Листая старую записную книжку

Валерий Каменев
В пятидесятые - шестидесятые годы я жил в Одессе чудной. Мой возраст соответствовал юношескому. В Одессе многое поражало и изумляло. У меня была записная книжка и я в нее вносил многое, что я узнавал в Городе. Эта книжка у меня сохранилась и вот недавно я, заглянув в нее и обнаружив старые записи, осознал, насколько все в этом мире изменилось. А я хочу вернуться во времена моей юности. Я вспомнил свой трамвай №9, который ходил от Лузановки до Моста. 
 Одесский трамвай - это вид транспорта. Но не Только. В Одессе - это в большей степени некий клуб, где люди, расслабляясь, отводят свою душу в перепалках, стычках, конфликтах, которые в массе своей не отличались откровенной злобой, агрессивностью и угасали вполне мирно, Часто с дружным смехом с участием или без вмешательства кондуктора или, как испокон веку говорили в Одессе, кондукторши.
Кондукторша - это капитан корабля - трамвая. О ней и рассказ.
 
Это были колоритные, большей частью, немолодые одесситки, умудренные жизнью, закаленные многолетним общением с пассажирами и поднаторевшие в своей, нужно признать, нелегкой работе, во время которой успевали чуть ли ни одновременно проделать массу вещей. Они принимали от пассажиров "мелочь", бросали ее в висевшую на плече сумку, давали сдачу, открывали от прикрепленных к ремню сумки рулонов билеты, следили за посадкой и высадкой, по окончании которых дергали за проволоку, и в кабине водителя, которого по старинке именовали ватманом, раздавался звонок, означавший, что "уже можно ехать".
А еще кондукторши должны были объявлять остановки, что они делали иногда весьма своеобразно. Так, когда в 1963 году в Одессу после долгого перерыва приехал и выступал со своим оркестром в Украинском театре Леонид Утесов, кондукторша 1-го маршрута трамвая, который шел по Садовой, объявляла: "Госцирк. Следующая остановка - концерт Утесова!" Они вообще отличались сочным, смачным языком, что придавало особую прелесть старому одесскому трамваю. "Что-то я не вижу на билеты!" - многозначительно провозглашала кондуторша, если на ее глазах пассажиры входили в трамвай, но не торопились передавать друг другу монетки. Если же, по ее мнению, этот процесс шел недостаточно интенсивно, в вагоне тотчас раздавалось: "Веселее на билеты! Веселее!"
Некоторые "лирические" вариации кондукторш могли вогнать стеснительного пассажира в краску:
- Молодой человек в синей кепке! Если вам так нравится эта дама, так берите ее и идите вперед, а то вы стоите и закрываете мне весь проход!
Летом, измученная бесконечными и, как ей казалось, совершенно бестолковыми вопросами приезжих, на вопрос: "Кондуктор, куда идет трамвай?" - она могла в сердцах ответить: "Вперед". В этом случае мгновенно собиралась летучая конференция пассажиров для безусловного выяснения "как легче и короче добраться приезжему товарищу в санаторий Чувырина" или, скажем, "на улицу Воровского, которая уже была Воровского, потом - маршала Малиновского, теперь - обратно Воровского, но вы, когда сойдете, спросите Малую Арнаутскую!"
 
Традиционной и безуспешной была борьба с пассажирами, которые так и норовили выйти с задней площадки:
- Сколько же я могу харкать кровью, что задняя дверь только для сюда!
А когда появились вагоны с автоматической дверью, посередине проема которой, как и теперь, был поручень, кондукторша на остановке могла просунуть голову в окно и сообщить пассажирам, что "садиться нужно на обе половинки!"
Но самый потрясающий, самый сногшибательный перл я услышал когда-то на задней площадке прицепного вагона трамвая №28, только что отошедшего от конечной остановки возле парка имени Шевченко и выезжающего на улицу Белинского - наличие и точность деталей обязательна, поелику без них любая история может обернуться легендой или анекдотом, а эта, как говаривал незабвенный О.Бендер: "медицинский факт". Дама медленно и величественно вносила себя в вагон; нужно признать, там было, что нести: очаровательна с головы до ног, как говорится, женщина "под ключ". И когда она, наконец, вся уже оказалась на площадке, закрывавшаяся дверь защемила каблук ее изящнейшей "лодочки". В общем, ничего страшного для здоровья и тем более для жизни, но пассажиры тут же завопили: "Кондуктор, нога! Нога!" И тогда кондукторша, немолодая женщина, профессионально быстро оценив ситуацию, с ледяным спокойствием изрекла: "Ногу надо держать с головой!" Пассажиры молчали, "переваривая" только что родившийся на их глазах афоризм, каламбур или заповедь...

Да я бы ей памятник поставил, этой мудрой, неизвестной, канувшей в прошлое, одесской кондукторше! Ногу нужно держать с головой, руку нужно держать с головой, перо нужно держать с головой и, самое главное, голову нужно держать... с головой. Тогда, может быть, все было бы по-другому в городе, в трамвае. И везде, и вообще...
 Автор неизвестен, слова народные.
Записал ВК
1998 г.