Легенда мировой сцены. Сара Бернар

Алина Алексеева-Маркезин
 Джованни Больдини. Портрет Сары Бернар.1904г.

 Сара Бернар (1844-1923г)– французская театральная актриса, легенда мировой сцены, первая из киноактрис. Её называли «самой знаменитой актрисой за всю историю». Будущая звезда театральной сцены родилась 22 октября 1844 года в Париже и получила при рождении имя Генриетт Розин Бернар. Матерью девочки была Юдифь Бернар, дочь голландского торговца Морица Баруха Бернардта, еврейка по происхождению.

   До приезда во Францию Юдифь подрабатывала модисткой. Но в Париже она предпочла стать куртизанкой. Приятная внешность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счёт средств состоятельных любовников. Родившаяся дочь мешала Юдифи вести беззаботную жизнь, и поэтому Сара была отправлена в Бретань, где жила с кормилицей до четырёх лет.Однажды произошёл несчастный слачай.Девочка подошла слишком близко к камину, платье загорелось. Соседи спасли девочку.После этого мать забрала её в Париж.

   Сара не была обучена ни чтению, ни письму, ни счёту. Её отдают в школу Мадам Фрессард, где она проводит два года. Во время пребывания в школе Сара впервые принимает участие в спектаклях. Во время одного из представлений она вдруг видит, как в зал входит её мать, решившая навестить дочь. С Сарой случается нервный приступ, она забывает весь текст и «страх сцены» с тех пор преследует её до самых последних дней, даже в период её мировой славы.

     Подростком Сара была очень худой, постоянно кашляла. Осматривавшие её доктора предрекали ей скорую смерть от туберкулёза. Сара становится одержима темой смерти. Примерно в это время делаются её знаменитые фотографии, где она лежит в гробу (гроб ей купила мать после долгих уговоров).

     Однажды мать по совету близких родственников и друзей решила, что Сару стоит побыстрей выдать замуж. В ответ на уговоры девочка устремляет взор к небесам и патетически заявляет присутствующим, что она отдана Богу и её участь — монашеские одежды. Герцог Морни,поклонник матери, по достоинству оценивает эту сцену и рекомендует матери отдать дочь в консерваторию. В это же время Сара впервые попадает на настоящее представление в Комеди Франсэз. После этого судьба её решена.


   Перед вступительным прослушиванием Сара Бернар взяла несколько уроков по технике речи у писателя Дюма-старшего, который сразу оценил все богатство голоса будущей звезды сцены. В 1857 году Генриетт поступила в драматическую школу Парижской консерватории, которую окончила через пять лет, получив второе место по успеваемости среди выпускников года.

   1 сентября 1862 года состоялся театральный дебют 18-летней актрисы на сцене театра «Комеди Франсез». Сара предстала перед публикой в главной роли пьесы Жана Расина «Ифигения в Авлиде». Первым выступлением актриса не произвела впечатления на зрителей и театральных критиков.Вскоре из-за конфликта Сара Бернар прекратила сотрудничество с «Комеди Франсэз». Её возвращение туда состоялось лишь через десять лет.

    22 декабря 1864 года у Сары рождается сын, Морис, чьим отцом был Анри, принц де Линь.  Вынужденная искать средств для существования и воспитания сына, Сара устраивается в театр Одеон, второй по значимости из парижских театров того времени. После нескольких не слишком удачных ролей критики замечают её в Короле Лире, где она играет Корделию. Следующий успех приходит с ролью в пьесе «Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца, который остался весьма доволен игрой своей протеже.

 Триумфальной стала для неё роль Королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго, которую она сыграла в 1872 году. В 1880 году Сара Бернар второй раз покинула «Комеди Франсез» и отправилась в первые большие гастроли по Америке с собственной труппой. Сара Бернар много гастролировала. Актриса объездила всю Европу, девять раз посетила США, в России Бернар побывала в 1881, 1898 и 1908 годах. Актриса посетила Михайловский театр, Москву, Киев, Одессу и Харьков.

   В Петербурге актриса побывала на приеме у императора Александра III, познакомилась с Иваном Тургеневым, князем Сергеем Волконским, Антоном Чеховым, Константином Станиславским. В Лондоне особым успехом пользовалась бернаровская «Федра», с которой актриса гастролировала в 1879 году.

