения, что мною и выполнено в формуле.

С юридической точки зрения, при конфликтах по материальным вопросам и при спорах по патентам, традиционно рассматривается в первую очередь формула изобретения. Формула с названием изобретения «Способ модификации октавы музыкальных инструментов, имеющих клавиатуру равномерно темперированного строя фортепианного типа» является самодостаточной, полной и ясной для понимания.
 
Для специалистов и производителей стало бы понятно из такой формулы, что: новая октава используется в звукорядах с РТС; рекомендована для всех клавишных инструментов; назначение изобретения определено; формулы для подсчёта акустических значений известны из физики; количество нот в октаве подсчитать не трудно (порядок их указан); значение одной из нот (любой, хотя в описании камертонной нотой рекомендовано назначить ноту до1, и она по умолчанию всегда берётся целым числом) даст по формуле все остальные значения нот для звукорядов с модифицированной октавой; свобода выбора значений для производителей предоставлена.

СПОСОБ характеризуется наличием какого-либо действия (в случае моей формулы – добавляются ноты), последовательностью выполнения действия (в формуле показана последовательностью добавления нот), условием проведения действий, таких как температура, давление и т.д. (в моей формуле к таким условиям можно отнести использование модуля ДСС и ДМ в построении октавы).

Вывести какие-то зависимости и закономерности моего способа с другими источниками (патентами на устройства) не представляется возможным. Новая система универсальной октавы должна рассматриваться как таковая и целостно, а не по частям, когда отдельные параметры есть в том или ином источнике, например, факт добавления нот у меня и у других изобретателей. Назначение изобретения в формуле отмечено. А задача найти новую соразмерность в интервалах и аккордах была сверхзадачей у всех изобретателей, которые предлагали свои варианты по количеству нот.

Служба патентования «Старт-патент» https://www.start-patent.ru/claim  пишет:
"Зависимые пункты являются дополнением (развитием) независимого пункта и автоматически включают все его характеристики. Зависимые пункты раскрывают частные (необязательные) варианты реализации изобретения или полезной модели. В частности, в указанных пунктах приводятся сведения, описывающие конкретную реализацию узлов устройства, конструкцию элементов, используемые материалы, конкретные режимы способов и т.д. Сведения в данных пунктах не влияют на объем охраны изобретения (полезной модели). Однако целесообразно указывать как можно больше информации в зависимых пунктах по ряду причин:
- признаки из зависимых пунктов могут быть включены в независимый пункт, что бывает необходимо на этапе экспертизы заявки или при оспаривании выдачи патента,
- сведения, раскрытые в заявке, в том числе в зависимых пунктах формулы, после выдачи патента становятся общемировым уровнем техники. Подробное раскрытие аспектов технического решения перекрывает конкурентам возможность последующего патентования подобных технических решений.
Однако не следует включать в заявку (в том числе в формулу), подробности разработки, которые не следует знать конкурентам, поскольку тексты описания и формулы открыто публикуются. Грамотные заявители всегда оставляют в секрете некоторые особенности своей идеи (элемент конструкции, операция технологии, компонент вещества и т.д.), без которых реализация изобретения или полезной модели сильно затруднена. Это значительно усложняет копирование разработки."

Зависимый пункт уточнённой формулы, естественно, включает все характеристики модифицированной октавы из п.1, которая имеет свою внешнюю неотъемлемую форму, указанную в п.2 (зависимом пункте формулы). Внешняя неотъемлемая форма – это тоже техническое решение, а не эстетические предпочтения. Признаки из двух пунктов формулы (содержание и форма) – неразделимы. Можно переделать формулу для её усиления и включить содержание зависимого пункта в независимый пункт, так как  формула может быть многозвенной или однозвенной. Но наличие двух пунктов в изобретении является допустимым и в случае модификации октавы хорошо выделяет значимые части и расставляет приоритеты.