Подарок от Бунина

Надежда Крень
Заканчивается 2020 год, объявленный Годом Ивана Бунина, русского поэта, писателя (родился в 1870 году - в один год с Владимиром Ульяновым-Лениным, умер в 1953 - в одном году с Иосифом Сталиным).

В октябре в качестве корреспондента районной газеты я освещала культурное мероприятие из литературной гостиной центральной библиотеки, посвящённое 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина - великого русского писателя. Об этом была моя публикация в газете. Но я хочу рассказать о другом.


В школе мы Бунина не проходили, для внеклассного чтения его нам тоже не рекомендовали, и в сельской библиотеке «дядя Володя», как мы звали библиотекаря, книги с его произведениями не предлагал. А может быть, их и не было в библиотечном фонде?

 
Вроде бы, дядя Володя был участником Великой Отечественной войны. Карточку читателя заполнял он левой рукой, а на кисти правой всегда была надета чёрная кожаная перчатка - говорили, что под перчаткой у него протез. Младшие мои сёстры, по их рассказам, даже боялись этой чёрной перчатки, придумывали разные "ужасные" истории про неё, пугали друг друга.


А я любила ходить в библиотеку (и сейчас хожу). Мне нравился запах этого помещения: деревянных шкафов, газет, цветных журналов и книг, новых и старых, зачитанных. И чем больше истрёпана была книга, тем больший интерес вызывала она у читателей - значит она интересна, многие её прочли. Если книга как новенькая – значит, её никто не берёт, не читает. Внешним видом книг частенько и руководствовались читатели.


Но мне хочется рассказать об одном, если его можно так назвать, курьёзном случае, связанным у меня с именем Бунина. В 2009 году, по каналу REN-TV, в прямом эфире, часто разыгрывалась викторина в виде кроссворда, причём шла она в вечернее время и была доступна жителям Дальнего Востока. Эта викторина смахивала на отмывание денег или прикрытие каких-то финансовых «делишек» - складывалось у людей такое впечатление: "Чего ради, просто так, раздавали бы деньги?"

Я слышала с экрана телевизора голоса участников из Амурской области, Комсомольска-на-Амуре, Магадана. Они дозванивались, пробовали угадать задание. И вот уже почти весь кроссворд разгадан, оставалось угадать одно слово. Я подумала: «Может, и мне стоит попробовать? Вдруг дозвонюсь?». Я уже знала ответ.

 
Время викторины меж тем заканчивалось, а самое трудное в ней - дозвониться. Я набрала номер и о, чудо! На том конце подняли трубку. Я услышала свой голос в телевизоре, меня окружили мои домашние, муж, обе дочери, заинтересовавшиеся этим событием.
- Надежда Крень, п. Чегдомын Хабаровского края, - представилась я. – Я знаю правильный ответ.


А времени остаётся всё меньше до конца игры, часики на экране телевизора всё тикают, большая стрелка приближается к финалу. Последнее, не разгаданное слово в кроссворде - фамилия русского писателя, лауреата Нобелевской премии. Телеведущий ещё раз повторил задание, время тянул, что ли?


- Бунин, - назвала я свой ответ.
- Как? - переспросил он меня.
- Иван Бунин, - повторила я ответ в более развёрнутом виде.
- Правильно! - ответил ведущий. - Приз, - и он называет сумму, - Ваш. Не кладите трубку. Сейчас с Вами соединится оператор, и Вы предоставите ему свои личные данные.


Вежливо так разговаривает, на «Вы».
- Хорошо, - сказала я. – Подожду.


Мои домочадцы обалдели от всего услышанного. Они тоже смотрели на экран телевизора, слышали мой голос в нём, в прямом эфире! Оператор подключился, я назвала ему свой почтовый адрес, паспортные данные. Он поздравил меня с выигрышем, попрощался.
- Ну, - думаю. – На этом, наверное, и всё. Лохотрон.


Но через две недели мне пришло уведомление о выигрыше в красивом необычном конверте и  почтовый денежный перевод, за вычетом подоходного налога.


Эта пятизначная цифра тогда была равна моей месячной заработной плате в администрации района. Купила я на эти деньги импортный холодильник и подарила детям–молодожёнам. Спасибо Вам, Иван Алексеевич! Я сочла этот выигрыш подарком от него, за одно-единственное слово, его фамилию.


В том же году, в октябре, я взяла ипотечный кредит на строительство квартиры в краевом центре, добавила своих деньжат. В феврале  следующего года, буквально через три месяца, стала уже её обладательницей, подписала акт о приёмке двухкомнатной квартиры в семьдесят квадратных метров.

И хотя ипотеку подарком не назовёшь даже при громадном желании, как-то удачно всё сложилось. У всех наших начальников квартиры построились в домах на периферии, а мне, ведущему специалисту, достался дом в центре города. И все они удивлялись: "Как это у тебя так получилось?".


Я и кредит выплатила раньше на два года (за пять с половиной лет), чем по договору, сэкономив при этом финансовые средства на процентах по кредиту. И опять я вспомнила Бунина: "Может быть, это он мне помог с жильём?". Ну, нравится мне мистика. Я прочла уже многие его произведения, биографию и подумала: «А у Ивана Алексеевича никогда не было собственного дома» (его отец прогулял состояние, семья жила в имении бабушки).


Иностранцы могут прожить всю жизнь в съёмном доме или квартире, для них это - норма. Для русского человека родительский дом или его собственный очень важны, зачастую он - цель в жизни.
 

И горько читать строки стихотворения Бунина о доме, становится жаль до слёз поэта-эмигранта, всегда снимавшего жилье, тоскующего по России, умершего во Франции:


«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать "прости" родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!»


Через несколько лет я нашла старую открытку с гороскопом, подаренную мне коллегой-мужчиной на тот новый, 2009 год. Тогда-то я не обратила внимания на предсказания гороскопа: "Ерунда какая-то!", а тут развернула открытку, прочла и сильно удивилась. В 2009 году Овнам, то бишь мне, он сулил денежный приз-выигрыш и солидное финансовое вложение в недвижимость. Вот и не верь гороскопам!


 С тех пор у меня особое отношение к творчеству любимого поэта-писателя и ... гороскопам. Недавно перечитала некоторые произведения Бунина, освежила в памяти его ранние рассказы. Читая их, обращаю внимание на даты написания. Допустим, 1941, в том году на Советский Союз напала фашистская Германия, в 1945 война уже закончилась нашей победой. А Иван Алексеевич всё пишет про ту старую Россию, быт помещиков и крестьян, любовь к женщине. Ностальгия не оставляет его.


Но нельзя сказать, что Бунин в эмиграции отстал от жизни в социалистической России. Его произведения не стареют, актуальны и сейчас, в них: человеческие отношения, любовь, добро, самопожертвование. Они вечны, и переиздание его произведений только подтверждает их непреходящую ценность.


24 декабря 2020