 Гастроли звезды театра вызывали небывалый ажиотаж среди жителей Нью-Йорка, публику даже не смущал языковой барьер. Анонсы выступлений француженки всегда печатались на первых полосах ведущих изданий. В 1891 году Сара Бернар побывала со спектаклями в Австралии.
   
    В России Сару Бернар называли «Наполеоном в юбке», во Франции считали второй Жанной д’Арк. В Америке некоторые общественные организации предавали имя актрисы хуле, называя ее «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона». В честь Сары Бернар создавались духи, мыло, перчатки, пудра. Гонорары актрисы были немыслимы, но Сара много средств жертвовала на благотворительность. В 1904 году организовала гастроли с Энрико Карузо в помощь русским солдатам, получившим увечья во время русско-японской войны.

Работала в театрах «Комеди Франсез», «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». В 1893 году приобрела театр «Ренессанс», в 1898 году театр «Насьон» на площади Шатле, который получил название Театра Сары Бернар .

  Многие выдающиеся деятели театра, например К. С. Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. Однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, художественный вкус сочетались у Бернар, по некоторым отзывам, с нарочитой эффектностью, некоторой искусственностью игры. Чехов считал, что игра актрисы — это не божий дар, а не более чем отточенное мастерство, Тургенев же был убежден, что ее единственное достоинство — это голос.

    Ведущий французский критик Сарси писал: «Это самый мелодичный голос, который когда-либо слышали человеческие уши. Эта женщина играет своим сердцем, всем своим нутром».

    Самой яркой и главной ролью в жизни Сары Бернар стала роль Маргариты Готье в спектакле по роману Александра Дюма «Дама с камелиями». Она играла ее более тысячи раз до конца своей жизни. Аудитория часто плакала над знаменитой сценой смерти Маргариты.

    Актриса не раз становилась моделью для портретистов Бастьен-Лепажа, Болдини, Жоржа Клерена, Гандары, фото актрисы неоднократно делал Нодар. Основоположник художественного течения «ар нуво», чешский иллюстратор Альфонс Муха стал автором множества рекламных плакатов для спектаклей Сары Бернар.

    В 1905 году во время гастролей в Бразилии актриса повредила ногу, и через 10 лет конечность пришлось ампутировать. Физическое увечье не сломило Сару Бернар, она не оставила сценическую деятельность. Актриса продолжала появляться в любимых спектаклях: «Даму с камелиями» Сара играла сидя и лежа в постели. Во время Первой Мировой войны Бернар выступала в составе фронтовой бригады, за что удостоилась ордена Почетного легиона.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ.

    Помимо театра Сара Бернар увлекалась созданием скульптур, литературным творчеством. Из-под пера актрисы вышли книги «Мемуары одного стула», «Моя двойная жизнь», в которых Сара Бернар описала события своей биографии, а также несколько пьес.
   
    Сара Бернар скрывала события своей личной жизни от публики. Но современники приписывали актрисе многочисленные любовные связи, в том числе и с представителями европейских королевских династий.

    В 1864 году, находясь в Бельгии, Сара Бернар родила сына Мориса. По слухам, отцом мальчика был принц Генри де Линь, который даже хотел сделать актрисе предложение, но не сумел пойти против воли родственников. Много лет спустя принц предложил официально признать своего ребенка. Это значило, что Морису передались бы знатная фамилия и титул, но молодой человек отказался, пояснив, что его вполне устраивает быть сыном Сары Бернар.

       После разрыва с Генри Сара вернулась в Париж, где последовали романы с коллегами по цеху Филиппом Гарнье, Пьером Бертоном, Жаном Муне-Сюлли. В начале 80-х годов, будучи на гастролях в Петербурге, Сара познакомилась с греческим дипломатом Аристидисом (Жаком) Дамалой 1855 года рождения, за которого вскоре вышла замуж.

    Несмотря на пылкую любовь, союз распался через полгода. Следующий роман настиг актрису в 66 лет. Ее избранником стал американский актер Лу Теллеген, который был младше Сары Бернар почти в два раза. Отношения продлились почти четыре года.

       С конца 1922 года у актрисы начали отказывать почки. Болезнь оказалась неизлечимой. 26 марта 1923 года Сара Бернар скончалась в парижской квартире на бульваре Мальзерб.

    Церемония похорон прошла в торжественной обстановке, гроб с телом актрисы несли самые красивые актеры театра, а путь на кладбище Пер-Лашез был усыпан камелиями. Прощальная процессия насчитывала несколько тысяч человек.